Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
пахман.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
19.08.2019
Размер:
3.71 Mб
Скачать

IV. Порядок производства разделов

По отношению к порядку производства разделов представляется прежде всего вопрос: в каком отношении находится свобода разделов к вмешательству или участию крестьянских властей; затем необходимо рассмотреть, какие приняты в крестьянском быту способы производства разделов, в какой форме совершаются разделы и как удовлетворяются просьбы о переделе.

I. По заявлениям крестьян некоторых местностей, разделы производятся ими самовольно, без участия крестьянских властей*(2587). Но уже самое название "самовольный раздел" показывает, что такой раздел - явление несоответствующее установившемуся порядку, в силу которого раздел должен быть производим с чьего-либо разрешения. Независимо от этого, встречаются указания, что самовольных разделов волостные суды не признают и разделившихся обязывают снова жить вместе*(2588) и даже подвергают их наказанию розгами*(2589). Из этого, однако же, не следует, чтобы у крестьян вовсе не было добровольных или полюбовных разделов; на такие разделы мы встречаем прямые указания*(2590), даже в том смысле, что бывают только добровольные разделы*(2591), для которых в некоторых местностях существует и особый, двухгодичный срок*(2592). Таким образом несомненно, что разделы не могут определиться сторонним принуждением; но дело только в том, что и на добровольные разделы требуется разрешение подлежащих крестьянских учреждений. Обыкновенно раздел разрешается сельским обществом*(2593) или производится с его согласия*(2594).

Так как добровольные разделы возможны лишь при полном согласии каждого на выделяемую ему часть имущества, то такие разделы бывают довольно редки: обыкновенно имущество делится крестьянскими учреждениями, большей частью - сельскими сходами. В некоторых местностях разделы производятся стариками, с правом недовольного обратиться к сельскому сходу, который таким образом составляет вторую инстанцию*(2595), или, в полтавской губернии, "избранными лицами", или же старостой и стариками, с тем, что недовольные их решением могут жаловаться в волостной суд*(2596). В некоторых, однако, местностях дела о разделе до волостного суда не доходят, или же случаи обращения к суду встречаются редко. Старики разбирают также дела о разделах на сельских сходах*(2597). В некоторых местностях разделы имущества производятся посторонними людьми при урядниках, т. е. при волостном старшине или судьях*(2598). наконец, в некоторых местностях разделы производятся сельским или волостными сходами, безразлично, или же одним волостным сходом.

Дела о разделах, в последней инстанции, решаются волостными судами. Так, стороны, недовольные решением сельского старосты и стариков или одних стариков, обращаются в волостной суд; равным образом стороны, не желающие подчиниться решению сельского схода, обращаются с жалобой в волостной суд. Но волостной суд, и прямо в качестве первой инстанции, решает дела о разделах*(2599), причем некоторые мировые съезды также признают подсудными волостным судам все разделы между крестьянами, независимо от ценности подлежащего разделу имущества*(2600); напротив, другие мировые съезды и к делам о разделах применяют общие правила о подсудности дел волостным судам по цене иска*(2601).- Еще есть указания, что по делам о разделе крестьян в некоторых местностях обращаются к мировому судье.

Волостной суд, а равно старики и сельский староста, производящие разделы, рассматривают вопрос только о распределении имущества между лицами, желающими разделиться, но не входить в рассмотрение вопроса о том, могут ли быть разделены семьи или нет, откуда можно прийти к заключению, что произвольные разделы дозволяются. Но такое заключение было бы неверно, так как прежде чем приступить к разделу, должно быть испрошено согласие или разрешение сельского общества или вол. суда; поэтому до суда и стариков, а также и сельского схода, доходят лишь дела о разделе имущества, на основании данного уже разрешения. Встречаются указания, что волостной суд назначает самовольно (т. е. без приговоров сельского схода о дозволении раздела) части имущества и тем упрочивает самовольные разделы*(2602), так что роль суда заключается в утверждении разделов. Но иногда волостные суды отказывают в разрешении на раздел*(2603) на том основании, что без раздела просителям жить лучше. В некоторых местностях раздел наследства, непосредственно после смерти наследодателя, не допускается в том случае, когда в числе наследников есть малолетние, так что можно просить о разделе не ранее как по достижении ими совершеннолетия*(2604). Точно также не всегда допускается волостными судами раздел между братьями при жизни их матери: встречаются именно указания, что если после смерти отца недвижимым имуществом пользуется его вдова, то суд отказывает детям в разделе этого имения, предоставляя матери пользоваться им не разоряя и не продавая; это видно, напр., из следующего случая: И. просил о даче ему части от оставшегося после отца имения, которым в настоящее время владеет его мать с другим сыном; суд постановил: "после смерти матери имение разделить между братьями пополам, а до тех пор предоставить матери пользоваться имением без продажи другому лицу и без разорения*(2605). В другом случае волостной суд также не дозволил братьям разделиться, вследствие нежелания их матери*(2606). Вообще можно заметить, что разделы во многих местностях явления до того обыкновенные, что, по отзывам крестьян, все или почти все переделились, и даже встречаются прямые заявления, что сельские общества разделам не препятствуют. Но, с другой стороны, встречаются и такие заявления, что разделы лишь терпимы сельским обществом и допускаются в силу необходимости, для того, чтобы водворить спокойствие в семье; что вообще семейные разделы допускаются лишь как неизбежное зло и крестьяне сознают, что от разделов не богатеют общества, а приходят в бедность*(2607). Во всяком случае отзывы, что разделы не приносят, вообще говоря, вреда, или даже бывают полезны, встречаются весьма редко.

В силу указанных соображений о вреде разделов, волостные суды, как мы заметили выше, неохотно соглашаются на просьбы о разделах и прямо им препятствуют. В подтверждение этого замечания считаем нелишним указать на одно, довольно любопытное, решение волостного суда, из которого можно вывести заключение, что имеющие право на раздел должны просить о нем в определенный срок, по истечении которого это право их прекращается. Вот это решение: А. просил понудить дядю У. выделить ему часть из имущества; У. заявил, что истец (32 лет) со дня совершеннолетия своего т. е. в течение 14 лет о выделе нигде не просил, след. потерял право на отыскивание; волостной суд, ввиду заявления, что А. пропустил законом определенный срок, определил: жалобу А. оставить без последствий*(2608). Какие-либо общие выводы из этого решения представляются излишними, так как подобные решения встречаются, по всей вероятности, весьма редко.

II. По отношению к порядку производства разделов имеет значение и вопрос о способах раздела. Для того, чтобы определить, какая часть имущества, предварительно разделенного на равные доли подлежащими учреждениями (сельскими сходами, и проч.), должна достаться тому или другому из дольщиков, обыкновенно бросают жребий. Нераздробляемые, по свойству своему, имущества (дворы, мельницы, сукновальни), в некоторых местностях продаются, если никто из наследников не пожелает оставить их за собой по оценке, и вырученная сумма делится соответственно долям. Способ раздела посредством жребия самый употребительный; по крайней мере, на другие способы указаний не встречается, несмотря на то, что было заявлено, что к этому способу раздела прибегают "иногда"*(2609), или когда тяжущиеся не согласны*(2610) . Впрочем, на волостных судах, по заявлениям крестьян, жребия не бросают; волостные суды прямо указывают имущество, которое получает каждый из дольщиков, причем старшему члену семьи в некоторых местностях предоставляется обыкновенно усадебная земля*(2611).

Есть известия, что для раздела суд выезжает на место, указывает наследникам их части и выставляет на каждой части грань*(2612), или, выехав на место, судьи поручают кому-либо разделить наследников, в своем присутствии, напр. матери наследников*(2613).

Когда имущество в натуре не может быть разделено на равные части, то получающий большую часть обязывается доплатить за излишек деньгами, или же, взамен получаемого излишка, вознаградить наследников иным образом*(2614). Заметим здесь также, что доля отсутствующего дольщика (напр. брата) оставляется обыкновенно во владении других, впредь до его прибытия*(2615).

III. Обыкновенно для совершения раздела не требуется какого-либо письменного акта, не только при добровольных разделах, но и в случае производства их при посредстве обществ. Но в некоторых местностях, когда раздел совершается не добровольно, составляется и раздельный акт, который записывается в книгу волостного правления*(2616), в других же местностях и при добровольном разделе составляется акт, который свидетельствует сельский староста*(2617).

IV. На произведенные в указанных нами выше учреждениях разделы допускаются жалобы, напр. сельскому сходу, волостному суду, где дело и рассматривается. раздел, производимый, напр. сельским сходом, по большей части оставляется в силе*(2618), иногда же производится новый раздел; но можно ли такой раздел подвести под понятие о переделе, из источников не видно. Относительно переделов встречаем прямые указания только в полтавской губернии, где, в некоторых местах, переделы вовсе не допускаются, а в других, наоборот, дозволяются в течение двухгодичного срока, или даже десятилетнего; для малолетних течение этого срока начинается со времени совершеннолетия*(2619).