Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
1 курс / Психология / Mak_Vilyams_N_Psikhoanaliticheskaya_diagnostika_Biblioteka_psikhologii.pdf
Скачиваний:
19
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
50.24 Mб
Скачать

Глава 10

Параноидные личности

У большинства из нас есть чёткий образ параноидного человека, и мы узнаём этот тип, когда его изображают в литературе. Блистательная игра Питера Селлерса в классическом фильме «Доктор Стрейндж­ лав», например, передаёт подозрительность, отсутствие чувства юмо­ ра и грандиозность, задевающие знакомые струны в любом из нас, у кого есть параноидные знакомые или кто узнаёт комичное изобра­ жение параноидных черт, которые каждый может найти в себе. Вы­ явление менее очевидных параноидных проявлений требует более натренированной чувствительности. Суть параноидной личностной организации состоит в привычке справляться с собственными нега­ тивными качествами путём их отвержения и проекции, после чего отвергнутые атрибуты воспринимаются как внешние угрозы. Про­ ективные процессы могут сопровождаться (или не сопровождаться) сознательным мегаломаническим ощущением Я.

Диагноз параноидной структуры личности для многих ука­ зывает на серьёзное нарушение психического здоровья, и в то же время, как и с другой личностной динамикой, этот тип организа­ ции существует в континууме выраженности от психотического до нормального (Freud, 1911; Meissner, 1978; D. Shapiro, 1965). Как и у типов личности, описанных в предыдущих главах, защита, опре­ деляющая паранойю, вероятно, происходит из периода времени, предшествующего появлению у ребёнка ясности по поводу разли­ чия между внутренними и внешними событиями, то есть когда Я и объект были спутаны. Паранойя, по сути, включает переживание внутреннего как внешнего по отношению к Я. Возможно, что более «здоровые» параноидные люди встречаются реже, чем более «боль­ ные», но человек может обладать параноидным характером на лю­ бом уровне эго-силы, интеграции идентичности, тестирования ре­ альности и объектных отношений.

Параноидные личности

301

Основанные на трайтах описания параноидного расстрой­ ства личности в DSM-IV с клинической точки зрения довольно по­ верхностны, но руководство совершенно справедливо отмечает, что наши знания об этом типе личности ограниченны. У параноидного человека должны быть довольно большие проблемы, прежде чем он обратится (или его приведут) за психологической помощью. В от­ личие, например, от депрессивных, истерических или мазохистичных людей, высокофункциональные параноидные люди, как прави­ ло, избегают психотерапии, если только не испытывают тяжёлого эмоционального страдания или не причиняют значительные про­ блемы окружающим. Поскольку они не расположены верить незна­ комым людям, параноидные люди также вряд ли станут доброволь­ цами в научных исследованиях.

Люди с параноидным характером нормального уровня часто добиваются политических ролей, в которых они легко могут найти выражение своей склонности противостоять, как они считают, не­ сущим зло и угрозу силам. Репортёры и сатирики часто изображали Дика Чейни параноиком, но даже ненавидя его политику, они редко ставили под сомнение его способность эффективно вести дела. На­ ходящиеся на другом краю континуума серийные убийцы, которые расправлялись со своими жертвами из убеждения, что жертвы пы­ тались убить их, представляют собой разрушительность обезумев­ шей проекции; иначе говоря, паранойя работает без опосредующих эффектов более зрелых эго-процессов и без плотной заземлённости в реальности. Несколько недавних нашумевших убийств, похоже, имеют параноидную основу.

Я хочу вновь подчеркнуть, как и в главе 5, что специалисту не следует делать выводы о паранойе только на основе своего убежде­ ния, будто ищущий помощи человек заблуждается относительно опасности, в которой он якобы находится. Некоторые люди, кото­ рые выглядят параноидными, на самом деле находятся под слежкой или преследованием — например, членами культов, из которых они ушли, отвергнутым любовником или недружелюбным родственни­ ком. (Помимо этого, некоторые люди, которых можно диагностиро­ вать как параноидных, подвергают себя вполне реальной опасности; на самом деле отталкивающие качества многих параноидных людей делают их настоящими магнитами для неприятностей.) Некоторые характерологически непараноидные люди временно становятся та­ ковыми в паранойегенных ситуациях унижения или западни. Когда

302

Глава 10

мы проводим интервью с диагностической целью, не следует сбра­ сывать со счетов вероятность, что опрашиваемый человек обосно­ ванно напуган либо что люди, которые заставляют его обращаться за терапией, лично заинтересованы в том, чтобы клиент выглядел сумасшедшим.Некоторые действительно параноидные люди, напро­ тив, не выглядят таковыми. Непараноидные товарищи в их социаль­ ной группе — впрочем, как и сам интервьюер, — могут разделять их убеждения по поводу опасности определённых людей, сил или орга­ низаций (террористов, капиталистов, религиозных лидеров, порно­ графов, средств массовой информации, правительства, патриархов, расистов — чего угодно, что выглядит как препятствие для триум­ фа добра) и, таким образом, могут быть неспособными увидеть, что в их озабоченности существует некая внутренне генерируемая одер­ жимость (Cameron, 1959). Если бы конгрессмен Аллард Ловенстайн (Allard Lowenstein) осознавал параноидный характер Денниса Су­ ини (Dennis Sweeny), одного из своих протеже в студенческом дви­ жении 1960-х годов, человека, который позже в приступе бреда убил его, он бы хорошенько подумал, прежде чем вести себя таким спо­ собом, который можно интерпретировать как сексуальное совраще­ ние, и, возможно, всё ещё был бы жив (см. D. Harris, 1982). Но Ло­ венстайн и Суини имели схожие убеждения по поводу социального зла, с которым необходимо бороться, и, в то время как у Ловенстайна они были преимущественно непроективного характера, у Суини они были именно проекциями.

Кроме того, есть чуткие люди с практически сверхъестествен­ ным чутьём, которые тем не менее являются параноидными. Говард Хьюз (Howard Hughes) испытывал всепоглощающий страх по пово­ ду последствий ядерных испытаний в Неваде в то время, когда мало кто заботился о ядерном загрязнении окружающей среды. Многие годы спустя, когда расплата за радиацию стала очевидной, он выгля­ дел совсем не таким сумасшедшим. Но последующее доказательство правильности его точки зрения не делает его психологию менее пара­ ноидной; события его более поздней жизни говорят о том, что источ­ ником его страданий были его собственные проекции (Maehu & Hack, 1992). Моя цель при рассмотрении всех этих возможностей заключа­ ется в том, чтобы подчеркнуть важность вынесения информирован­ ного, вдумчивого диагностического суждения вместо автоматических, предвзятых предположений — особенно с хмурыми, подозрительны­ ми клиентами, не склонными быстро располагать к себе.

Параноидные личности

303

Влечение, аффект и темперамент при паранойе

Поскольку параноидные люди более болезненного спектра ви­ дят источник своего страдания вне себя, они, скорее, представляют большую опасность для окружающих, чем для себя. Они значитель­ но менее суицидальны, чем столь же больные депрессивные люди, хотя были случаи, когда они убивали себя, чтобы предотвратить ве­ роятное уничтожение себя кем-то другим. Гневливые, угрожающие черты многих параноидных людей породили спекуляции, что одним из факторов параноидной психологии является высокая степень свойственной им агрессии или раздражительности. Выглядит раз­ умным соображение, что с высоким уровнем агрессивной энергии маленькому ребёнку труднее справиться и интегрировать в позитив­ но оцениваемое чувство Я, и что негативные реакции родителей или других опекунов на беспокойного, требовательного ребёнка могут усилить его чувство, будто окружающие его преследуют. В послед­ нее время было опубликовано не очень много исследований о связи паранойи с темпераментом; в 1978 году Мейсснер (Meissner) сгруп­ пировал эмпирические данные, связывая их с «активным» симптомным стилем в младенчестве (непостоянство, неадаптивность, интен­ сивность реакции и негативное настроение), с тонким стимульным барьером и, как следствие, с гипервозбудимостью.

На аффективном уровне параноидные люди борются не только с гневом, возмущением/обидой, мстительностью и другими заметны­ ми враждебными чувствами, они также страдают от переполняюще­ го страха. Сильван Томкине (Silvan Tomkins, например, 1963) рас­ сматривал параноидное состояние как комбинацию страха и стыда. Направленное вниз и влево движение глаз, характерное для парано­ идных людей («бегающее» свойство, которое замечают даже непро­ фессионалы), является физическим компромиссом между направ­ ленным горизонтально влево движением, характерным для эмоции чистого страха, и характерным для чистого стыда нисходящим на­ правлением (S. Tomkins, частная беседа, 1972). Даже самый гранди­ озный параноидный человек живёт в страхе вреда со стороны окру­ жающих и отслеживает каждое взаимодействие с людьми с крайней бдительностью.

Аналитики давно говорят о типе страха, от которого страда­ ют параноидные клиенты, как о «тревоге аннигиляции» (Hurvich, 2003); иначе говоря, о страхе развалиться, разрушиться, исчезнуть

304

Глава 10

с лица земли. Любой, кто проживал такой уровень ужаса, знает, на­ сколько он душераздирающий. Яак Панксепп (Jaak Panksepp, 1998) в исследованиях аффектов млекопитающих установил, что этот страх является частью системы СТРАХА, которая эволюционно развилась как способ справиться с вероятностью быть пойманным хищником. Панксепп дифференцирует её от тревоги привязанности/сепарации, которая нейробиологически принадлежит к систе­ ме ПАНИКИ и опосредуется серотонином. Параноидная тревога обычно не смягчается ингибиторами обратного захвата серотони­ на, но зато чувствительна к бензодиазепинам, алкоголю и другим «успокаивающим» веществам, что может объяснять, почему пара­ ноидные пациенты часто страдают от пристрастий к этим химиче­ ским веществам.

Что касается стыда, этот аффект является такой же большой угрозой для параноидных людей, как и для нарциссичных, но па­ раноидные ощущают опасность иначе. Нарциссичные люди, даже самые высокомерные, на сознательном уровне страдают от чувства стыда, если ощущают себя раскрытыми. Их энергия направлена на усилия производить впечатление на окружающих, чтобы не рас­ крыть обесцененное Я. В противоположность этому, параноидные люди могут так мощно использовать отрицание и проекцию, что ни­ какого ощутимого чувства стыда внутри Я не остаётся. Энергия па­ раноидного человека, таким образом, направлена на отражение уси­ лий тех, в ком он усматривает намерение пристыдить или унизить его. Люди с нарциссической структурой характера боятся раскрыть свои несовершенства; люди с параноидной личностью боятся недо­ брожелательности окружающих людей. Этот фокус на предполага­ емых мотивах других, а не на том, что происходит внутри, может стать трудно преодолимым препятствием для терапии, что может подтвердить любой специалист с опытом работы с параноидными людьми.

Также, подобно нарциссичным людям, параноидные люди подвержены зависти, но справляются с ней при помощи проекции.

В некоторой степени это различие может быть объяснено уровнем

инасыщенностью гнева, с которым им приходится справляться. Их жизнь омрачена обидой и ненавистью, порой бредовых масштабов. Эти установки могут быть прямо спроецированы (убеждение, что «окружающие хотят добраться до меня из-за чего-то, что вызывает их зависть»); чаще они сопутствуют отрицанию и проекциям дру­

Параноидные личности

305