Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
1 курс / Психология / Mak_Vilyams_N_Psikhoanaliticheskaya_diagnostika_Biblioteka_psikhologii.pdf
Скачиваний:
19
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
50.24 Mб
Скачать

Дифференциальная диагностика

Диагноз параноидной структуры личности обычно установить лег­ ко, кроме, как было указано ранее, случаев, в которых человек вы­ сокофункционален и пытается сохранять свою степень паранойи скрытой от специалиста. Как и с шизоидными людьми, у явно па­ раноидного пациента нужно обязательно обращать внимание на вероятность психотических процессов.

Параноидная и психопатическая личность

В главе 7 я говорила о дифференциальной важности вины как цен­ тральной динамики в отношении психологии параноидных и анти­ социальных людей. Стоит также упомянуть о любви. Если парано­ идный человек чувствует, что вы разделяете с ним базовые ценности

ичто на вас можно рассчитывать в случае неприятностей, верность

иблагодарность, на которые он может быть способен, практически безграничны. Проективные процессы часто встречаются у антисо­ циальных людей, но если психопаты фундаментально неэмпатичны, параноидные люди глубоко включены в объектные отношения. Ос­ новная угроза для долговременной привязанности у параноидных людей — это не недостаток чувств по отношению к окружающим,

аощущение предательства; на самом деле, если они почувствуют не­ справедливость, они способны оборвать отношения, длившиеся в те­ чение тридцати лет. Поскольку они соединяются с другими на осно­ ве схожих моральных ценностей и поэтому чувствуют, что они и их объекты любви едины в понимании того, что есть добро и справедли­ вость, всё, что воспринимается как моральный недостаток в челове­ ке, с которым они идентифицированы, ощущается как брешь в себе, от которой нужно избавиться, изгнав виновный объект. Но анамнез прерванных отношений не то же самое, что неспособность любить.

Параноидная и обсессивная личность

Обсессивные и параноидные люди разделяют между собой чувстви­ тельность к вопросам справедливости и правил, ригидность и от­ рицание «мягких» эмоций, озабоченность проблемами контроля,

Параноидные личности

325

уязвимость перед чувством стыда и пристрастие к праведному него­ дованию. Они также сосредоточены на деталях и могут упускать об­ щую картину из-за своей фиксации на мелочах. Далее, обсессивные люди в процессе психотической декомпенсации могут постепенно соскальзывать от иррациональных обсессий к паранойяльному бре­ ду. Многие люди имеют как параноидные, так и обсессивные черты.

Люди этих диагностических категорий, однако, отличаются в том, какую роль в их анамнезе и чувствительности играет чувство унижения: обсессивный человек боится контроля, но у него нет стра­ ха физического вреда и эмоционального омертвения, характерного для параноидного человека. Обсессивные пациенты более склонны сотрудничать с интервьюером, несмотря на их оппозиционные каче­ ства, и терапевты, работающие с ними, не страдают от такой степе­ ни тревоги, которую вызывают параноидные клиенты. С обсессив­ ными клиентами обычно помогает стандартная психоаналитическая техника; реакции гнева на традиционные прояснения и интерпре­ тации, возникающие у пациента, которого ранее считали обсессив­ ным, могут служить первым признаком того, что у него превалиру­ ют параноидные качества.

Параноидная и диссоциативная личность

Многие люди с диссоциативным расстройством идентичности имеют субличность, которая заключает паранойю всей личностной системы и может произвести на специалиста впечатление, будто она представ­ ляет всего человека. Поскольку в этиологии как паранойи, так и дис­ социации, как предполагают, лежит жестокое эмоциональное обраще­ ние, часто встречается совместное существование в одном человеке этих двух процессов. В главе 15 я обсуждаю диагноз диссоциативных расстройств достаточно подробно, чтобы стало ясно, как отличить че­ ловека с параноидной личностью от диссоциативного человека с па­ раноидной субличностью или параноидными тенденциями.

Заключение

Я описала манифестные проявления и латентные качества людей с преимущественно параноидным типом личности, подчеркнув их

326

Глава 10

упор на использование проекции. Возможные этиологические пе­ ременные включают врождённую агрессивность или раздражи­ тельность, а также последующую подверженность страху, стыду, зависти и вине. Я рассмотрела роль формирующего опыта угроз, унижения и проективных процессов в семейной системе, а так­ же тревожных, противоречивых сообщений в развитии этого типа личностной организации. Я также описала чувство Я параноид­ ного человека как либо беспомощно уязвимого, либо всемогу­ ще деструктивного, с дополнительными предрасположенностями, возникающими вследствие глубинной хрупкости идентичности и самооценки. Наконец, я обсудила интенсивность процессов пере­ носа и контрпереноса, особенно тех, что включают гнев. Я склонна рекомендовать, чтобы терапевты параноидных пациентов демон­ стрировали достаточно юмористичное принятие Я и добродушное уважение к человеческим причудам; работали с аффектом и про­ цессом, а не с защитой и содержанием; выявляли специфические провоцирующие факторы симптомных огорчений, избегая пря­ мых атак на параноидные интерпретации опыта; проводили раз­ личие между идеями и действиями; соблюдали границы; а также доносили настрой личной силы, аутентичности и уважения. Нако­ нец, я привела критерии для дифференциальной диагностики лю­ дей с преимущественно параноидной психологией и людей с пси­ хопатическим, обсессивным и диссоциативным типом личностной организации.

Дополнительная литература

Пожалуй, самая всесторонняя книга о паранойе — это «Параноид­ ный процесс» Мейсснера (Meissner, «The paranoid process», 1978). Но глава Д. Шапиро (D. Shapiro, 1965) о параноидном стиле напи­ сана лучше, более кратко и живо. Многие недавние психоаналити­ ческие работы о паранойе обращаются к проблемам социальной справедливости или обсуждают политические феномены, посколь­ ку паранойя занимает центральное место в процессе, благодаря ко­ торому группы достигают сплочённости, эксплуатируя страхи дру­ гих групп. Журнал Psychoanalytic review недавно посвятил этой теме интересный выпуск (2010, vol. 97[2]), в котором есть моё эссе.