Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
1 курс / Психология / Mak_Vilyams_N_Psikhoanaliticheskaya_diagnostika_Biblioteka_psikhologii.pdf
Скачиваний:
19
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
50.24 Mб
Скачать

важность для шизоидного человека, у которого есть избыток «как бы» отношений и который нуждается в ощущении активного уча­ стия терапевта как человеческого существа: в поддержке рисков в сфере отношений, в игривости и чувстве юмора, которые отсут­ ствовали в прошлой истории шизоидного человека, и в таком на­ строе, который будет противодействовать тенденциям пациента спрятаться, «спасовать» или уйти от необходимости эмоционально соединяться с другими. В работе с каждым клиентом важна аутен­ тичность, но для людей с шизоидной личностью она важна на кле­ точном уровне. С этими чуткими людьми, чей «радар» улавливает любую неискренность, можно обнаружить, что более отзывчивый терапевтический стиль не только не приглушает клиентские реак­ ции переноса, он даже может делать их более доступными.

Дифференциальная диагностика

Шизоидную психологию обычно легко узнать, учитывая относи­ тельное безразличие шизоидных людей к тому, чтобы оказывать на специалиста традиционное впечатление. Центральная диагно­ стическая сложность — оценка эго-силы пациента: шизоидных лю­ дей можно неверно понять как более или менее болезненных, чем они есть на самом деле, в зависимости от того, чем они делятся со специалистом. Некоторых обсессивных и компульсивных людей, особенно в погранично-психотическом диапазоне, легко можно принять за более шизоидных, чем они есть, но это имеет меньшее значение.

Степень патологии

Прежде всего, критически важно оценить, насколько нарушен­ ным является человек шизоидного спектра. Вероятно, именно опыт, связанный с важностью этого измерения, заставил авторов DSM-IV выделить несколько альтернативных шизоидных диагно­ зов, чего они не сделали для других расстройств личности, кото­ рые также имеют разную степень выраженности. Очевидно, крайне важно на первом интервью задуматься о возможном наличии пси­ хотических процессов; вопросы по поводу галлюцинаций и бреда,

296

Глава 9

внимание к наличию или отсутствию нарушении мышления, оцен­ ка способности пациента отличать идеи от действий и, в неясных случаях, психологическое тестирование обязательны для людей, демонстрирующих шизоидный стиль. Когда результаты таких про­ верок предполагают наличие психоза, могут быть показаны лекар­ ственная терапия и/или госпитализация.

Неправильное понимание шизофреничного человека как непсихотичной шизоидной личности может очень дорого обойтись. Не менее печальной ошибкой, однако, будет предположить, что пациент находится в опасности декомпенсации просто потому, что у него ши­ зоидный характер. Шизоидные люди часто выглядят более больны­ ми, чем они есть, и для терапевта совершить такую ошибку означа­ ет усугубить огорчения, впитываемые такими клиентами в течение всей жизни, в которой их индивидуальность часто приравнивает­ ся к сумасшествию. (На самом деле даже с психотичным пациентом наиболее эффективно снижает тревогу психотического уровня тера­ певтическая позиция, предполагающая, что клиент не «просто» ши­ зофреник, а человек со значительными сильными сторонами, кото­ рый может обоснованно рассчитывать на получение.)

Как только вы приняли факт, что шизоидные процессы не обя­ зательно представляют угрозу, становится легко найти в себе восхи­ щение оригинальностью и цельностью шизоидного человека. Неко­ торые здоровые шизоидные люди, которые обратились за терапией по поводу проблем, неразрывно связанных с их личностью, не за­ хотят, чтобы вы обращались к их странностям. Это их право. Те­ рапевтическое знание о том, как помочь шизоидному человеку по­ чувствовать себя комфортно и быть готовым раскрыться, всё равно может облегчить работу над проблемами, с которыми пациент го­ тов встретиться.

Шизоидные и обсессивно-компульсивные личности

Шизоидные люди часто изолируются и тратят огромное количе­ ство времени на раздумья и даже руминации по поводу важных вещей в их фантастической жизни. Они могут, также из-за кон­ фликта вокруг близости, выглядеть деревянными и безэмоциональными и отвечать на вопросы интеллектуализацией. У неко­ торых есть нюансы поведения, которые являются либо выглядят

Шизоидные личности

297

компульсивными, или они могут использовать свои компуль­ сивные защиты, чтобы организовать свою жизнь в соответствии с личным набором ритуалов, защищающих их от болезненных вторжений. Следовательно, их можно ошибочно принять за обла­ дателей обсессивно-компульсивной структуры личности. Многие люди сочетают в себе шизоидные и обсессивные или компульсив­ ные качества, но, поскольку эти два типа личностной организа­ ции можно обсуждать как «чистые» типы, есть некоторые важные различия.

Обсессивные люди, резко контрастируя с шизоидными, обыч­ но общительны и, что ещё более контрастирует с шизоидным тан­ цем под собственную дудочку, могут быть весьма озабочены уважени­ ем, уместностью, одобрением товарищей и репутацией в сообществе. Обсессивные люди также склонны к морализаторству, внимательно­ му наблюдению за нравами своей группы сравнения, в то время как шизоидные люди обладают некой органической целостностью и не особо вкладываются в размышления по поводу общепринятых во­ просов правильного и неправильного. Люди с обсессивно-компуль­ сивной личностью отрицают или изолируют чувства, в то время как шизоидные люди внутренне их идентифицируют и отстраняются от отношений, которые требуют их выражения.

Заключение

Основное внимание в этой главе акцентировано на том, как люди с шизоидной личностью сохраняют чувство безопасности, избе­ гая близости с другими, опасаясь поглощения с их стороны, и сбе­ гают во внутренние фантастические заботы. Когда возникает кон­ фликт между близостью и дистанцией, шизоидные люди тяготеют ко второму, несмотря на одиночество, поскольку близость связа­ на с невыносимой гиперстимуляцией захватом Я неким пагубным способом. Возможные конституциональные истоки шизоидных тенденций включают гиперчувствительность и гиперпроницае­ мость Я. Помимо использования изоляции в фантазии, подобной аутистической, шизоидный человек задействует другие «прими­ тивные» защиты, но также показывает явные способности к аутен­ тичности и творчеству.

298

Глава 9

Я обсудила влияние этих тенденций на отношения с другими, уделив внимание паттернам семейных взаимодействий, которые, ве­ роятно, способствовали шизоидному конфликту сближения-избега­ ния, а именно — сосуществование депривации и интрузии. Я очертила соответствующие проблемы переноса и контрпереноса, включающие сложности в первоначальном проникновении терапевта в мир кли­ ента, тенденцию терапевта разделять с клиентом либо чувство бес­ помощной уязвимости, либо грандиозного превосходства и искуше­ ние потакать нежеланию пациента двигаться в направлении других людей. Я рекомендовала терапевтам развить максимальное самоосознание, так же как и терпение, аутентичность, нормализацию и готов­ ность демонстрировать свою «реальную» личность. Наконец, я под­ черкнула важность точной оценки положения человека в шизоидном континууме и провела различия между шизоидным характером и об­ сессивно-компульсивной личностью.

Дополнительная литература

Большое количество размышлений о шизоидных состояниях погре­ бено в работах по шизофрении. Яркое и захватывающее исключе­ ние — сочинение Гантрипа «Шизоидные явления, объектные отно­ шения и самость»86 (Guntrip, «Schizoid Phenomena, Object Relations and the Self», 1969). Работа Сайнфелда «Пустое сердце» (Seinfeld, «The empty core», 1991) также является прекрасным образцом раз­ мышлений о шизоидной психологии в рамках теории объектных от­ ношений. Из более свежего очень полезны для клинициста главы Ральфа Кляйна (Ralph Klein) о «Я-в-изгнании» в книге о расстрой­ ствах Я, вышедшей под его редакцией (Masterson, Klein, 1995). Важ­ ный вклад внесла работа Арнольда Моделла «Скрытое Я» (Arnold Modell, «The Private Self», 1996). Мои размышления на эту тему чи­ татели могут найти в эссе о молчаливой шизоидной женщине, о ко­ тором я упомянула ранее (McWilliams, 2006а), или в недавней статье в журнале Psychoanalytic review (McWilliams, 2006b).

Американская психологическая ассоциация в августе 2011 года собирается выпустить два видео под названием «Три подхода к пси­

86 Гантрип Г. Шизоидные явления, объектные отношения и самость / Пер. с англ. В. В. Старо­

войтова. — М.: Институт общегуманитарных исследований, 2010.

Шизоидные личности

299

хотерапии: следующее поколение» (Beck, Greenberg, McWilliams, «Three approaches to psychotherapy: The Next Generation», in press-a, in press-b), созданные по образцу знаменитых плёнок «Глория» (Shostrum, «Gloria», 1965), на которых представлено взаимодей­ ствие в течение одиночной сессии Карла Роджерса, Фрица Перлза и Альберта Эллиса соответственно с женщиной с таким псевдо­ нимом. На этот раз терапевтами будут Джудит Бек, Лесли Гринберг и я, и это будет один DVD нашей работы с мужчиной и один — с жен­ щиной. Читатели, которые захотят увидеть, как я провожу кратко­ срочную, аналитически-ориентированную работу с пациентом, ко­ торого я считаю обладателем в основном шизоидной личностной структуры (на здоровом краю спектра), могут посмотреть DVD мо­ его интервью (а также интервью Бек и Гринберга) с человеком по имени Кевин (Beck, Greenberg, McWilliams, in press-b).