Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
пахман.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
19.08.2019
Размер:
3.71 Mб
Скачать

Глава шестая Распоряжения на случай смерти

I. Общие начала

II. Личные условия завещаний

III. Предмет и содержание завещаний

IV. Порядок совершения завещаний

V. Сила и действие завещаний

I. Общие начала

В крестьянскому быту известен посмертный переход имущества не только в силу обычая, но и на основании частных распоряжений. В распоряжениях об имуществе на случай смерти помещаются, однако же, обыкновенно и такие распоряжения, которые приводятся в исполнение, вполне или частично, уже при жизни завещателя. Но так как и в последнем случае акты распоряжений у крестьян называются также завещаниями, то мы будем рассматривать эти распоряжения совместно с завещаниями в собственном, техническом значении этого слова.

Завещательное право не могло получить у крестьян значительного развития, преимущественно следствие их бедности: в некоторых, по крайней мере, местностях крестьяне заявили, что у них завещаний нет, потому что им нечего завещать, так как все их имущество заключается в куске хлеба и рубахе*(2620), а отчасти вследствие того, что в некоторых местностях принято, чтобы имущество умершего оставалось всегда в пользу обычных наследников, вследствие чего не оказывается уже надобности оставлять завещаний. По этим причинам, во многих местностях, завещания совершенно неизвестны; о таких актах крестьяне, по их заявлению, даже и не слыхали. В других местностях говорили, что завещаний почти не бывает или бывает мало; совершаются они только в исключительных случаях, напр. если оставляемое имущество очень значительно, или завещатель хочет передать часть своего имущества сторонним лицам, помимо ближайших родственников. Напротив, есть также местности (впрочем немногие), где завещания не составляют редкого явления: крестьяне заявили, что завещания встречаются у них часто.

Завещания в крестьянском быту бывают не только письменные, но и словесные: те и другие существуют совместно и пользуются одинаковой силой. Изустные завещания во многих местах пользуются между крестьянами большим уважением, как "благословение" умирающего, так что исполняются беспреклословно, и дела по таким завещаниям доходят до суда редко. Допуская завещания словесные, обычное право очевидно расходится с законом, по правилам которого имею, как известно, силу только одни письменные завещания, а словесные или так называемые изустные памяти, по общему правилу, никакой силы не имеют (т. X ч. 1, ст. 1023).

Большей частью, у крестьян, письменные и словесные завещания существуют совместно и, как замечено выше, признаются в одинаковой силе как те, так и другие; но встречаются также местности, где та и другая из этих форм является преобладающей. Так, есть местности, где известна только одна форма завещания - словесные завещания (устные памяти, устные приказы), или же бывают обыкновенно только словесные завещания, а завещаний в письменной форме или вовсе не встречается*(2621), или же письменные завещания встречаются редко, а чаще бывают словесные.

Несмотря, однако, на значительное повсюду преобладание словесных завещаний в крестьянском быту, заметно стремление крестьян перейти исключительно к письменной форме. В некоторых местностях было заявлено, что словесным завещаниям не доверяют*(2622), или верят неохотно; поэтому завещатели заботятся о том, чтобы облечь свою последнюю волю в письменную форму, которая и является преобладающей формой для завещательных распоряжений, хотя в местности допускаются и словесные распоряжения, которые однако в силу этого обстоятельства, т. е. недоверия суда к подобным завещаниям, встречаются редко, и в некоторых местностях и вовсе не встречаются, а если завещатель и распорядится на словах о своем имуществе, то такие распоряжения не признаются волостными судами в силу, так что исключительной формой завещаний является письменная форма.

В крестьянском быту под завещанием разумеется, также как и по закону, распоряжение частной воли владельца; но так как имущество в семье рассматривается нередко как продукт общего хозяйства и личного труда ее членов, то отсюда следует, что крестьяне не могут располагать им так свободно, как лица других сословий, хотя, при жизни отца-домохозяина, как мы видели, он же считается хозяином имущества и в силу этого имеет значительную власть в распоряжении имуществом. И в самом деле, в источниках наших нередко встречаются показания, что завещатель не имеет права обойти в завещании своих родственников и завещать имущество постороннему*(2623), что завещания в пользу посторонних, помимо ближайших, обычных наследников, не признаются в силе*(2624), или не признаются по отношению к родовым имуществам, понятие о которых не чуждо и нашему обычному праву*(2625). Полной свободой распоряжения на случай смерти пользуются только бездетные*(2626), имеющие же детей и вообще нисходящих более или менее стеснены в передаче имущества после смерти, в чем, относительно имуществ благоприобретенных, обычай очевидно расходится с законом, так как последний предоставляет полную свободу завещательных распоряжений в пользу посторонних, помимо детей и других родственников, в имуществе благоприобретенном. Этой чертой наше обычное завещательное право отчасти сходно с началами тех законодательств, в которых также завещатель не в праве совершенно устранить своих ближайших наследников от наследования.

Этими немногими замечаниями мы закончим наше общее положение, более подробное развитие и разъяснение которых удобнее видеть при изложении отдельных вопросов завещательного права, причем мы будем руководствоваться на только показаниями крестьян и решениями волостных судов, но преимущественно самим содержанием тех распоряжений, которые, под именем духовных завещаний, напечатаны в наших источниках*(2627).