Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ответы (1).doc
Скачиваний:
16
Добавлен:
10.09.2019
Размер:
1.27 Mб
Скачать

54.Реализация международно-правовых норм и их эффективность.

Проблема эффективности МП и его норм выдвигается на одно из первых мест в доктрине и в практике международно-правового регулирования. Особая актуальность и практическая значимость ее исследования обусловлены повышением роли МП в регулировании МО.

Рост значения и роли международно-правового регулирования определяется прежде всего таким объективным фактором, как возрастающая взаимозависимость между народами. Современный мир становится все более целостным, интегрированным и нуждается в упорядоченном, предвидимом поведении государств. Это возможно обеспечить прежде всего с помощью социальных норм, среди которых международному праву принадлежит важное место. Без преувеличения можно сказать, что строительство мирового порядка будущего тысячелетия без МП попросту невозможно.

Другая причина возрастания роли МП и его норм связана с возникновением и обострением глобальных проблем, имеющих жизненно важное значение для судеб цивилизации. Ни одно государство не в состоянии решить эти проблемы в одиночку, без объединения интеллектуальных и материальных ресурсов, без выработки единой стратегии. Только международное сотрудничество государств на основе баланса интересов позволит решить указанные проблемы и идти по пути прогресса. МП с его общепризнанными принципами поведения государств служит основой такого сотрудничества.

МП объективно выступает как социально-необходимый инструмент регулирования МО. При всем несовершенстве его принципов и норм они на сегодняшний день являются единственно признаваемыми всеми государствами сводом правил, дающим возможность в процессе сотрудничества решать важнейшие проблемы МО. Но для того, чтобы международно-правовые нормы могли успешно выполнять возложенные на них задачи, необходимо повышать их эффективность. В современных условиях решение глобальных проблем мира, стабильности и МПпорядка ставится в прямую зависимость от эффективности действия МП. Весьма примечательным является то обстоятельство, что Генеральная Ассамблея ООН провозгласила последнее десятилетие уходящего столетия Десятилетием МП. В этом решении проявилось стремление большинства государств найти в праве гарантии мира, опереться на него как на средство гармонизации общечеловеческих и национальных интересов, обеспечить мир, справедливость, демократию через право.

Повышение эффективности МП и его норм носит объективный характер, ибо реальность наших дней властно требует строгого соблюдения всеми государствами существующих международно-правовых принципов и норм, приведения их в соответствие с требованиями развития МО. В Меморандуме о развитии МП говорится: "неукоснительное уважение к международной законности — сегодня это единственно возможный образ действий для каждого государства". Генеральная Ассамблея ООН в резолюции 15/ 157 от 30 января 1997 г. в связи с Десятилетием МП обратилась с призывом ко всем государствам действовать в соответствии с международным правом, в первую очередь, Уставом ООН, содействовать принятию и уважению принципов МП, присоединиться к существующим многосторонним договорам, в частности, к договорам в области прогрессивного развития МП и кодификации.

Добросовестное соблюдение государствами международных соглашений является важной предпосылкой установления доверия и развития сотрудничества между ними, создания нового МПпорядка. В Итоговом документе Венской встречи (1989) в этой связи говорится: ".полное уважение и применение принципов, и выполнение других документов СБСЕ будут улучшать их отношения и содействовать развитию их сотрудничества". И чем выше доверие государств к международному праву, чем выше эффективность его норм и принципов, тем больше уверенности в том, что государства начнут отказываться от силовых, военных методов ведения политики. В условиях ядерного века эффективность МП менее чем когда-либо прежде может быть обеспечена силовым принуждением. Она должна опираться на решение международных проблем путем согласованных политико-правовых мер.

В целом современное МП отвечает своему социальному назначению. Во многих сферах межд-го сотрудничества международные нормы, содержащиеся в международных договорах, и нормы обычного права добросовестно соблюдаются государствами и другими субъектами права. Примерами могут служить Конвенция ООН по морскому праву 1982 г., Договор об Антарктике от 1 декабря 1959 г., рад соглашений в области разоружения (Договор по РСМД, Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения, о чем свидетельствует практика рассмотрения его действия на конференциях в 1983 и 1989 гг.).

Вместе с тем, эффективность международно-правовых норм во многих случаях остается еще весьма невысокой. В раде областей сотрудничества они подчас нарушаются. И что особенно важно отметить, эти нарушения имеют место в сферах, связанных с поддержанием мира, безопасности, защитой прав человека, защитой окружающей среды и т.д. Недостаточно эффективны (или вовсе неэффективны) нормы МП, запрещающие применение силы в международных отношениях, вмешательство во внутренние дела суверенных государств, по борьбе с международным терроризмом и другими преступлениями межд-го характера. Весьма острой и актуальной остается проблема повышения эффективности международных норм в области прав человека. Об этом свидетельствуют факты систематических массовых и грубых нарушений прав человека в различных регионах мира. Можно привести и другие примеры недостаточной эффективности норм и принципов МП, нарушений государствами международных обязательств. Они говорят о том, что значительный потенциал, заложенный в международном праве, еще далеко не полностью реализуется на практике, и многое требуется сделать в развитии и в повышении его эффективности.

Основные направления повышения эффективности МП и его норм связаны с прогрессом в деле достижения нового качества МО, характерной чертой которых должны стать господство принципов ненасилия и примата права, а также с дальнейшим развитием МП, его совершенствованием путем конкретизации общих принципов и создания новых международных норм, соответствующих назревшим потребностям и изменившимся условиям, с формированием новых и усовершенствованием существующих международных и национальных механизмов имплементации.

Свой вклад в решение проблем укрепления международно-правовых основ сотрудничества государств призвана внести и наука МП. Важное место в ней занимает комплекс вопросов, относящихся к исследованию проблем эффективности МП, его институтов, отраслей и конкретных международно-правовых норм.

Эффективность права — проблема многоплановая. Она связана с решением многих вопросов методологического, теоретического, прикладного и практического характера. Актуальной задачей науки права является разработка общей теории эффективности международно-правовых норм, отдельных институтов, отраслей и системы МП в целом. Отсутствие такой теории выступает тормозом, сдерживающим проведение социально-правовых, конкретно-социологических исследований эффективности действующих международных актов. Автор исходит из той предпосылки, что изучение эффективности норм права имеет прежде всего прикладной характер. Однако нельзя приступать к изучению эффективности действия конкретных норм права без разработки самой теории эффективности МП и его норм. Разработка такой теории и есть одна из главных задач данной работы.

Наряду с общетеоретическими проблемами (понятие, критерии, показатели эффективности) требуют своего изучения и более конкретные вопросы, такие как: процессы формирования международно-правовой позиции государств в ходе освоения ими социальной действительности; методы выявления действительно общих для всех государств и всего человечества интересов; характер влияния политических, экономических и моральных факторов на правотворческую и правореализующую деятельность субъектов МП в сфере МО; причины существующего разрыва между требованиями норм права с международной реальностью; эффективные средства и механизмы осуществления международно-правовых норм и другие.