Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
1 курс / Психология / Mak_Vilyams_N_Psikhoanaliticheskaya_diagnostika_Biblioteka_psikhologii.pdf
Скачиваний:
19
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
50.24 Mб
Скачать

хотелось бы «иметь такое же», в ней появляется зависть к пенису, которая оставляет неизгладимые следы в её разви­ тии и формировании характера...124

Эта цитата предполагает, что, несмотря на свою репутацию в некоторых интеллектуальных кругах, Фрейд осознавал негатив­ ные последствия патриархата. В своей жизни он воодушевлял жен­ щин двигаться к профессиональным достижениям и интеллектуаль­ ному равенству. Он также надеялся, что, интерпретируя их зависть к пенису, он будет способствовать осознанию пациентами, что муж­ чины на самом деле не превосходят их и что убеждённость в этом выдаёт инфантильную фантазию, которую можно исследовать и от­ бросить. Говоря по справедливости, нельзя возложить на Фрейда вину за то, что идеи о зависти к пенису использовались некоторы­ ми американскими терапевтами середины века ради того, чтобы пы­ таться удерживать женщин в «подходящей» домашней среде. (См. Young-Bruehl, 1990, где приведены вдумчивые комментарии к слож­ ным взглядам Фрейда на женщин.)

В эмоциональной сфере истерические люди выделяются своим высоким уровнем тревоги и уязвимостью к чувству стыда и вины. Их часто описывают как обладателей «поверхностного аффекта», но на самом деле они борются с интенсивными эмоциями, которые их ужасают, против которых они воздвигают характерные защиты. Более подробно я скажу об этом в контексте чувства Я гистрионного человека.

Защитные и адаптационные процессы при истерии

Люди с истерическим типом личности используют вытеснение, сек­ суализацию и регрессию. Они отыгрывают вовне противофобическими способами, обычно связанными с озабоченностью в отноше­ нии фантастической власти и опасности противоположного пола. Они также используют диссоциативные защиты, о которых я по­ дробнее скажу в следующей главе.

Фрейд рассматривал вытеснение как ключевой умственный процесс при истерии. Амнезия была для него столь притягательным

124 Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. — М: Наука, 1989.

434

Глава 14

феноменом, что привела к целой теории о структуре разума и о том, как мы «забываем» вещи, которые мы также «знаем» на некотором недоступном уровне. Первые его объяснения вытеснения как ак­ тивной силы, а не случайных погрешностей появились в результате его работы с людьми, которые в гипнозе вспоминали и перепроживали детские травмы, часто связанные с инцестом, после чего избав­ лялись от своих истерических симптомов. В своих самых ранних терапевтических попытках, сначала с гипнозом, затем с помощью негипнотического внушения, Фрейд направил все свои силы на аннулирование вытеснения, побуждение своих пациентов рассла­ биться и призвать их разум открыться для того, чтобы вспомнить. Он заметил, что, когда травматические воспоминания возвраща­ лись с их изначальной эмоциональной силой в процессе, который он обозначил «абреакцией» (отреагированием), истерические на­ рушения исчезали.

Вытесненные воспоминания и связанные с ними эмоции ста­ ли центральными объектами ранних психоаналитических исследо­ ваний, а снятие вытеснения стало рассматриваться как ключевая терапевтическая задача. В скором времени, однако, Фрейд убедил­ ся в том, что некоторые из «воспоминаний», восстановленных его истерическими пациентками, на самом деле являлись фантазия­ ми, и его интерес сдвинулся от амнезии травмы к вытеснению же­ ланий, страхов, инфантильных теорий и болезненных эмоций. Он рассматривал викторианские мифы об асексуальной природе жен­ щин как особенно вредные для психологического здоровья и чув­ ствовал, что женщины, приученные подавлять свои эротические стремления, подвержены риску истерии, поскольку такая непрео­ долимая биологическая сила может быть лишь отклонена, но не по­ давлена. Он начал рассматривать некоторые болезни как конверсии (дословно «превращения») импульса в телесные симптомы. Жен­ щина, например, воспитанная в убеждении, что сексуальная самостимуляция безнравственна, может потерять чувствительность или двигательную активность в руке, с которой связано её искушение мастурбировать. Этот феномен, известный как «перчаточный пара­ лич» или «перчаточная анестезия», потому что расстройство воз­ никает только в кисти руки (расстройство не может иметь невро­ логические причины, потому что повреждение нервов, приводящее к параличу кисти, вызовет паралич всей руки), во времена Фрейда встречался нередко, и это требовало объяснения.

Истерические (гистрионные) личности

435

Именно такие симптомы, как перчаточный паралич, вдохно­ вили Фрейда задуматься о том, что истерические недуги связа­ ны с первичной выгодой, разрешая конфликт между желанием (к примеру, мастурбировать) и запретом (на мастурбацию), а также со вторичной выгодой в форме заботы со стороны окружающих. Вторичная выгода компенсировала страдающему человеку поте­ рю сексуального удовлетворения, приводя к неэротическому вни­ манию к телу человека и его нарушениям. С развитием структур­ ной теории эта динамика рассматривалась как конфликт между Ид и Суперэго. Фрейд считал, что такое решение весьма нестабильно, поскольку сексуальная энергия скорее блокируется, а не выражает­ ся или сублимируется, и он был склонен интерпретировать любые вспышки сексуализированного интереса как «возвращение вытес­ ненного». Вытеснение может быть полезной защитой, но оно хруп­ кое и ненадёжное, если направлено против нормальных импульсов, которые будут продолжать оказывать давление к разрядке. Изна­ чальная концепция Фрейда о высокой степени тревоги, которой вы­ деляются истерические люди, заключалась к том, что они превраща­ ли сдерживаемую сексуальную энергию в диффузную нервозность (см. главу 2).

Я задержалась на этом описании истерических симптомов, по­ скольку на характерологическом уровне можно предполагать ана­ логичный процесс. Люди, которые вытесняют эротические стрем­ ления и конфликты, кажущиеся опасными или неприемлемыми, склонны чувствовать одновременно сексуальную фрустрацию и не­ ясную тревогу. Их нормальные желания близости и любви могут усиливаться, словно наполняясь энергией неудовлетворённого сек­ суального желания. Они могут быть выраженно обольстительны­ ми (возвращение вытесненного), но не осознавать подразумеваемых сексуальных приглашений в своём поведении. На самом деле часто они бывают шокированы, когда их собственные действия воспри­ нимаются как инициирующие сексуальную связь. Более того, если они продолжают подобный контакт (что они иногда делают, чтобы умиротворить пугающий сексуальный объект и одновременно смяг­ чить свою вину за эффекты их поведения), обычно они не получают от этого эротического удовольствия.

В дополнение к этим взаимодействующим процессам вытесне­ ния и сексуализации люди с истерическим типом личности могут ис­ пользовать регрессию. Когда они чувствуют неуверенность, страх от­

436

Глава 14

вержения или же сталкиваются с затруднением, которое стимулирует бессознательный страх, они могут становиться по-детски наивными и беспомощными, пытаясь отгородиться от проблем и обезоруживая потенциальных отвергателей и агрессоров. Как и любой другой чело­ век в состоянии высокой тревоги (сравните со «стокгольмским син­ дромом» или «феноменом Пэтти Хёрст»; эти термины обозначают ситуации, в которых люди, ставшие жертвой похищения, начинают сочувствовать своим похитителям или преследователям), люди с ис­ терическими тенденциями могут быть весьма внушаемыми. В высо­ кофункциональном диапазоне они могут быть очаровательными, ког­ да ведут себя регрессивно; в пограничном и психотическом диапазоне гистрионные клиенты могут становиться физически больными, на­ вязчиво зависимыми, плаксивыми и требовательными либо могут пристраститься к состоянию кризиса. Когда-то регрессивный аспект истерической динамики в некоторых женских субкультурах был на­ столько распространённым, что стандартным считалось играть в ду­ рочку, по-девчачьи хихикать и восторгаться большими и сильными мужчинами. В XIX веке эквивалентом этого был обморок.

Отыгрывание вовне у истерических людей часто противофобично: они приближаются к тому, чего бессознательно боятся. Со­ блазняющее поведение в ситуациях, когда им страшно, является лишь одним из примеров; они могут также выставлять себя напо­ каз, когда бессознательно стыдятся своего тела, делать себя центром внимания, когда чувствуют себя ниже окружающих, рваться совер­ шать подвиги и геройствовать, когда бессознательно боятся агрес­ сии, и провоцировать авторитетные фигуры, когда чувствуют угро­ зу с их стороны. Описание гистрионного расстройства личности в DSM-IV (American Psychiatric Association, 1994) выделяет аспек­ ты отыгрывания вовне истерического характера, исключая тем са­ мым другие в равной степени важные особенности. В то время как противофобическое отыгрывание вовне очевидно является самым заметным из чисто поведенческих феноменов, связанных с истери­ ей, — и именно оно определённо привлекает внимание людей — зна­ чение этого поведения также важно для диагностики. Самая настой­ чивая внутренняя характеристика истерического стиля — тревога.

Поскольку у истерически структурированных людей избыток бессознательной тревоги, вины и стыда и поскольку они могут быть по темпераменту напористыми и склонными подвергать себя гипер­ стимуляции, они легко переполняются чувствами. Переживания,

Истерические (гистрионные) личности

437