Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
пахман.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
19.08.2019
Размер:
3.71 Mб
Скачать

V. Сила и действие завещаний

Независимо от изложенных выше начал, которыми определяются материальные и формальные условия действительности завещаний, следует еще сказать несколько слов о тех началах, которыми, говоря вообще, обусловливается приведение воли завещателя в действие; начала эти касаются вопросов: о хранении завещаний, об изменении и отмене завещаний и о порядке исполнения завещаний, хотя по всем этим вопросам мы можем привести лишь весьма немногие указания.

I. Чтобы воля завещателя могла быть после его смерти приведена в исполнение, необходимо, чтобы завещание сохранилось. Здесь идет, конечно, речь не об изустных завещаниях, которые обыкновенно делаются пред самой смертью завещателя и на основании показаний свидетелей немедленно приводятся в исполнение. Завещания, как письменные акты, хранятся обыкновенно или у самого завещателя*(2750), или у его жены*(2751), или у священника*(2752). В некоторых местностях завещания отдаются на хранение тому, в чью пользу они составлены*(2753), а если наследников несколько, то старшему из них*(2754). Встречается так же указание, что завещание отдается иногда на хранение старшему в роде*(2755).

II. В соответствие тому, известному и в писанном законе правилу, что до самой смерти воля завещателя свободна, в силу обычного права завещатель так же имеет право во всякое время изменить или уничтожить сделанное им завещание*(2756). Но, по обычаю некоторых местностей, завещания, выданные на руки наследникам, не могут уже быть изменены или уничтожены завещателем*(2757); поэтому обыкновенно, как заявлено в одной местности, завещания никогда на руки наследникам не выдаются*(2758), или только перед смертью завещатель выдает завещание назначенному в нем наследнику: "раньше нельзя отдать, а то зазнается"*(2759).

Вопрос о том, отменяется ли завещание, составленное ранее, завещанием позднейшим, разрешается, как можно заключить, по крайней мере, из сведений, касающихся одной губернии, в том смысле, что последнее по времени составления завещание отменяет собой все прежние*(2760). Но есть так же указание, что обыкновенно для каждого наследника составляется особое завещание*(2761): в таком случае, конечно, одно завещание не считается препятствием к исполнению другого, так что приводятся в исполнение совместно и несколько завещаний. Из одного решения, не совсем впрочем ясно видно, что суд принял к рассмотрению даже три завещания, составленные в разное время, по последовательно несколькими лицами по отношению к одному и тому же имуществу, хотя распределение частей этого имущества определено было судом, по-видимому, без нарушения воли всех трех завещателей*(2762).

Обыкновенно распоряжения завещателя признаются и исполняются вполне согласно его воле; но иногда волостные суды видоизменяют распоряжения завещателя по своему усмотрению, напр. для того, чтобы не роптали родственники завещателя*(2763), так что не дается полной силы тому, что еще в римском праве называлось "обидным завещанием"; или же отменяется судом такое распоряжение, которое, по мнению суда, касалось имущества, по отношению к которому завещатель не имел права распоряжения; так, в одном случае, суд отменил распоряжение завещателя о том, чтобы тетка его жила в завещанном брату доме, так как это, за силой 1018 ст. X т., не могло, по словам суда, составлять предмет завещания*(2764).

Что касается власти сельского схода, то иногда он утверждает завещания и при жизни завещателя*(2765), и вправе, как было уже упомянуто выше, вовсе уничтожать завещания, которые, по его соображениям, могут быть признаны несправедливыми. Судя по показанию, сделанному в одной местности, самое разбирательство дел по словесным духовным завещаниям принадлежит сельскому сходу, так что подобные дела до волостного суда не доходят*(2766).

III. Наконец, по вопросу о самом исполнении завещаний, следует упомянуть, что иногда завещания приводятся в исполнение еще при жизни завещателя; но это относится, как мы уже заметили выше, только к тем распоряжениям, которые носят смешанный характер, т. е. хотя и разрешают вопрос о посмертном преемстве, но собственно заключаются в передаче, тому или другому лицу, имущества, на известных условиях, при жизни самого распорядителя. Обыкновенно же завещания, в собственном смысле слова, вступают в силу лишь по смерти завещателя, о чем иногда, для устранения недоразумений, прописывается и в самом завещании; так, в одном завещании, в виде особого пункта, помещено такое распоряжение: "сие духовное завещание восприимет свою силу и действие не прежде как по кончине моей, а до оной вольна я в оном, что заблагорассужу, переменить, убавить или прибавить"*(2767). Приведение же завещания в действие лежит на обязанности самого общества, или же назначаемых к имуществу опекунов; иногда же назначается, для исполнения воли завещателя, особый "душеприказчик", как видно, напр., из одного завещания, в котором сказано: "распоряжения моего имения по смерти моей вверяю, согласно сему духовному завещанию, душеприказчику, моему родному брату, кр-ну И., а в случае его смерти избрать душеприказчиком кр-на П."*(2768); но в чем именно заключаются обязанности и права душеприказчика, об этом, почти так же как и в писанном законе, не находим мы в практике обычного права никаких положительных указаний.