Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
1 курс / Психология / Mak_Vilyams_N_Psikhoanaliticheskaya_diagnostika_Biblioteka_psikhologii.pdf
Скачиваний:
19
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
50.24 Mб
Скачать

Глава 9

Шизоидные личности

Личность шизоидного склада является предметом обширного не­ допонимания, которое основано на широко распространённом за­ блуждении, будто шизоидная динамика всегда подразумевает выра­ женную примитивность. Поскольку людям, находящимся на самом беспокойном краю шизоидного континуума, соответствует неоспо­ римо психотический по сути диагноз шизофрении и поскольку по­ ведение шизоидных людей может быть нестандартным, эксцентрич­ ным и даже вычурным, среди нешизоидных окружающих людей существует тенденция к патологизированию обладателей шизоид­ ной динамики независимо от того, насколько те дееспособны и ав­ тономны, даже если они обладают значительными зонами эго-силы. На самом же деле шизоидные люди составляют палитру от лежаще­ го в клинике кататонического пациента до творческого гения.

Как и в случае с другими типологическими категориями, че­ ловек может быть шизоидным в разной степени, от психологически несостоятельного до уровня выше среднего. Поскольку шизоидную личность определяет примитивная защита (изоляция — уход в об­ ласть фантазий), существует вероятность, что здоровые шизоидные люди встречаются реже больных, но мне неизвестны какие-либо на­ учные данные или упорядоченные клинические наблюдения, кото­ рые эмпирически подтверждали бы это предположение. Давно из­ вестные сведения (Е. Bleuler, 1911; М. Bleuler, 1977; Nannarello, 1953; Peralta, Cuesta & de Leon, 1991), а также более свежие данные из об­ ласти нейронауки и генетики (Weinberger, 2004) говорят о том, что наиболее распространённым преморбидным типом личности у ши­ зофреников является шизоидный тип. Однако обратная идея — что все шизоидные люди подвержены риску психотического срыва — не имеет эмпирических оснований.

Одна из причин того, что шизоидных людей патологизируют, заключается в их сравнительной редкости. В большинстве своём

276

Глава 9

люди тяготеют к предположению, что их собственная психология является нормальной, и приравнивают различия к неполноценно­ сти (как в течение многих лет происходило с людьми, принадле­ жащими к сексуальным меньшинствам). Психоаналитическая кон­ цепция шизоидной личности имеет много общего с юнгианской концепцией интроверта, точнее, с таким типом личности, который классифицируется как интровертированый, интуитивный, чувству­ ющий, оценивающий в соответствии с основанным на юнгианской типологии индикатором типов Майерс - Бриггс. INFJ представля­ ют лишь около 1% всей популяции в тех регионах, где исследова­ лось распределение типов личности, и по своим сильным сторонам они известны как «мистики» и «поверенные».

Людей с этим типом личности привлекают такие призвания, как философские изыскания, духовные дисциплины, теоретическая наука и изобразительные искусства. На высокофункциональном краю шизоидного спектра мы можем найти таких людей, как Люд­ виг Витгенштейн, Марта Грэм, и других замечательно оригиналь­ ных и в некотором роде эксцентричных личностей. Альберт Эйн­ штейн (1931) писал о себе так:

Моё страстное чувство социальной справедливости и со­ циальной ответственности всегда странно контрастирова­ ло с моими высказываниями об ограниченной необходимости в прямых контактах с другими человеческими существами и общинами. Я истинно «одинокий странник» и никогда всем сердцем не принадлежал ни моей стране, ни дому, ни даже моей семье; перед лицом всех этих связей я никогда не терял чувства дистанции и потребности в одиночестве77.

В 1980 году с публикацией DSM-III состояния, которые боль­ шинство аналитиков рассматривали как различные позиции в ши­ зоидном спектре или как частные варианты общей шизоидной темы, были представлены в виде отдельных категорий DSM. На это реше­ ние повлияли сложные теоретические проблемы (см. Lion, 1986), и оно отражает различия в современном подходе, которые несут с собой эхо прошлых противоречий о природе определённых шизоидных состо­ яний (Akhtar, 1992; Е. Bleuler, 1911; Gottesman, 1991; Jaspers, 1963;

77 Эйнштейн А. Мир, каким я его вижу. — М.: ACT, 201 3.

Шизоидные личности

277

Kraepelin, 1919; Kretschmer, 1925; Schneider, 1959). Многие практики анализа продолжают рассматривать диагнозы шизоидного, шизотипи­ ческого и избегающего расстройства личности как непсихотические варианты шизоидного склада личности, а диагнозы шизофрении, шизофреноформного расстройства и шизоаффективного расстройства — как психотический уровень шизоидной организации.

Меня часто спрашивают, не воспринимаю ли я шизоидных лю­ дей как представителей аутистического спектра, и я не знаю, как на это ответить. Наши таксономические категории остаются условны­ ми и перекрываются, и обычно в попытках получить представле­ ние об уникальной индивидуальности пациента бывает не совсем уместно действовать исходя из положения, что между наименова­ ниями присутствуют дискретные различия по принципу «или есть, или нет». Вероятно, шизоидная психология, особенно в своих высо­ кофункциональных вариантах, вполне может рассматриваться как здоровый участок аутистического спектра. Определённо, если ис­ ходить из их наблюдаемого поведения, некоторые шизоидные люди кажутся закрытыми, странными и отчуждёнными, подобно людям с аутизмом или синдромом Аспергера.

Однако люди с диагнозом «аутизм» часто сообщают о своей внутренней неспособности представить, что думают, чувствуют или чем мотивированы окружающие, в то время как шизоидные паци­ енты, несмотря на отчуждённость, более склонны быть странным образом состроенными с субъективным опытом других. Я слыша­ ла, как родители с синдромом Аспергера рассказывали, как их при­ ходилось обучать тому, что их ребёнок нуждается в объятиях. Ши­ зоидный отец, даже с трудом заставляя себя обнять своего ребёнка, без каких-либо трудностей понимает детские потребности. Шизо­ идные люди более склонны описывать себя переполненными эмо­ циями, чем испытывающими их нехватку. Так что, как мне кажется, в этих областях рассматриваемой территории существуют значи­ тельные различия.

Влечения, аффект и темперамент при шизоидной психологии

Клинический опыт предполагает, что по темпераменту человек, ко­ торый становится шизоидным, гиперреактивен и легко поддаётся

278

Глава 9

чрезмерной стимуляции. Шизоидные люди часто описывают себя как от природы чувствительных, и их родственники часто упоми­ нают, что, будучи детьми, они съёживались от слишком яркого света, или слишком громкого звука, или слишком резкого движе­ ния (сравните с Bergman, Escalona, 1949, о детях с необычной чув­ ствительностью). Будто бы нервные окончания шизоидных лю­ дей расположены ближе к поверхности, чем у остальных из нас. Доидж (Doige, 2001) описывает их как «гиперпроницаемых» для внешних воздействий. Хотя большинство детей прижимаются, тя­ нутся и льнут к теплу тела заботливого родителя, некоторые но­ ворождённые напрягаются и отклоняются назад, будто взрослый вторгся в их пространство комфорта и безопасности (Brazelton, 1982; Kagan, 1994). Можно ожидать, что такие дети конституцио­ нально склонны к шизоидной структуре личности, особенно если имеет место «несовпадение» (англ, «poor fit», Escalona, 1968) меж­ ду ними и их основными опекунами.

Вобласти влечений в классическом их понимании шизоидный человек, кажется, борется с проблемами орального уровня. Конкрет­ нее, он озабочен избеганием опасности поглощения, заглатывания, искажения, захвата, поедания и т. д. Один талантливый психотера­ певт шизоидного типа однажды описал членам группы супервизии (в которой я тоже состояла) свою живую фантазию, что физический круг участников составляет словно бы огромный рот или гигант­ скую букву С. Он вообразил, что если выдаст свою уязвимость, го­ воря откровенно о своих чувствах по отношению к одному из своих пациентов, группа сомкнётся вокруг него, превращая С в О, он задо­ хнётся и умрёт внутри неё.

Вто время как при подобных фантазиях напрашивается интер­ претация, что они являются проекциями и трансформациями соб­ ственного голода фантазирующего (Fairbairn, 1941; Guntrip, 1961; Seinfeld, 1991), шизоидный человек часто не ощущает, что аппетитивные влечения исходят изнутри Я. Скорее, внешний мир видится ему полным поглощающих, искажающих угроз безопасности и ин­ дивидуальности. Предложенное Фэйрберном понимание шизоид­ ных состояний как «изголодавшейся любви» относится не к повсед­ невному субъективному опыту шизоидного человека, а к динамике, лежащей в основе проявленных антагонистических тенденций: уйти

всебя, искать удовлетворения в фантазии, отвергнуть материаль­ ный мир. Как в 1925 году заметил Кречмер (Kretschmer), шизоид­

Шизоидные личности

279

ные люди даже склонны к физической худобе, так удалены они от эмоционального контакта с их собственным голодом.

Подобным образом, шизоидные люди не производят впечатле­ ния высокоагрессивных, несмотря на агрессивное содержание неко­ торых их фантазий. Их семьи и друзья часто рассматривают их как необычно тихих, незлобливых людей. Мой друг, чьим талантом, яр­ костью и шизоидным безразличием к общепринятым условностям я восхищалась, в день своей свадьбы был с любовью охарактери­ зован его старшей сестрой как «мягкий человек». Эта мягкость со­ существует в захватывающем противоречии с его тягой к фильмам ужасов, книгам о реальных преступлениях и картинам апокалип­ тического уничтожения мира. Здесь можно легко предположить проекцию влечения, но сознательный субъективный опыт этого че­ ловека — и впечатление, которое он производит на окружающих, — мягкий, «приглушённый» эксцентрик. Большинство аналитических мыслителей, работавших с подобными людьми, приходили к заклю­ чению, что шизоидные клиенты хоронят свой голод и агрессию под тяжёлым одеялом защиты.

С точки зрения аффекта одним из наиболее поразительных аспектов многих высокофункциональных людей с шизоидной ди­ намикой является отсутствие обычных защит. Они склонны быть в контакте со многими эмоциональными реакциями на таком уров­ не подлинной искренности, что внушает трепет и даже страх им знакомым. Для шизоидного человека типично задаваться вопро­ сом, как остальные могут так беззастенчиво лгать себе перед лицом суровых фактов жизни. Отчуждение, от которого страдают шизо­ идные люди, частично проистекает из ощущения, что их эмоцио­ нальные, интуитивные и сенсорные способности не оценены по до­ стоинству, поскольку остальные просто не видят того, что видят они. Способность шизоидного человека воспринимать то, что от­ вергают или игнорируют другие, настолько естественна и непри­ нуждённа, что ему может не хватать эмпатии для менее ясного, менее абмивалентного, менее эмоционально мучительного мира нешизоидных собратьев.

Вероятнее всего, шизоидные люди не борются со стыдом, по­ добно нарциссичным людям, или с виной, подобно депрессивным. Они склонны воспринимать себя и мир практически таким, каков он есть, без внутреннего импульса изменять что-то или съёживаться от чувства осуждения. И всё же они могут страдать от значительной

280

Глава 9