Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
1 курс / Психология / Mak_Vilyams_N_Psikhoanaliticheskaya_diagnostika_Biblioteka_psikhologii.pdf
Скачиваний:
19
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
50.24 Mб
Скачать

Защитные и адаптационные процессы при обсессии и компульсии

Как можно заключить из предыдущих параграфов, организующая защита преимущественно обсессивных людей — изоляция аффекта (Fenichel, 1928). У компульсивных людей основной защитный про­ цесс — аннулирование. Обсессивные и компульсивные используют и изоляцию, и возмещение. Высокофункциональные обсессивные люди обычно не используют изоляцию аффекта в её крайних фор­ мах; вместо этого они предпочитают более зрелые версии сепарации аффекта от мышления: рационализацию, морализацию, компартментализацию и интеллектуализацию. Наконец, люди из этой клиниче­ ской группы в значительной степени полагаются на реактивное об­ разование. Обсессивные люди на всех уровнях развития также могут использовать смещение, особенно смещение гнева в обстоятельствах, в которых, отклоняя его из его изначального источника на «легитим­ ную» мишень, они могут признавать это чувство без стыда.

Когнитивные защиты от влечений, аффектов и желаний

Обсессивно-компульсивные люди иделизируют мышление и ум­ ственные функции. Они имеют склонность приписывать большин­ ство чувств обесцененной сфере ребячливости, слабости, потери кон­ троля, дезорганизации и грязи. (И иногда женственности; мужчины с обсессивным и компульсивным типом личности могут бояться, что выражение нежных эмоций заставляет их регрессировать к ранней, не признанной, домужественной идентификации с Матерью.) Та­ ким образом, они находятся в весьма невыгодных условиях в ситуа­ циях, когда эмоции, физические ощущения и фантазии играют важ­ ную и оправданную роль. Вдова, которая непрестанно обдумывает подробности похорон своего мужа, прикусывает верхнюю губу и пре­ вращает траур в безумие, не только не может эффективно прорабо­ тать своё горе, но также лишает окружающих утешительной возмож­ ности помочь ей успокоиться. Обсессивные люди на руководящих должностях отказывают себе в адекватном отдыхе и расслаблении и вредят своим работникам, делая одержимость правилом компании.

Люди с обсессивными характеристиками часто бывают эффек­ тивны в формальных, публичных ролях и идут ко дну в интимных,

Обсессивные и компульсивные личности

405

домашних. Хотя они способны к любовной привязанности, они мо­ гут быть неспособны выражать своё более мягкое Я без тревоги

истыда; следовательно, они могут превращать эмоционально инто­ нированные взаимодействия в угнетающе когнитивные. В терапии

ив других сферах они могут совершать оговорки, употребляя по от­ ношению к себе второе лицо при описании эмоций («Что вы чув­ ствуете, когда вспоминаете об этом землетрясении? — Ну, вы чув­ ствуете какую-то беспомощность»120). Не ко всякой человеческой деятельности следует подходить с позиции рационального анали­ за и решения проблем. Один мужчина, с которым я проводила пер­ вичное интервью, на мой вопрос о качестве сексуальных отношений со своей женой угрюмо констатировал: «Я довожу дело до конца».

Обсессивные люди пограничного и психотического диапазо­ на могут использовать изоляцию аффекта так упорно, что выгля­ дят как шизоидные. Распространённое заблуждение о шизоидном человеке как о ничего не чувствующем, вероятно, основано на на­ блюдениях за регрессировавшими обсессивными людьми, кото­ рые стали деревянными и похожими на роботов, настолько глубок разлом между их мышлением и эмоциями. Поскольку дистанция между крайней обсессией и бредом пренебрежимо мала, наиболее нарушенные обсессивные пациенты граничат с паранойей. Мне го­ ворили, что в эпоху до изобретения антипсихотических препаратов распространённым способом отличить крайне ригидного непсихотичного обсессивно-компульсивного человека от едва обороняю­ щегося параноидного шизофреника было поместить пациента в за­ щищённую комнату и внушить ему, что теперь он в безопасности. Шизофреничный человек, которого таким образом приглашали временно отключить обсессивные защиты, начинал говорить о па­ раноидных бредовых идеях, в то время как обсессивно-компульсив­ ный принимался убираться в комнате.

Поведенческие защиты от влечений, аффектов и желаний

Аннулирование — это определяющий защитный механизм для того типа компульсивности, который характеризует обсессивные и ком­

120 Фраза изменена в соответствии с особенностями русского языка. В оригинале:

"How did you feel when the earthquake hit? — Well, you feel kind of powerless".

406

Глава 13

пульсивные симптомы и структуру личности. Компульсивные люди аннулируют с помощью действий, которые имеют бессознательное значение искупления и/или волшебной защиты. Компульсивность отличается от импульсивности тем, что конкретное действие повто­ ряется снова и снова, организованное в определённом стиле и ино­ гда по нарастающей. Компульсивные действия также отличаются от «отыгрывания вовне», строго говоря, тем, что они не настолько дви­ жимы необходимостью овладеть непроработанными прошлыми пе­ реживаниями путём их воссоздания.

Компульсивная деятельность знакома всем нам. Доедание еды

старелки, когда мы уже не чувствуем голода, уборка дома, когда нужно готовиться к экзамену, критика в адрес того, кто нас обижа­ ет, даже если мы знаем, что она приведёт только к появлению нового врага, бросание «ещё одной монетки» в игровой автомат. Какими бы ни были компульсивные паттерны, расхождение между тем, к чему человек чувствует импульс, и тем, что разумно, может быть вопию­ щим. Компульсивные действия могут быть вредными или полезны­ ми; компульсивными их делает не разрушительность, а их одержи­ мое свойство. Флоренс Найтингейл была, вероятно, компульсивно услужливой; Джон Стюарт, наверное, компульсивно остроумен. Люди редко обращаются за лечением из-за компульсивности, если она служит им на пользу, но они обращаются с проблемами, которые

сней связаны. Знание о том, что эти клиенты организованы ком­ пульсивно, может помочь нам оказать им помощь в том, чего они хотят достичь в терапии.

Компульсивные действия часто имеют бессознательный смысл аннулирования преступления. Мытьё рук леди Макбет — это зна­ менитый литературный пример такой динамики, хотя в её случае преступление было совершено по-настоящему. Одна из моих паци­ енток, замужняя врач-онколог, которая прекрасно знала, что ВИЧ не особо легко передаётся через слюну, была беспомощна перед по­ требностью сдавать анализ на антитела к ВИЧ каждый раз после того, как она целовалась с мужчиной, с которым хотела завести ро­ ман. Даже некоторые компульсии, которые явно лишены чувства вины, могут оказаться связанными в своих истоках с вызывающими вину взаимодействиями; например, большинство людей, компуль­ сивно подчищающих свои тарелки, в детском возрасте заставляли чувствовать себя виноватыми, когда они отказывались от еды в то время, как кто-то в мире погибал от голода.

Обсессивные и компульсивные личности

407

Компульсивное поведение также выдаёт бессознательные фан­ тазии всемогущего контроля. Эта динамика связана с озабоченно­ стью по поводу собственных предполагаемых прегрешений, намере­ ние контролировать которые, как и потребность в аннулировании, происходит из убеждений, возникших до дифференцирования мыс­ лей и действий. Если я начну думать, что мои фантазии и порывы опасны, что они эквивалентны мощным действиям, я буду старать­ ся сдерживать их сравнительно мощным противодействующим уси­ лием. В дорациональном мышлении (в первичном процессе мышле­ ния) Я является центром мира, и всё, что происходит с человеком, является результатом его собственной активности, а не случайны­ ми виляниями судьбы. Бейсболист, который совершает ритуал пе­ ред каждой игрой, священник, который впадает в тревогу, если за­ был упомянуть нечто в молитве, беременная женщина, которая всё упаковывает и перепаковывает вещи для поездки в больницу, — все они на некотором уровне думают, что смогут контролировать некон­ тролируемое, если только сделают всё правильно.

Реактивное образование

Фрейд считал, что добросовестность, привередливость, бережли­ вость и усердие обсессивно-компульсивных людей — это реактив­ ные образования против желаний быть безответственными, не­ ряшливыми, расточительными и недисциплинированными и что в чрезмерно ответственном стиле поведения таких пациентов мож­ но различить признаки склонностей, с которыми они борются. Не­ устанную рациональность обсессивного человека, например, мож­ но рассматривать как реактивное образование против суеверного, магического типа мышления, который обсессивные защиты не осо­ бо эффективно скрывают. Человек, который, даже находясь в со­ стоянии истощения, упрямо настаивает на том, что сам будет вести машину, выдаёт убеждение, что именно от того, будет ли он дер­ жать машину под контролем, а не от сочетания внимательного во­ дителя и некоторой удачи зависит, удастся ли избежать дорожно­ го происшествия. Настаивая на такой степени контроля, он теряет контроль во всех важных аспектах.

В главе 6 я говорила о реактивном образовании как о защите от необходимости справляться с неопределённостью. В работе с обсес­

408

Глава 13