Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
1 курс / Психология / Mak_Vilyams_N_Psikhoanaliticheskaya_diagnostika_Biblioteka_psikhologii.pdf
Скачиваний:
19
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
50.24 Mб
Скачать

Глава 5

Первичные защитные процессы

В этой и следующей главах я описываю основные общие для всех нас защиты. Концепция защиты занимает в психоаналитической ди­ агностике личности центральное место. Основные диагностические категории, которые используются аналитическими терапевтами для выделения типов личности, имплицитно апеллируют к устойчивому использованию конкретной защиты или совокупности защит. Таким образом, диагностическая категория — это своего рода условное обо­ значение для привычного защитного паттерна человека.

Термин «защита» весьма неудачен по многим параметрам. То, что мы называем защитой у взрослого, складывается как глобаль­ ный, неизбежный и адаптивный способ познания мира. Заслуга пер­ воначального наблюдения и обозначения некоторых из этих про­ цессов принадлежит Фрейду; выбор термина «защита» отражает по крайней мере два аспекта его мышления. Во-первых, он обожал во­ енные метафоры. Когда он пытался сделать психоанализ привле­ кательным в глазах скептически настроенной публики, он, по пе­ дагогическим соображениям, часто приводил аналогии, сравнивая психологическое функционирование с военными тактическими ма­ нёврами, с выбором военных задач, с битвами, имеющими сложные последствия.

Во-вторых, Фрейд впервые встретил наиболее выраженные и запоминающиеся примеры процессов, которые сегодня мы на­ зываем защитами (вытеснение, конверсия, диссоциация), именно когда они выполняли свою защитную функцию. Люди с эмоцио­ нальными нарушениями, с преобладанием истерических черт, со­ ставлявшие предмет его первоначального интереса, пытались избе­ жать повторного проживания того, что могло бы причинить им (по их собственному мнению) невыносимые страдания. По наблюде­ ниям Фрейда, это достигалось за счёт общего уровня собственного

Первичные защитные процессы

149

функционирования. Для них было бы лучше полностью почув­ ствовать затапливающие эмоции, которых они боялись, тем самым освободив энергию для продолжения жизни. Таким образом, самым первым контекстом, в котором стали говорить о защитах, стала си­ туация, когда задачей врача было уменьшение их силы.

В этом контексте терапевтическая ценность ослабления или прорыва дезадаптивных защит человека выглядела самоочевидной. К сожалению, энтузиазм, окружавший ранние наблюдения Фрейда, привел к тому, что идея о том, что защиты по своей природе дезадаптивны, распространилась среди светской публики, и это слово при­ обрело незаслуженно негативный оттенок. Эпитет «защищающийся» применительно к человеку стал восприниматься как критика. Ана­ литики тоже используют это слово в повседневной речи с оттенком критики, но при обсуждении защитных механизмов с научной, тео­ ретической точки зрения они не обязательно считают, что во время работы защиты всегда происходит нечто патологическое. На самом деле аналитически подкованные терапевты иногда понимают опре­ делённые проблемы, особенно психотические и околопсихотические «декомпенсации», как свидетельство недостаточной работы защит.

Феномены, которые мы именуем защитами, имеют множество полезных функций. Они начинаются как здоровые творческие при­ способительные реакции и продолжают работать адаптивно в тече­ ние всей жизни. Когда они работают с целью защитить Я от угроз, они выглядят как «защиты», — пожалуй, в этом случае данный тер­ мин подходит. Человек, применяющий защиту, обычно пытается бессознательно реализовать одну (или обе) из двух функций: (1) избежать или справиться с некими мощными, угрожающими чув­ ствами, обычно с тревогой, но иногда с глубоким горем, стыдом, за­ вистью и другими дезорганизующими эмоциональными пережива­ ниями; (2) поддержать самооценку. Эго-психологи подчёркивали работу защит для снижения тревоги; сторонники теории объектных отношений, которые фокусируются на привязанности и сепарации, ввели представление о том, что защиты также направлены против горя; селф-психологи выделяют роль защит в поддержании сильно­ го, целостного, положительно оцениваемого ощущения Я. Анали­ тики движения «разворота к отношениям» делают акцент на кол­ лективной природе защит, которая проявляется в парах и системах.

Психоаналитики полагают, хотя об этом редко говорят, что у всех нас есть предпочитаемые защиты, которые интегрированы

150

Глава 5

в наш индивидуальный стиль копинга. Это предпочтительное и ав­ томатическое обращение к конкретной защите или набору защит яв­ ляется результатом сложного взаимодействия по крайней мере четы­ рёх факторов: (1) конституциональных особенностей, (2) природы стрессовых факторов, с которыми мы сталкивались в раннем детстве,

(3)защит, смоделированных (и зачастую переданных) родителями или другими значимыми фигурами, и (4) прожитых последствий ис­ пользования конкретных защит (говоря языком теории научения, эффекта подкрепления). В терминах психодинамического подхода, бессознательный выбор предпочтительных режимов копинга «полидетерминирован», что выражает ключевой аналитический принцип «множественной функции» (Waelder, 1960).

Существуют подробные исследования защит. Фиби Крамер (Phoebe Cramer, 2008) провела обзор эмпирических данных, под­ держивающих семь ключевых психоаналитических наблюдений;

аименно что защиты (1) функционируют вне осознания; (2) раз­ виваются в предсказуемом порядке по мере взросления детей;

(3)присутствуют в нормальной личности; (4) во время стресса ис­ пользуются более интенсивно; (5) снижают сознательное прожива­ ние негативных эмоций; (6) задействуют автономную нервную си­ стему и (7) при избыточном использовании связаны с появлением психопатологии. Психоаналитические исследователи по существу согласны в том, что некоторые защиты в плане развития менее зре­ лые, чем другие (Cramer, 1991; Laughlin, 1970; Vaillant et al., 1986). Крамер (Cramer, 2006) продемонстрировала, например, что отри­ цание возникает очень рано, проекция развивается позже, а иден­ тификация ещё позже (хотя далее я буду говорить об архаичных предшественниках как проекции, так и идентификации, как о пер­ вичных защитных процессах). В общем, защиты, которые называ­ ют «первичными», «незрелыми», «примитивными» или «защитами низшего порядка», предполагают границу между человеком и окру­ жающим миром. Те, что считаются «вторичными», «более зрелы­ ми», «продвинутыми» или «защитами высшего порядка», работа­ ют с внутренними границами, например, с границами между Эго или Суперэго и Ид или между наблюдающей и проживающей ча­ стями Эго.

Примитивные защиты функционируют глобально, недиффе­ ренцированно в отношении всей чувствительной сферы, сплавляя когнитивное, аффективное и поведенческое измерение, в то время

Первичные защитные процессы

151

как более продвинутые защиты совершают специфические транс­ формации мыслей, чувств, ощущений или поведения или некоторой их комбинации. Концептуальное разделение между более архаичны­ ми и более высокоуровневыми защитами в известной степени услов­ но. Однако с тех пор, как Кернберг (напр. Kernberg, 1976) обратил внимание на использование пограничными клиентами архаичных форм проекции и интроекции (предшественника идентификации), многие терапевты вслед за ним стали называть следующие защиты принципиально «примитивными»: изоляция, отрицание, всемогу­ щий контроль, примитивная идеализация и обесценивание, проек­ тивная и интроективная идентификация и расщепление. В 1994 году я предложила добавить к этому списку крайние формы диссоциа­ ции. А сейчас, на основе работ Вейллант (напр. Vaillant et al., 1986)

идругих исследователей, о которых я не знала в 1994 году, а также по предложению некоторых коллег, я добавила к примитивным защи­ там соматизацию, отыгрывание и сексуализацию. Существуют более зрелые выражения этих процессов, но это справедливо также и для некоторых других защит низшего порядка, таких как примитивная идеализация и примитивное отстранение (extreme withdrawal).

Чтобы защита классифицировалась как первичная, она, как правило, должна иметь два качества, связанные с довербальной фа­ зой развития: недостаточный контакт с принципом реальности (см. главу 2) и недостаточное осознание сепарированное™ и постоян­ ства окружающего мира. Например, отрицание считается проявле­ нием более примитивного процесса, чем вытеснение. Чтобы нечто было вытеснено, оно должно в некоторой степени стать известным

изатем быть передано бессознательному. Отрицание — это мгновен­ ный, а не рефлексивный процесс. «Этого не происходит» — более волшебный способ совладания с чем-то неприятным, нежели «Это произошло, но я об этом забуду, потому что это слишком больно».

Подобным образом, защитный механизм, известный под назва­ нием «расщепление», в котором человек разделяет переживания на только хорошие и только плохие, не оставляя пространства для не­ определённости или амбивалентности, принято рассматривать как примитивное, поскольку, как считается, происходит из того перио­ да времени, когда у ребёнка ещё не развилось представление о кон­ стантности объекта. Восприятие матери в состоянии удовлетворён­ ности определяется общим ощущением «хорошей мамы», а в момент фрустрации — «плохой мамы». Прежде чем ребёнок поврослеет до­

152

Глава 5

статочно, чтобы осознать реальность (что в разных ситуациях это один и тот же человек, чьё присутствие иногда переживается как приятное, а иногда — как неприятное), каждое его переживание, как мы предполагаем, будет тотальным, дискретным, определённым. Та­ кая защита, как рационализация, напротив, считается зрелой, по­ скольку для того, чтобы человек имел возможность дать чувству рациональное объяснение, требуются сложно организованные вер­ бальные и мыслительные навыки, а также большая состроенность с реальностью.

Многие защитные процессы имеют более примитивные и бо­ лее зрелые формы. Например, «идеализация» может означать не­ оспоримую убеждённость в совершенстве человека или же может относиться к тонкому, сглаженному ощущению, что человек являет­ ся особенным или достойным восхищения, несмотря на некоторые видимые ограничения. «Отстранение»38 может относиться к полно­ му отказу от принятия реальности в пользу психотического состо­ яния разума или же может относиться к средне выраженной тен­ денции справляться со стрессом путём ухода в грёзы. В этой главе о примитивных защитах я также называю защиту «примитивной», если она имеет и более зрелые проявления.

Так называемые примитивные защиты — это процессы, посред­ ством которых, как мы считаем, ребёнок естественным образом вос­ принимает мир. Эти способы проживания жизни свойственны всем нам, обладаем мы значительной психопатологией или нет; все мы от­ рицаем, расщепляем, у всех нас есть стремления ко всемогуществу. Подобные процессы представляют собой проблему, только если нам не хватает более зрелых психологических навыков или если эти за­ щиты применяются за счёт исключения других возможных защит. Большинство из нас также дополняют их более тонкими способа­ ми обработки тревоги и ассимилирования сложной и волнующей ре­ альности. Именно отсутствие зрелых защит, а не присутствие при­ митивныххарактеризует психотическую и пограничную структуру.

Примитивные защиты описать намного труднее, нежели более продвинутые. Тот факт, что они довербальны, дологичны, всеобъем­ лющи, воображаемы и магически (часть первичного мыслительно­ го процесса), делает их чрезвычайно сложными для представления в словах; на самом деле представление довербальных процессов

38 Англ, withdrawal.

Первичные защитные процессы

153