Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
A._E._Zhukov_Istoriya_Yaponii_t._1_.doc
Скачиваний:
24
Добавлен:
26.09.2019
Размер:
4.37 Mб
Скачать

Часть 2. Социально-экономическое развитие

из них, представитель семьи Фудзивара по имени Нобунари Ума-носкэ покинул Киото и поселился в провинции Оми. Однажды, осматривая свои владения, расположенные у оз. Бива, он обнаружил 3 колодца, в одном из которых нашел золотые монеты. Посчитав это за доброе предзнаменование, Уманоскэ изменил свое имя на Мицуи, что означает «три колодца». Насколько эта легенда соответствует истине, судить трудно, но знак «три колодца» стал эмблемой торгового дома Мицуи, а в городе Мацудзака в провинции Исэ Мицуи долгое время заботливо сохраняли 3 колодца, один из которых используется до сих пор. Скорее всего, в обнаруженных колодцах была хорошая по качеству вода, пригодная для изготовления сакэ.

В период Муромати (1338-1573) Мицуи были самураями феодала Сасаки в провинции Оми. В XV в. глава семьи Мицуи имел довольно высокий ранг, что позволило ему породниться с сюзереном. В Японии существовал обычай входить в семью на правах приемного сына, женившись на наследнице, если в семье не было сыновей. Таким приемным сыном в семье Мицуи стал Сасаки Такахиса. Он построил замок в Намадзуэ, в местности к востоку от оз. Бива.

Во время междоусобных войн и борьбы за объединение страны в ХѴ-ХѴІ вв. дом Сасаки и семья Мицуи очень пострадали; небольшая часть оставшихся в членов клана Сасаки была покорена Ода Нобунага, одним из объединителей Японии, и род Сасаки исчез со страниц японской истории.

Но семье Мицуи, которая жила тогда в провинции Этиго, уда лось выстоять и сохраниться. Глава дома Такаясу, почувствован опасность, скрылся с семьей и немногочисленными вассалами. Они обосновались в призамковом городке (дзёкамати) Мацуса ка, который был торговым центром провинции Исэ. В этом город ке Такатоси Сокубэй, старший сын Такаясу, начал свою жизні уже в другом качестве.

Поблизости от Мацусака был порт. Кроме того, здесь останав ливались паломники, направлявшиеся в храм Исэ. Матросы, бро дячие торговцы, странники доносили до городка разные новости^ что помогало Сокубэй ориентироваться в обстановке. Он ездиЯ несколько раз в Эдо, который Токугава Иэясу, завершивший обЛ единение страны, сделал резиденцией бакуфу, и который быстрі превратился в гигантский город. К середине XVII в. в Эдо прожйі вали 430 тыс. чел., спустя столетие — 1 млн. чел. I

Процесс политической стабилизации благоприятно отразился на экономическом развитии страны, но привел к падению роли*

Глава 2. Японское купечество

338

самураев как воинского сословия. Именно тогда судьба дома Ми-цуи круто изменилась. Вернувшись в 1616 г. из очередной поездки в Эдо, Сокубэй объявил семье о своем решении изменить социальное положение дома Мицуи: поменять самурайский меч на соробан (японские счеты). К этому времени уже не было в живых сюзерена, которому он присягал на верность, и Сокубэй посчитал, что его долгом как главы дома является восстановление состояния и благополучия семьи:

«Меч не может больше обеспечить нашу жизнь. Я видел, как большими выгодными делами можно заслужить уважение. Я буду варить сакэ и соевый соус, и мы будем процветать».

Дело, затеянное Сокубэй, было несложным по технологии, и требовало лишь небольшого капитала и нескольких квалифицированных подмастерьев. Тем не менее, поначалу дела шли неважно. Сокубэй получил самурайское воспитание, был сведущ в поэзии и каллиграфии, но плохо представлял себе технику торговли. Положение спасла его жена Сюхо. Она была купеческой дочкой, и вникнув в дела мужа, проявила удивительные деловые качества. Именно ее усилиями была создана основа состояния первого поколения Мицуи, которые уже считались простолюдинами.

Сюхб успешно вела дела и после смерти мужа в 1633 г. У нее было 4 дочери и 4 сына, каждому из которых она сумела подобрать дело, которое наиболее соответствовало его природным способностям. Старшего сына, Тосицугу Сабуродзаэмон, Сюхо отправила в Эдо, снабдив капиталом, чтобы он смог открыть там мануфактурную лавку. Помогал ему брат, Сигэтоси Сарубэй (3-й сын), основавший затем собственное дело по изготовлению и продаже гвоздодеров (кугинуки), очертание которого стало его эмблемой. 2-й сын, Хиросигэ Сэйбэй, был усыновлен другой семьей; младший, Такатоси Хатиробэй помогал матери. Мать сама подобрала ему жену из купеческой семьи, которая, как и свекровь, стала умелой помощницей своему мужу.

Как только Хатиробэй исполнилось 14 лет, мать отправила его и Эдо к Сабуродзаэмон, где он также в скором времени открыл лавку, а старший брат отправился в Киото, где занялся торговлей тканями. Киото был культурным и ремесленным центром и славился мечами, высококачественными изделиями из шелка, фарфора, поделками из золота и серебра.

Оставшийся в Эдо Хатиробэй начал в широких масштабах совершать закладные операции, заведя ссудную лавку. Как правило, клиентами-таких лавок стяяппипигг. .....------ ~

339_ Часть 2. Социально-экономическое развитие

требовала больших расходов. Даймё ежегодно привозили в Осака, Эдо и Киото 4 млн. коку риса, из которых 3/4 шло на покрытие одних лишь процентов по долгам. Впрочем, у ростовщиков никогда не было твердой уверенности, что они получат долги, поскольку они не были защищены законом.

В 1673 г., когда Хатирббэй исполнился 51 год, он решил прекратить дела с даймё, которые регулярно «забывали» платить долги, и стал больше ориентироваться на простых горожан. Он переехал в Киото и занялся торговлей тканями. Потом, оставив дела на старшего сына Такахира, вернулся с другим сыном обратно в Эдо, где открыл в августе 1673 г. небольшую лавку по соседству со своим старшим братом, торговавшим кугинуки. Хатирббэй торговал модной парчой «нисидзин» и шелком, скупая их в Киото и в других местах. Когда дело пошло успешно, Хатирббэй передал его своим шестерым сыновьям и, стремясь расширить сферу деятельности своего торгового дома, занялся изучением условий купли-продажи в различных районах страны, т. е. тем, что сейчас называется «маркетинг».

В лавках, расположенных на оживленной улице Хонтё-дори*, где находилась и лавка «Этигоя», принадлежавшая Хатирббэй, торговали по образцам. Приказчики, обходя дома даймё и самураев, предлагали им образцы тканей. Но денег от таких покупателей приходилось ждать довольно долго. Хатирббэй, создав у себя в лавке большой запас товара, продавал ткани мелким провинциальным торговцам по розничным ценам. Барыш был небольшим, но реальным, товарооборот расширялся. Кроме того, расчет производился наличными деньгами.

В лавках на Хонтё-дбри ткань продавалась целым куском, достаточным для изготовления кимоно. Один из приказчиков Хатирббэй сообщил ему о разговоре, подслушанном в бане, что женщины предпочитают покупать небольшие куски матерки, из кото рой можно шить различные мелкие вещи, например, кошельки. Тогда Хатирббэй решил продавать ткань в кусках разной длины, что было выгодно простым горожанам. Хотя такая форма торгов ли не понравилась знати, она значительно снизила риск, посколь ку продажа шла за наличные. Результаты не заставили себя долге ждать. Спустя год после приезда в Эдо Хатирббэй так преуспел, что смог открыть еще одну лавку на той же улице. Теперь у него было 15 приказчиков, 5 учеников и несколько слуг.

В апреле-мае 1683 г. Хатирббэй перевел свою мануфактурную лавку «Этигоя» в район Сурагатё недалеко от Нихомбаси. К стене лавки было прикреплено полотнище, на котором был изображен

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]