Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ответы (1).doc
Скачиваний:
16
Добавлен:
10.09.2019
Размер:
1.27 Mб
Скачать

40.Правопреемство гос-в в отношении международных договоров.

Правопреемство гос-в в отношении международных договоров. В ходе истории бывают случаи, когда одно гос-во делится на два или более новых, когда два гос-ва или более объединяются в одно новое, когда на части территории гос-ва создается новое гос-во, когда одно гос-во входит в состав другого, когда часть территории одного гос-ва переходит к другому.

Правопреемство - это переход прав и обязанностей в результате смены одного гос-ва другим в несении ответственности за МО какой-либо территории. Отсутствие достаточно единообразной практики и нежелание многих гос-в связывать себя четкими правилами по вопросам правопреемства объясняют тот факт, что принятые под эгидой ООН две Конвенции о правопреемстве ратифицированы небольшим числом гос-в. Тем не менее эти Конвенции являются наиболее авторитетными актами в рассматриваемой области и содержат общие ориентиры для решения вопросов правопреемства.

Имеются в виду принятые дипломатическими конференциями Венская конвенция о правопреемстве гос-в в отношении договоров 1978 г. и Венская конвенция о правопреемстве гос-в в отношении гос-венной собственности, гос-венных архивов и гос-венных долгов 1983 г.

Обе Конвенции весьма осторожно подходят к установлению жестких рамок. Они основаны на принципах "свободного согласия, добросовестности и pacta sunt servandaКонвенции касаются только случаев правомерного правопреемства, осуществляемого в соответствии с межд-ым правом.

Правопреемство в отношении договоров Правопреемство не затрагивает договоров, установивших границы и их режим, а также обязательств относительно пользования любой территорией, установленных в пользу иностранного гос-ва.

При переходе части территории от одного гос-ва к другому действует принцип подвижности договорных границ, в соответствии с которым границы действия договора сокращаются или расширяются вместе с границами гос-ва. Или, иначе, договоры гос-ва-предшественника утрачивают силу в отношении переданной территории, а договоры гос-ва-преемника приобретают силу.

При объединении гос-в все их договоры сохраняют силу, но применяются лишь к той части территории объединенного гос-ва, в отношении которой они находились в силе в момент правопреемства. Приведенные правила относятся и к случаю, когда одно гос-во присоединяется к другому, которое сохраняет свою правосубъектность.

Если при разделении гос-ва одна из частей продолжает существовать как гос-во-предшественник, то в его договорных отношениях не происходит изменений. Исключением являются те договоры, которые непосредственно связаны с отошедшей территорией. Сказанное относится и к членству в ООН.

Что же касается гос-ва, образовавшегося на отделившейся территории, то по этому поводу имеются две различные позиции. Согласно первой, традиционной, новое гос-во не несет обязательств по договорам гос-ва-предшественника. ( прмер Индия – Пакистан)

Иная позиция отражена в Конвенции о правопреемстве в отношении договоров. Договоры гос-ва-предшественника сохраняют свою силу и для гос-в-преемников (ч. 1 ст. 34). Практика подтверждает скорее позицию Секретариата ООН.(Югославия – Сербия и Черногория)

Практике ООН известен случай восстановления членства при отделении гос-ва. В 1961 г. Сирия вышла из ОАР, и ее членство в ООН было возобновлено без затруднений.

Трудности в обеспечении своих прав возникали перед Россией. Выход из сложившегося положения был найден в концепции "Россия: гос-во - продолжатель СССР". Она означает, что место СССР в мировой политике занимает Россия. Она является основным, генеральным правопреемником Союза, и на нее ложится главная ответственность за выполнение его обязательств. Показательно, что эта концепция была признана межд-ым сообществом и закреплена в международных актах.

Все правопреемники СССР становятся участниками заключенных им многосторонних договоров. Двусторонние договоры сохраняются за Россией. Исключение составляют те случаи, когда договор непосредственно связан с территорией гос-ва-преемника. В первую очередь сохраняют для них полную силу договоры о гос-венной границе.

Особое положение в отношении правопреемства занимают новые независимые гос-ва, т.е. такие, территория которых являлась зависимой территорией. Венские конвенции закрепили принцип чистой доски (tabula rasa). Новое независимое гос-во не обязано соблюдать какой-либо договор гос-ва-предшественника, который в момент правопреемства имел силу в отношении его территории.

Что касается многосторонних договоров, то Венская конвенция о правопреемстве в отношении договоров 1978 г. установила право нового независимого гос-ва путем уведомления определять свой статус. Это правило в общем отражает практику Секретариата ООН, оно создает условия для четкого определения состава участников.

Если речь идет о договоре с ограниченным числом участников, то участие в нем нового независимого гос-ва возможно только с согласия других участников (ст. 17). В первом случае речь идет в основном о договорах, определяющих общие для всех гос-в нормы, а во втором - о договорах со значительным числом участников по конкретным вопросам. Одностороннее присоединение к ним нового гос-ва может затрагивать права других участников.

Двусторонние договоры гос-ва-предшественника остаются в силе только в случае согласия как нового гос-ва, так и другого участника.

Изменения в гос-венной власти и договоры Как уже отмечалось, МП связывает правопреемство с изменением территории. Что же касается изменений в организации и характере гос-венной власти, то установлено, что они не влияют на обязательную силу договоров. Это значит, что ни перемены в форме правления (монархия - республика), ни перемены в форме гос-венного устройства (федерация - унитарное гос-во) не влияют на договоры. Это же относится и к неконституционной смене правительств

Особым случаем являются так называемые марионеточные правительства, созданные иностранным гос-вом и являющиеся его инструментом. Заключенные ими договоры обычно признаются недействительными.

Есть у рассматриваемого вопроса и иной аспект. Вправе ли другая сторона отказаться от договора в случае военного переворота, если он существенно сказывается на внутренней и внешней политике гос-ва? В какой-то мере можно опираться на норму, допускающую ссылку на коренное изменение обстоятельств как на основание для прекращения договора, когда "наличие таких обстоятельств составляло существенное основание согласия участников на обязательность для них договора" (п. 1 ст. 62 Венской конвенции о праве международных договоров).

Одним из первых актов советского гос-ва стал Декрет о мире 1917 г., сформулировавший основы принципиально новой внешней политики, а также мировой политической системы как системы справедливого демократического мира. Целый ряд идей и принципов декрета впоследствии вошли в МП.

Относительно договоров в декрете говорилось, что отменяется содержание тайных договоров, поскольку оно в большинстве случаев направлено к доставлению выгод русским помещикам и капиталистам, к аннексиям. В.И. Ленин не раз подчеркивал, что речь шла именно о тайных и грабительских договорах. Пункты о добрососедских и экономических отношениях не отклонялись.

Однако практика пошла несколько иным путем. 26 августа 1918 г. был издан Декрет Совета народных комиссаров о прекращении всех договоров с рядом гос-в. На Генуэзской конференции 1922 г., ссылаясь на Французскую революцию, российская делегация говорила об основном принципе права, согласно которому "правительства и режимы, вышедшие из революции, не обязаны соблюдать обязательств свергнутых правительств".

Иная трактовка вопроса о правопреемстве при революции была изложена в актах многих гос-в. По мнению английского правительства, "согласно признанным принципам МП, признание советского правительства России автоматически вводит в силу все договоры, заключенные между обеими странами до Российской революции, за исключением тех, срок которых формально истек".

Довольно скоро стал ясен масштаб ущерба, причиняемого интересам России отказом от договоров. Начинается трудоемкая работа по восстановлению договорных прав.

В иных условиях и по-иному решалась проблема прежних договоров другими социалистическими гос-вами. В Общей программе Народного политического консультативного совета Китая говорилось, что правительство КНР "должно изучить договоры и соглашения, заключенные правительством гоминьдана с иностранными правительствами, и в зависимости от их содержания признать, аннулировать, пересмотреть или перезаключить их". Эта формула близка той, которая была использована Германией в отношении договоров ГДР. В ней не хватает лишь необходимости решения вопросов путем соглашения с другими участниками.

Что же касается европейских социалистических гос-в, то они и не ставили вопроса о правопреемстве, стремясь сохранить договорные отношения. Договоры прежних правительств действовали и в их отношениях с СССР вплоть до замены новыми. Все это дало существенные положительные результаты, содействовало упрочению международных позиций новых социалистических гос-в и защите ими своих прав и интересов.