Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
пахман.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
19.08.2019
Размер:
3.71 Mб
Скачать

IV. Отказ от вступления в брак

Момент состоявшегося сговора или рукобитья, при заключении браков, признается столь важным, что самое соглашение считается как бы бесповоротным, тем более, что оно имеет характер торжественного обещания, сопровождаемого молитвой: "после такого обещания - как замечено в одной местности - свадьба расстроиться, по мнению крестьян, никогда не может, иначе грех будет великий, и та сторона, которая решилась бы на разрыв, не преминула бы навлечь на себя божье наказание и неудовольствие от всех знакомых и родных"*(1585). Тем не менее, и в крестьянском быту весьма нередки случаи отказа со стороны жениха или невесты от вступления в брак после того, как уже изъявлено было на то согласие, самих ли вступающих в брак или тех лиц, от согласия которых зависит выход девицы замуж или женитьба мужчины. Мало того: нарушение данного обещания сопровождается не одними только нравственными последствиями: отказ от вступления в брак влечет за собой, для той стороны, от которой он последовал, и определенные, более или менее, невыгодные для нее, юридические последствия. Последствия эти наступают конечно только после состоявшегося сговора, так как только с этого момента согласие на брак считается изъявленным окончательно. Они заключаются в обязанности вознаградить получившую отказ сторону за понесенные убытки или уплатить за бесчестье, а в некоторых местностях, в виду особых, сопровождавших отказ от брака обстоятельств, напр. обмана, на виновную в отказе сторону налагается также взыскание уголовного свойства.

I. Что касается вознаграждения за убытки, то сюда главным образом входит уплата той стороной, которая нарушила условие о вступлении в брак, издержек, сделанных другой стороной для свадьбы или по поводу свадьбы, каковы напр. издержки на так наз. пропой или запой, т. е. на угощение женихом своих и невестиных родственников во время сговора, расходы на угощение во время так. наз. глядешек т. е. осмотра лиц, которые намерены вступить в брак, также плата свату, покупки для свадьбы и т. п.*(1586)

Обязанность возмещения убытков, судя по данным, из которых выведено нами приведенное правило, падает на те лица, которые вступали в соглашение о браке, или непосредственно изъявляли свое согласие на заключение брачного союза, след. обыкновенно на родителей жениха или невесты. Поэтому, напр., в полтавской губернии принято за правило, что "иски предъявляются обиженной стороной к родителям стороны, обидевшей своим отказом; при неимении родителей, к тем лицам, от коих шло сватовство, ближайшим родственникам, опекунам и проч."*(1587). Встречаются однако же случаи, когда на родителей же падает означенная ответственность даже тогда, когда они прямого участия в соглашении о браке не принимали. Так, напр., волостной суд возложил на отца невесты уплату части убытков по тому поводу, что он участвовал в угощении женихом родственников, хотя выдача дочери замуж, по-видимому, от него не зависела*(1588).

С другой стороны, по общему правилу, как видно из тех же источников, обязанность возмещения убытков ограничивается лишь прямыми денежными тратами на угощение при сговоре, на покупку напитков и иных припасов и т. п. Но встречаются и такие решения волостных судов, в которых присуждается получившей отказ стороне вознаграждение не только за прямые, но и за косвенные убытки, напр. за потраченное на сватовство время*(1589); в том же смысле семейству жениха присуждается, напр., вознаграждение за то, что жених был вытребовал из другой местности*(1590), или, напр., кроме издержек на угощение, присуждены истцу также издержки на проезд*(1591). Случаи такого рода, однако же, не часты: обыкновенно волостные суды присуждают только к уплате прямых убытков, т. е. сделанных при сватовстве расходов, и отказывают в требовании вознаграждения за потраченное на сватовство время и вообще за косвенные убытки*(1592).

Что касается до количества действительно понесенных убытков, то само собой разумеется, что оно должно быть взыскателем доказано*(1593); в противном же случае та сумма, которую виновная в отказе сторона обязана уплатить в вознаграждение за убытки, определяется самим судом. Судя по решениям волостных судов, приведенным в цитате к общему правилу, лицо получившее отказ или его родные весьма часто требуют вознаграждения за убытки в значительно большем размере, чем бы им следовало; поэтому суды уменьшают требуемую сумму, присуждая в вознаграждение только ту сумму, израсходование которой доказано, или же принимая при этом в соображение, сколько в данной местности принято истрачивать на угощение при сговоре. С другой стороны, количество требуемого за убытки вознаграждения уменьшается иногда судом на том основании, что при сговоре были родные только одной стороны, или что родных одной стороны было больше, чем другой и, следовательно, на угощение истречена не вся требуемая сумма, а лишь часть ее*(1594). Наконец, при определении размера взыскиваемого за убытки вознаграждения, волостные суды принимают также в соображение средства той стороны, которая обязана их уплатить, и потому иногда сбавляют, в уважение недостаточности средств, требуемую взыскателем сумму*(1595). В виду бедности допускается даже совершенное освобождение от ответственности; так, по одному делу о взыскании вознаграждения за убытки, понесенные женихом вследствие отказа невесты-вдовы, волостной суд определил: хотя бы и следовало взыскать с нее 18 р., но в виду ее бедности, при трех малолетних детях, взыскать с нее только пять рублей, употребленных женихом на выправку брачных документов*(1596).

Обязанность вознаградить за издержки, употребленные на угощение при сватовстве, и другие расходы по поводу вступления в брак, налагается волостным судом, как кажется, независимо от причин, по которым последовал отказ; по крайней мере на это указывают следующие случаи: при решении дела о взыскании крестьянином убытков, которые он понес вследствие отказа невесты, суд не принял во внимание заявления последней, что он "очень беден и нерадив к хозяйству"*(1597); не обратил суд внимания и на заявление невесты, что она отказала жениху по причине замеченной у него болезни, равно как на подобное же заявление отказавшегося жениха по отношению к невесте*(1598). Точно также невеста не освобождается судом от обязанности вознаградить жениха за убытки и в том случае, если отказ был сделан вследствие замеченного пьянства жениха*(1599). Последнее обстоятельство не оставляется, впрочем, без всякого внимания, но в оправдание невесты суд прибегает иногда к тому мотиву, что вступать в брак без согласия воспрещается, да и то не для освобождения от обязанности вознаградить за убытки, а для удовлетворения просьбы о возврате залога*(1600).

Есть, однако же, случаи, в которых вознаграждение за убытки не взыскивается и по обычаям народным. Сюда не могут быть, конечно, отнесены те случаи, когда брак не мог состояться по независящим от сторон обстоятельствам, и мы упоминаем о них лишь потому, что и в таких случаях возникают иногда требования о вознаграждении за убытки. Так, напр., Н. показал, что он действительно просватал дочь свою за сына К. и готовился сам к брачному пиршеству, но дело остановилось от того, что дочь его оказалась по метрике пропущенною и священник отказался венчать, отчего он и сам терпит убытки; волостной суд постановил: объявить К., что суд в сем случае не признает Н. виновным; если же К. не согласен ждать, когда разрешит духовенство сочетать брак их, то он может сватать за сына другую невесту; Н. должен возвратить К. взятые денежные выговоры, а К. возвратить невесте платки и прочие подарки, угощения же друг с друга не взыскивать*(1601). К случаям, в коих виновная в отказе сторона освобождается от взыскания убытков, могут быть отнесены следующие: 1) когда убытки были обоюдные или равные, хотя виновной в отказе оказалась одна сторона*(1602); но случаи, в которых по этому поводу суды отказывают в иске об убытках, встречаются редко: обыкновенно, при отказе от брака без уважительной причины, суды не обращают внимания на убытки, понесенные той стороной, от которой последовал отказ; 2) в некоторых местностях полтавской губернии принято за правило, что "если отказ последовал после сговора не далее как на другой день после сватовства, то иск за убытки волостным судом не принимается"*(1603). Во всех прочих случаях, как мы видели, виновная в отказе сторона платит издержки другой: в этом отношении обычай повсюду одинаков. Встречаются лишь немногие местности, где, по-видимому, такие убытки не взыскиваются вовсе. Так, в одной местности было прямо заявлено, что "издержки на счет сватовства не принимаются ко взысканию"*(1604). Точно также, в другой местности, волостной суд, как видно из одного решения, оставляет жалобы об убытках без удовлетворения на том основании, что угощение родственников зависело от доброй воли сторон*(1605).

II. Другое последствие отказа от вступления в брак заключается в плате за бесчестье, называемое также "пороком", "опороком", "посрамлением". По народным воззрениям, во многих местностях, отказ от вступления в брак с лицом, получившим уже согласие другой стороны, считается для такого лица предосудительным; поэтому, если отказ последовал без особенно уважительных причин, то, кроме вознаграждения за убытки, взыскивается с отказавшей стороны некоторая, иногда для крестьянского быта довольно значительная, денежная сумма в удовлетворение другой стороны*(1606). Большею частью признается, что отказ предосудителен только для невесты, поэтому только в ее пользу присуждается "бесчестие"*(1607); что же касается жениха, то отказ не считается для него предосудительным, поэтому и плата за бесчестие ему не полагается, а только вознаграждение за убытки*(1608). Есть однако местности, где отказ жениха невесте также не считается для нее оскорбительным и потому платы за бесчестие вовсе не полагается*(1609).

Плата за бесчестие, по общему правилу, также не зависит от причин, по которым сделан отказ; впрочем, из некоторых решений волостных судов можно вывести заключение, что плата за бесчестье полагается в тех лишь случаях, когда отказом имелось ввиду нанести действительно оскорбление или когда отказавшаяся сторона распускала какие-нибудь предосудительные или невыгодные для другой стороны слухи*(1610).

Из одного решения можно вывести заключение, что, независимо от упомянутых обстоятельств, виновная в отказе сторона избавляется от платы за бесчестье, когда невеста вышла замуж, т. е. когда отказ жениха не имел влияния на ее брачную "карьеру". В этом решении волостной суд рассуждал так: "что касается подразумеваемого И. бесчестья к его родительнице по отказу от нее жениха, за выходом ее ныне замуж определить в пользу ее ничего не может, так как и на самом деле бесчестья противу поведения Е. никакого не сделано и она своей карьерой воспользовалась"*(1611).

III. В виду возможности отказа от вступления в брак, нередко самое соглашение о браке, как мы указывали в своем месте, обеспечивается неустойкой или иными способами обеспечения договоров, как-то: залогом и задатком. Последнего рода обеспечения имеют, впрочем, место, как кажется, преимущественно в тех случаях, когда условие о вступлении в брак заключается словесно, так что неустойкой обеспечиваются обыкновенно только соглашения, облеченные в письменную форму. В случае отказа от вступления в брак, с виновной стороны взыскивается неустойка независимо от платы за убытки*(1612). Когда же соглашение о браке было обеспечено задатком или залогом, то в случае отказа стороны, получившей тот или другой, она обязана, кроме вознаграждения за убытки, возвратить взятое обеспечение; задаток возвращается иногда в двойном количестве*(1613). Притом даже двойной задаток взыскивается независимо от вознаграждения за убытки*(1614). Если отказ последовал по причинам уважительным, то получившая отказ сторона, как мы видели выше, не вправе удержать залог в свою пользу*(1615).

IV. При отказе от брака, с какой бы стороны он ни последовал, со стороны ли жениха или со стороны невесты, подарки, сделанные невестой жениху и его родным при сговоре, возвращаются, и если бы их уже не оказалось в наличности, то возвращается их цена. Равным образом, невеста также возвращает жениху его подарки, или уплачивает их цену с вычетом лишь за понесенные убытки. Наконец, при разрешении просьб о вознаграждении за убытки, обыкновенно удовлетворяются и просьбы о возврате жениху "столовых денег" или "кладки", причем взыскиваются иногда от родственников невесты также проценты на кладку, за все время, в течение которого она находилась в их руках, если отказ последовал со стороны невесты*(1616).

V. Выше мы упоминали, что, кроме чисто гражданских последствий, отказ от брака в некоторых случаях, а именно когда он последовал без основательных причин или когда та сторона, которая отказалась, виновна в обмане, влечет за собой также уголовные последствия. Так, виновная сторона иногда подвергается аресту: в виде примера можно указать на одно решение, по которому отец невесты был приговорен судом к аресту на трое суток за то, что сосватал свою дочь, просватанную уже за другого. Чаще встречаются случаи наложения денежного штрафа в мирской капитал; по одному делу волостной суд, признав обе стороны виновными, наложил штраф как на родителей жениха, так и на родителей невесты, по 1 рублю, за преждевременное сосватание своих детей - до достижения ими брачного совершеннолетия*(1617). Иногда невеста, за отказ, приговаривается также к общественным работам. Но, говоря вообще, случаи, в которых та или другая сторона подвергается уголовному взысканию за отказ от вступления в брак, встречаются весьма редко: по крайней мере мало указаний находим по этому предмету в наших источниках.