Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
1 курс / Психология / Mak_Vilyams_N_Psikhoanaliticheskaya_diagnostika_Biblioteka_psikhologii.pdf
Скачиваний:
19
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
50.24 Mб
Скачать

Глава 7

Психопатические (антисоциальные) личности

Я начну обсуждение типологических категорий личностной орга­ низации, пожалуй, с наименее популярных и наиболее пугающих пациентов, которых можно встретить в практике психического здоровья, — с психопатичных. Для этого типа личности я исполь­ зую старый термин вслед за Мэлоем (Meloy, 1988). Термин «анти­ социальный» рассматривает феномен снаружи, с того, что внешне заметно, с акцентом на социальных последствиях этой психологии, в то время как я здесь пытаюсь исследовать субъективный опыт и внутреннюю динамику психопатичных людей.

Исследования поддерживают концепцию Кернберга (Kemberg, 1984) о диапазоне нарциссических состояний (расстройств Я), на одном из полюсов которого находится крайняя психопатия (напр. Gacano, Meloy & Berg, 1992). Роберт Хэр (Robert Hare, напр. Hare et al., 1990) отличает истинных психопатов от людей с антисоци­ альными тенденциями, обозначая термином «психопат» лишь ча­ сти более широкого спектра. Это разделение имеет большую тео­ ретическую и практическую ценность, например, при выявлении потенциально неудачных или опасных претендентов на рабочее ме­ сто. В целях обсуждения динамики, которая пронизывает антисо­ циальный спектр, я использую прилагательное «психопатический» как синоним «антисоциального», а существительное «психопатия» для всего антисоциального диапазона. Но, в отличие от принято­ го мной термина в издании 1994 года и из уважения к разделению, предложенному Хэром, я использую существительное «психопат» только для крайнего варианта этой патологии, и я избегаю исполь­ зования слова «социопатический», поскольку этот термин отсыла­ ет к устаревшему сегодня разделению.

Хотя существует исчерпывающее количество доказательств, что крайняя форма психопатии неизлечима (М. Н. Stone, 2000), возмож-

224

Глава 7

но оказать терапевтическое влияние на многих людей с антисоциаль­ ными тенденциями. Люди, личности которых структурированы соот­ ветственно психопатическим линиям спектра, варьируют от крайне психотичных, дезорганизованных, импульсивных, склонных к садиз­ му людей наподобие Ричарда Чейза63 (Biondi, Несох, 1992; Ressler, Schactman, 1992), который беспорядочно убивал, расчленял и пил кровь своих жертв (во власти бредовой идеи, что его кровь отравлена и ему нужна кровь для выживания), до воспитанных, элегантных оба­ яшек вроде персонажей, изображённых Бабиаком и Хэром (Babiak, Hare, 2007) в их бросающей в дрожь работе об американских корпо­ ративных психопатах «Змеи в костюмах» («Snakes in Suites»). Пси­ хопатический континуум более плотно загружен в направлении от пограничного до психотического, поскольку концептуально диагноз относится к базовому недостатку человеческой привязанности и к приверженности к очень примитивным защитам.

Однако я могу заявить, расходясь в этом с Бёрстеном (Bursten, 1973а), что существуют люди, относящиеся к высшему диапазону, лич­ ности которых демонстрируют больше психопатии, чем любых других черт, и которые резонно могут рассматриваться как высокоуровневые антисоциальные личности. Такие люди обладают достаточной инте­ грацией идентичности, тестированием реальности и способностью к использованию более зрелых защит, чтобы не считаться ни погра­ ничными, ни психотичными, но их глубинные мыслительные процес­ сы и действия показывают антисоциальную сенсибильность. Неко­ торые очень успешные люди демонстрировали психопатическое по своей сути мировоззрение; наличие достаточно развитой силы Эго, холодное безразличие к другим помогает легче достигать результатов

вусловиях конкуренции, чем способность к верности и заботе.

В1939 году Хендерсон (Henderson) провёл различие меж­ ду «пассивно-паразитическими» и агрессивно-жестокими психо­ патами. Примером первого типа может быть основатель «схемы Понци»64, который, по-видимому, имел дружную семью и близкие дружеские отношения (по крайней мере, до того момента, когда его афера была разоблачена). Как общество нас, кажется, больше пора­ жает эта более мягкая форма психопатии, чем её более аргессивные

63Серийный убийца, получивший прозвище Вампир из Сакраменто.

64Основатель одной из самых хитроумных финансовых пирамид в Америке начала XX века.

Психопатические (антисоциальные) личности

225

проявления, но в основе обеих лежит эксплуатация других. Пред­ ложенные Бёрстеном (Burnsten, 1973а) критерии диагностики пси­ хопатичных людей отражают суть психопатической психологии — организующую склонность «самоутверждаться за счёт других», сознательно манипулировать другими людьми. Если размышлять таким образом, диагностика характерологической психопатии не имеет ничего общего с явными криминальными наклонностями и полностью связана с внутренней мотивацией.

Влечение, аффект и темперамент при психопатии

Тот факт, что дети различны по темпераменту с рождения (каждый родитель, у которого более одного ребёнка, знает об этом), сей­ час имеет надёжное научное подтверждение (Kagan, 1994; Thomas, Chess, Birch, 1968). Дети демонстрируют врождённые различия в уровне активности, агрессии, реактивности, способности успо­ каиваться при утешении и других схожих факторах, которые мо­ гут пустить развитие в психопатическом направлении. Ранние ис­ следования близнецов и приёмных детей (напр. Vandenberg, Singer, Pauls, 1986) заключают, что люди, которые становятся антисоци­ альными, вероятно, имеют более выраженную конституциональ­ ную агрессивность, чем остальные. За годы, прошедшие после первого издания этой книги, произошёл настоящий взрыв исследо­ ваний мозга, которые показали наивность наших предшествующих предположений о разделяемости конституциональных и выучен­ ных факторов: генетические предрасположенности могут иска­ жаться ранним опытом, гены могут включаться или отключаться, химические вещества в головном мозге изменяются под действи­ ем опыта, и всё между собой взаимодействует. В грамотно орга­ низованном длительном исследовании Каспи (Caspi) с коллегами (2002) обнаружили, что люди с вариантом экспрессии гена, кото­ рый нарушает механизмы норадреналина и связанных с ним ней­ ромедиаторов (вариант моноаминоксидазы-А [МАО-А], который может иметь перманентный эффект на хромосому X), с большей вероятностью разовьют жестокие и антисоциальные паттерны в случае жестокого обращения (см. Fonagy, 2003; Niehoff, 2003).

Ранний опыт пренебрежения, насилия и жестокого обраще­ ния может воздействовать на развитие глазнично-лобной коры, ко­

226

Глава 7

торая, похоже, является моральным центром мозга (Damasio, 1994; Martens, 2002; Yu, 2006). Таким образом, биологический субстрат для высокого уровня аффективной и хищнической агрессии у антисо­ циальных людей не обязательно прямо указывает на их генетиче­ ское наследие, но всё же может быть глубоко «прошитым» взаимо­ действием опыта и генов. Антисоциальные личности имеют низкий уровень серотонина любого происхождения (Соссаго, 1996), а диа­ гностированные психопаты обладают выраженно низкой реактив­ ностью вегетативной нервной системы (Intratior et al., 1997; Lykken, 1995), — факт, который может объяснить их стремление к поиску ощущений и давно замеченную «неспособность учиться на опыте» (Cleckley, 1941, с. 368).

Лут, Вильямсон, Алперт, Пуже и Хэр (Louth, Williamson, Alp­ ert, Pouget & Hare, 1998) обнаружили, что психопаты имеют ано­ малии в сетях мозга, которые обеспечивают языковые и эмоцио­ нальные процессы; это позволило предположить, что крайне антисоциальные люди не получают основанного на отношениях по­ нимания чувств, которое есть у большинства из нас. Вместо этого они осваивают эмоциональный лексикон как что-то вроде «второ­ го языка», необходимого для манипулирования окружающими, а не для выражения внутренних состояний. Психопатичные люди обла­ дают слабо развитой способностью к регуляции аффекта, а их порог приятного возбуждения выше среднего (Kernberg, 2005). В то вре­ мя как большинство из нас получает эмоциональное удовлетворе­ ние от хорошей музыки, занятий любовью, естественной красоты, остроумных шуток или от хорошо выполненной работы, им быва­ ют необходимы более острые, встряхивающие переживания, чтобы почувствовать себя живыми.

Что касается главных чувств психопатичных людей, их трудно определить из-за их неспособности формулировать эмоции. Разго­ ворам они предпочитают действие. Похоже, у них есть ощущение ба­ зового возбуждения без ощущения конкретных эмоций. Когда они чувствуют, их переживание может быть и слепой яростью, и маниа­ кальным опьянением. В разделе о паттернах отношений далее в этой главе я предлагаю некоторые причины того, что Моделл (Modell, 1975) впервые описал как «массивный аффективный блок». Лече­ ние психопатичных людей заметно отличается от терапии с людьми других типов личности — клиницисту не следует ожидать установ­ ления альянса путём отражения предполагаемых чувств клиента.

Психопатические (антисоциальные) личности

227