Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
1 курс / Психология / Mak_Vilyams_N_Psikhoanaliticheskaya_diagnostika_Biblioteka_psikhologii.pdf
Скачиваний:
19
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
50.24 Mб
Скачать

Регрессия

Регрессия — это относительно простой защитный механизм, зна­ комый каждому родителю, который наблюдал, как ребёнок, буду­ чи голодным или усталым, возвращается к привычкам более ран­ ней стадии развития. Социальное или эмоциональное развитие не прогрессирует по прямой; личностному росту присущи флуктуа­ ции, которые становятся менее выраженными по мере взросления, но никогда полностью не исчезают. Практически любой человек, если достаточно устанет, начнёт хныкать и жаловаться. «Подфа­ за сближения» процесса сепарации-индивидуации, которую Малер (Mahler, 1972а, 1972b) описала как универсальную черту, проявля­ ющуюся в конце второго года жизни ребёнка, когда малыш, только что объявивший независимость от мамы, возвращается и прячется у неё под юбкой, представляет собой лишь один пример тенденции человека льнуть к чему-то знакомому сразу после достижения но­ вого уровня компетенции.

Эту тенденцию легко наблюдать в долгосрочной психотерапии и психоанализе. Пациент, который наконец-то собрался с духом, чтобы испробовать новый способ поведения, особенно если он под­ разумевает новое поведение по отношению к терапевту (например, выражение критики или гнева, раскрытие фантазий о мастурбации, просьбу сделать перерыв с оплатой или более напористую защиту своих прав, чем это было возможно в детстве), в течение последую­ щих сеансов часто будет обращаться к старым привычкам мышле­ ния, чувств и поведения. Терапевт, который не проявляет уважения этим приливам и отливам, свойственным переходу между стадиями развития, может быть обескуражен этим феноменом (контрперенос может походить на нормальное раздражение родителя, который на­ конец смог приучить ребёнка спать в течение всей ночи, а потом по­ лучает целую неделю ночных визитов к кроватке в три часа ночи), пока не станет ясно, что, несмотря на регрессивное качество усилий клиента, общее направление движения прогрессивно.

Строго говоря, нельзя назвать регрессией ситуацию, когда че­ ловек осознаёт потребность в дополнительном комфорте и просит, чтобы его подержали за руку или приободрили, так же как не явля­ ется регрессией ситуация, когда человек намеренно ищет средство — выбирая занятия соревновательным видом спорта, например, — раз­ ряжать первобытные уровни влечения. Для квалификации процесса

188

Глава 6

как защитного механизма необходимо, чтобы он был бессознатель­ ным. Так, женщина, которая незаметно для себя выбирает в отно­ шениях поведение маленькой девочки, желающей угодить сразу после реализации некоей амбиции, или же мужчина, беспричинно срывающийся на собственную жену сразу после достижения ново­ го уровня близости, демонстрирует регрессию в психоаналитиче­ ском значении термина, поскольку их действия не были выбраны ими осознанно. Соматизацию также часто рассматривают как тип регрессии, и это может быть справедливо, если человек обрёл спо­ собность облекать в слова свои чувства и после этого возвращается к довербальному соматизирующему состоянию.

Некоторые склонные к ипохондрии люди, из тех, что выво­ дят из себя врачей нескончаемым перечислением всё новых неяс­ ных жалоб, не поддающихся лечению, применяют регрессию к роли больного как первичное средство для того, чтобы справиться с не­ приятными аспектами своей жизни. К тому времени, как их убе­ дят проконсультироваться у психотерапевта, они, как правило, уже выстраивают дополнительную и практически непробиваемую сте­ ну обороны, происходящую из неоднократного опыта обращения с ними как с вредными детьми или упрямо добивающимися вни­ мания окружающих. Они ожидают, что клиницист попытается об­ личить их как симулянтов. Из этого следует, что терапевт, чей кли­ ент использует регрессию к роли больного как предпочтительную защиту, должен обладать практически сверхчеловеческими резер­ вами такта и терпения, особенно если паттерн обращения пациента к одру болезни укреплён другими вознаграждениями этого положе­ ния («вторичной выгодой»).

Ипохондрию не следует путать с соматизацией, хотя часто у клиента можно обнаружить и то и другое. В первом случае болез­ ненный процесс отсутствует, несмотря на волнение пациента или даже убеждённость в наличии болезни. Во втором случае существу­ ют диагностируемые болезни, связанные со стрессом, который чело­ век не может эмоционально переработать. Иногда, конечно, доктора уверены, что имеют дело с ипохондричным пациентом, и со време­ нем узнают, что человек страдает от неясного, недиагностируемого недуга. Психотерапевтам следует иметь в виду вероятность того, что трудный клиент, который кажется явно ипохондричным или соматизирующим, может быть болен системным заболеванием, которое не было идентифицировано.

Вторичные защитные процессы

189

Ипохондрия и другие виды регрессии к относительно беспо­ мощным и по-детски незамысловатым режимам взаимодействия с жизнью могут быть краеугольным камнем личности человека. Если регрессия, с ипохондрией или без неё, составляет основную стратегию справляться с вызовами жизни, этот человек, вероятно, характеризуется наличием инфантильной личности. Этой катего­ рии не было уже во втором издании DSM, но некоторые аналитики высказывают сожаления в связи с её исчезновением.

Изоляция аффекта

Один из способов, которым люди могут справляться с тревогой и другими болезненными состояниями сознания, заключается в изо­ лировании их от осознания. Если говорить точнее, аффективный аспект переживания или идеи может быть отделён от когнитивно­ го. Изоляция аффекта может иметь большую ценность: хирурги не могли бы работать эффективно, если бы во время разрезания пло­ ти постоянно думали о физических мучениях пациентов или о соб­ ственном отвращении, дистрессе или садизме; генералы не могли бы планировать стратегию сражения, если бы пребывали в постоянном соприкосновении с картинами ужасов войны; полицейские не мог­ ли бы расследовать жестокие преступления, сходя с ума от ярости.

«Психическое онемение», которое Лифтон (Lifton, 1968) опи­ сал как следствие катастрофы, является примером функционирова­ ния изоляции аффекта на социальном уровне. Терапевты, которые работали с людьми, выжившими после холокоста, были поражены их «деревянными» описаниями зверств, которые потрясают обычное воображение. Политолог Герман Кан (Herman Kahn, 1962) написал сильную книгу о вероятном исходе ядерной войны, и в этой книге наиболее ужасные последствия атомной катастрофы были описа­ ны в деталях с почти игривой отстранённостью. Изоляция аффекта, учитывая её адаптивную пользу в экстремальных ситуациях, явля­ ется более избирательным процессом, нежели диссоциация: пережи­ вание не полностью удаляется из сознательного опыта, но отключа­ ется лишь его эмоциональное значение.

Врезультате определённого стиля воспитания в сочетании

снекоторыми индивидуальными особенностями ребёнка изоля­ ция также может становиться основной защитой в отсутствие оче­

190

Глава 6

видной травмы. Все мы знаем людей, которые заявляют, что не ис­ пытывают эмоционального отклика на вещи, порождающие во всех остальных мощные чувства; такие люди иногда называют защиту изоляции аффекта преимуществом и идеализируют подход, когда выражаются лишь рациональные соображения. Наша культурная тенденция восхищаться способностью к изоляции аффекта от ин­ теллекта заметна в широко распространённом среди старых фана­ тов «Звёздного пути»55 благоговении перед персонажем — вулканцем по имени мистер Спок. Решение авторов сериала дать Споку латентную эмоциональность, вклад его матери-землянки, выда­ ёт тот факт, что изоляция аффекта считается скорее защитной, а не естественной позицией.

Многие современные аналитики считают изоляцию аффекта подтипом диссоциации. Аналитики в традиции эго-психологии счи­ тали её наиболее примитивной из «интеллектуальных защит» и ба­ зовым звеном психологического функционирования в таких меха­ низмах, как интеллектуализация, рационализация и морализация. Я рассматриваю каждую из этих защит отдельно в следующих раз­ делах, но все они имеют общую черту — делегирование бессозна­ тельному личных, воспринимаемых нутром сторон любой ситуа­ ции, идеи или события. Когда изоляция аффекта является основной защитой человека и паттерн его жизни отражает завышенную цен­ ность мышления и недооценку чувствования, такая структура лич­ ности считается обсессивной.

Интеллектуализация

Интеллектуализацией называют высокоуровневый вариант изоля­ ции аффекта от интеллекта. Человек, применяющий изоляцию аф­ фекта, обычно говорит, что ничего не чувствует, в то время как интеллектуализирующий человек сообщает о своих чувствах так, что для окружающих это звучит бездушно. Например, комментарий «Ну естественно, я злюсь из-за этого», высказанный обыденным, отрешённым тоном, предполагает, что, хотя идея ощущения гнева теоретически для человека приемлема, фактическое его выраже­ ние заторможено. Когда пациенты во время психоанализа интел-

55 Англ. "Star Trek", популярный американский научно-фантастический сериал.

Вторичные защитные процессы

191