Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
пахман.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
19.08.2019
Размер:
3.71 Mб
Скачать

VII. Прекращение брачного союза

Подобно заключению брака, прекращение его обусловливается теми фактами, которые указаны самим законом. Эти факты - смерть и развод. В том и другом случае, прекращение брака, независимо от изменения в личном положении остающегося в живых супруга, оказывает свое влияние и на право по имуществам: в этом отношении юридические последствия прекращения брака представляют в крестьянском быту некоторые своеобразные особенности.

I. Прекращение брака смертью. По народному воззрению, точно так же как и по закону, брак есть союз двух лиц разного пола, заключаемый ими не на время, а на всю жизнь; поэтому смерть супруга признается единственной нормальной причиной прекращения брака. С этим моментом связано, конечно, прекращение как личных, так и имущественных отношений между супругами. Но если после смерти супруга осталось имущество, то возникает вопрос о правах на него другого супруга. Вопрос этот разрешается на основании обычаев, относящихся к праву наследования, которому в настоящей книге отведена особая глава. Здесь же мы остановимся лишь на вопросе о судьбе тех имуществ, которые в силу предбрачных условий поступили в обладание того или другого супруга; мы говорим о кладке и приданом.

1) Что касается кладки, то судьба ее, в случае смерти того или другого супруга, различна в различных местностях. Так, в некоторых местах кладка никогда не возвращается в семью мужа*(1735). Даже, когда кладка дается невесте и составляет ее имущество, она возвращается в дом ее отца, если жена не долго прожила с мужем*(1736). Напротив, в других местностях, кладка после смерти жены возвращается мужу*(1737), и даже предоставлено мужу, до возврата кладки, удержать ее приданое*(1738). Право потребовать кладку, в некоторых местностях, признается за мужем только тогда, когда жена умерла вскоре после свадьбы*(1739). Встречаются также местности, где муж наследует купленным на кладку платьем жены*(1740). Взамен наличных денег, мужу предоставляют волостные суды иногда удержать некоторую часть приданого, равную, по ценности, внесенной кладке*(1741).- В случае смерти мужа, если он умер вскоре после свадьбы, кладка также возвращается его родителям*(1742). Кладку, состоящую из вещей, после смерти мужа берет вдова, или взыскивает с родственников мужа цену вещей*(1743).

2) Гораздо обильнее указания наших источников на те начала, которыми определяется судьба приданого после смерти одного из супругов. Рассмотрим сперва те начала, которыми она определяется после смерти жены. Эти начала, однако же, не во всех случаях одинаковы, а различаются смотря по тому, остались ли после нее дети, или же она умерла бездетной.

Если по смерти жены остались дети, то по общему правилу приданое переходит к ним. Это правило подтверждается не только прямыми заявлениями крестьян разных местностей, но и теми решениями, в которых волостные суды постановляли о возврате приданого в семью умершей (к ее родителям или в ее род) в тех именно случаях, когда после нее не осталось детей*(1744). Если дети несовершеннолетние, то приданое сдается в заведывание опекунов, избранных обществом*(1745), или оставляется у отца (иногда совместно с дедом, т. е. свекром умершей) на сохранение до совершеннолетия наследников, по описи, с распиской в получении*(1746). В архангельской губернии соблюдается такой порядок: отец умершей приводит приданое в известность, составляет опись и сам наблюдает, чтобы муж его умершей дочери не растратил приданого, не продал его и не заложил, иногда складывает в сундук и ключ берет к себе. Хлебом, деньгами и скотом, оставшимися после жены, муж может пользоваться и при детях*(1747).

Из указанного выше общего начала встречаются в некоторых местностях исключения в том отношении, что не все приданое остается в пользу детей, а только некоторая его часть. Так, по одному делу волостной суд постановил, чтобы К. взятое им в приданое имущество, оставшееся после смерти его жены М., возвратил ее матери, "оставив себе на дочь трех лет самую ничтожную часть"*(1748). Впрочем, только из этого одного решения можно было вывести то положение, что после матери к детям переходит лишь часть ее приданого, и притом это же решение было уничтожено мировым съездом; поэтому оно едва ли может ослабить значение общего правила.

Что касается тех случаев, когда жена умрет бездетной, то лишь в немногих местностях встречаем заявления крестьян о неизвестности, куда идет приданое, или вообще об отсутствии определенного правила*(1749). В прочих же местностях вопрос этот разрешается более или менее положительно на основании обычая. Преобладающим является то правило, что в случае бездетной смерти жены, муж или свекор умершей, или наследники мужа, обязаны возвратить приданое ее родителям, если же родителей нет в живых, то ее братьям, сестрам или другим родственникам, вообще передать в ее род. Это положение подтверждается как прямыми показаниями крестьян и других лиц*(1750), так и множеством судебных решений, в которых определялось о возврате мужем приданого после смерти бездетной его жены*(1751). Обыкновенно, и особенно если после умершей осталась лишь женская одежда, приданое переходит к ее матери, а если матери нет в живых, то к сестрам*(1752). Когда приданое было сделано родителями невесты и ее женихом сообща, то по смерти жены оно делится между родителями ее и мужем по жребию*(1753).

В тех случаях, когда приданого имущества, вполне или отчасти, в наличности не окажется, например, если оно мужем продано, подарено или заложено, то взыскивается его цена*(1754). В архангельской губернии, относительно денежного приданого и наделка, наблюдается обычай не требовать того, что прожито и продано при жизни жены, а возвращается только то, что находится налицо. Если наделок дан на платье жены или передан мужу, то он уже не возвращается. Равным образом, в той же местности, муж вправе удержать приданое, если жена носила заведенную им одежду и берегла свою; следовательно, в замен данной им одежды, муж удерживает приданое (платное) вполне или отчасти, смотря, как надо полагать, по стоимости приданого и изношенной женой одежды*(1755).

Не везде, однако, приданое после кончины бездетной жены возвращается в ее род: в некоторых местностях оно возвращается ее родителям или иным родным лишь в том случае, когда жена умерла вскоре после выхода в замужество; если же она прожила с мужем более или менее продолжительное время, то приданое или часть его, остается в его пользу или вообще в его семье, так как обыкновенно предполагается, что жена успела уже износить родительское приданое, а носила уже то, что приобрела от мужа или при нем*(1756). Сколько именно времени должна прожить жена с мужем, чтобы приданое осталось в его семье, обычаи различны. В одних местностях заявлено вообще, что требуется для этого "несколько лет"*(1757), или достаточно, если она прожила с мужем более года или двух лет*(1758); в других же - и трех, четырех или пяти лет недостаточно*(1759); есть, далее, местности, где приданое возвращается родителям только в том случае, если жена прожила с мужем менее семи или даже десяти лет, в противном же случае все ее имущество остается мужу*(1760); наконец, в одной местности было заявлено, что после смерти жены, если не осталось детей, приданое возвращается в семейство умершей, хотя бы муж с женой прожили вместе и 20 лет*(1761), а в одной местности полтавской губернии это правило выражено еще в более общей форме: "приданое умершей бездетной жены возвращается ее родителям или родственникам, несмотря на время сожития"*(1762).

Но и в тех случаях, когда приданое подлежит возврату, часть вещей остается, независимо от продолжительности брака, в пользу мужа. Так, ему всегда оставляется мужская одежда, если она входила в число вещей, принесенных в приданое*(1763), благословенная икона, постель, а также иногда ложки, веретье, белье и носильное платье покойной*(1764); в некоторых местностях ему оставляется и кольцо (обручальное) умершей*(1765), а в некоторых также все то, что было куплено на кладку*(1766). В архангельской губернии оставляется также подвенечное платье и разные вещи, находившиеся в так называемом баннике; но платье и кольцо оставляются в пользу мужа лишь в том случае, когда эти вещи были подарены еще женихом*(1767). Встречается так же правило, что если при выдаче замуж отец дал дочери в приданое скотину, то по смерти дочери вся скотина возвращается отцу, а приплод остается у мужа*(1768), а в некоторых местах, как уже было замечено выше, приданое, состоящее из скота, все остается после смерти жены у мужа, даже в том случае, если она умерла бездетной*(1769). Равным образом, не отбираются у мужа и "проценты на капитал, будь таковой принесен был женой в приданое"*(1770). В одной местности заявлено, что после бездетной жены муж получает какую-либо часть, по согласию с тещей; впрочем, и там "редко возникает об этом вопрос, потому что за женой не дается приданого, а постель стоит копеек 15"*(1771). В источниках наших находим также указание, что после бездетной жены мужу обыкновенно остается 1/4 часть ее приданого, а остальное идет в ее дом*(1772). Наконец, встречается и такое правило, что по смерти бездетной жены приданое возвращается к отцу, но если его нет в живых, то делится между мужем покойной и ее братьями*(1773).

Из всех вышеприведенных фактов видно, что после бездетной жены муж или вовсе устраняется от права на ее приданое, или же устраняется от него в том случае, когда брачное сожительство было недолговременно, или, наконец, получает из приданого лишь какую-либо часть. Но встречаются также местности, впрочем сравнительно немногие, где приданое после жены никогда не возвращается родителям ее, а обращается в пользу мужа*(1774), а в иных местностях, хотя и возвращается иногда родителям, но по заявлению крестьян следовало бы, чтобы оно всегда шло к мужу*(1775).

Возлагая на мужей или их семейство обязанность возвратить приданое родителям или родственникам жены, обычай некоторых местностей дает первым право потребовать обратно данные ими выводные деньги (кладку)*(1776). Точно так же, иногда волостные суды признают справедливым, чтобы возмещены были издержки на погребение и на поминовение покойной, и потому предоставляют мужу право, в размере таких издержек, удержать часть приданого в свою пользу или же, взамен ее, получить соразмерное вознаграждение*(1777). В одной местности указано даже в виде обычая, что "иногда приданое бездетной остается в собственность мужа, как вознаграждение за издержки на похороны"*(1778). Но из других сведений можно заключить, что это правило далеко нельзя считать общим*(1779).

Обязанность мужа возвратить приданое жены ее родителям предваряется иногда просьбой об уничтожении самого условия, по которому оно было предоставлено. Так, отец умершей просил суд "о нарушении" (т. е. уничтожении) условия, данного им в 1865 году своему зятю о предоставлении ему вместе с женой, а его дочерью, половины дома, в том уважении, что дочь его умерла, а зять не оказывает ему должного уважения; суд постановил: "так как по силе 1032 ст. (т. X, ч. 1) даже и духовные завещания могут подлежать отмене по усмотрению завещателя, то признать просьбу справедливой и потому востребовать от зятя условие и сделав на нем надпись о нарушении, хранить в волостном правлении"*(1780). Из этого решения не совсем ясно, по какому именно основанию отобрано было приданое, данное за женой отцом ее по особому условию, - вследствие ли нарушения условия зятем, или же вследствие смерти жены: первое основание кажется более вероятным, так как оно указано было прямо в самой просьбе отца; если так, то из приведенного случая можно вывести, как общее положение, что муж обязан возвратить приданое в случае нарушения им того условия, по которому оно было дано.

Наконец, следует еще упомянуть и о сделанном в одной местности заявлении, что "при сватовстве отец жениха и отец невесты заключают обыкновенно условие о том, каким образом следует поступить с приданым в случае кончины невесты: должно ли приданое остаться у мужа, или возвратиться к ее родителям"*(1781).

Такова, по народным обычаям, судьба приданого после смерти жены. Сообразно с ними разрешается этот вопрос и в случае смерти мужа. Обыкновенно вдова или ее родственники получают приданое обратно, особенно в том случае, если вдова не остается в семье покойного мужа, но, и независимо от этого обстоятельства, волостные суды признают за ней право собственности на приданое и, в случае захвата со стороны родителей или родственников мужа, обязывают их возвратить приданое вдовы; если же оно утрачено или заложено, то вознаградить ее, а заложенные вещи выкупить*(1782). Наделок также, по общему правилу, возвращается*(1783).

II. Что касается прекращения брачного союза разводом, то, по заявлению самих крестьян, случаи такого рода в их быту весьма редки или их и вовсе не бывает, и если иногда крестьяне обращаются в волостной суд с просьбами о разводе, то таких просьб они не принимают*(1784). Что касается последствий развода, собственно в личном отношении, то из одного решения видно, что дочь, рожденная после развода, но, судя по времени рождения, принадлежащая первому мужу, оставляется, будь он пожелает, у него*(1785). Последствия же расторжения брака в имущественном отношении состоят в том, что каждому из супругов принадлежит право на то, что он внес при вступлении в брак: по крайней мере из одного решения волостного суда видно, что, в случае расторжения брака, жене возвращается ее приданое, а она с своей стороны обязана возвратить мужу кладку т. е. деньги, выданные ей "на стол" на свадьбу*(1786).

Но, как бы взамен разводов, в крестьянском быту нередки случаи фактического разлучения супругов, как мы видели выше при рассмотрении вопроса о совместном жительстве, причем обыкновенно жена возвращается к родителям. Хотя эти "расходы" не имеют никакого юридического значения относительно брачного состояния, но в практике волостных судов они признаются иногда дозволительными*(1787) и влекут за собой более или менее определенные последствия в сфере имущественных отношений супругов, так что те или другие народные воззрения по этому предмету разделяются самим судом. Так, в случаях, когда супруги расходятся миролюбиво, по взаимному согласию, жена в праве взять с собой и свое приданое, а если оно у мужа, то он обязан его выдать. Напротив, если жены уходят от своих мужей произвольно, в таких случаях муж, если не потребует возвращения жены, имеет право оставить ее приданое за собой, так что родители жены не имеют права требовать его обратно, если жена ушла против воли мужа*(1788), что однако же не распространяется на те случаи, когда самим судом дано жене дозволение жить отдельно. Но и при самовольном уходе жены муж не всегда может удержать ее приданое, а лишь при доказанном развратном поведении жены; если же она в таком поведении не обвиняется, то, несмотря на уход без воли мужа, волостные суды требуют возвращения жене как приданого, так и прочего, принадлежащего ей, имущества. Так, в одном случае, жена объяснила на суде, что она, по жестокому обращению мужа с ней и с детьми, отошла от него с детьми, а между тем он "ничего не выделяет из имущества в наследство ей с детьми", а потому просила выделить ей хотя принадлежащее ей имущество, доставшееся ей от бывшего свекра, и кроме того взыскать с мужа употребленные на поправку избы 20 р., "заработанных трудами рук своих"; суд определил: предоставить просительнице собственное ее имущество, выделенное ей по выходе в замужество, и взыскать с мужа, в ее пользу, 20 р., взятых им у нее на поправку избы*(1789). Наконец, если при обоюдном желании супругов разойтись, не последует между ними соглашения насчет имущества, то муж, при расходе с женой, обязан, как видно из одного решения, возвратить жене, по крайней мере, все принесенные ею при выходе замуж вещи*(1790).

Таковы немногие сведения о разводе и фактическом разлучении супругов, какие мы встретили в наших источниках. В дополнение к ним, считаем нелишним привести и некоторые по этому предмету данные, собранные, в различных местностях, исследователями народно-юридического быта. Так, в архангельской губернии, разводов вовсе не бывает, не только при жестоком обращении мужа с женой, но и при нарушении супружеской верности; в случае же семейных раздоров, или притеснений со стороны родни мужа, жена уходит в родительский дом или скитается по чужим людям, или же сам муж оставляет жену в своем доме на произвол судьбы, уходит куда-нибудь далеко и там живет один иногда до самой смерти*(1791).- Точно так же и в Малороссии, "разводов, которые бы совершались законным порядком", в народе не бывает: чаще расходятся временно, и даже по несколько раз, причем родственники супругов не принимают никакого участия и даже не стараются уговорить враждующих, "точно они не родственники их, а самые чужие им люди"; этот "фактический развод" сопровождается тем, что "муж забирает свое имущество и уходит, жена забирает свое"*(1792).- Более обильные сведения по этому предмету касаются Сибири, и преимущественно томской губернии. Законных разводов у крестьян там почти также никогда не бывает, "так как достижение их сопряжено с хлопотами, превышающими средства крестьянина". Но весьма часты разводы добровольные или самовольные, а причина их - отчасти в распущенности нравов сибирского населения, отчасти же в дурном обращении мужа с женой. Иногда муж или жена "положительно объявляют на суде, что не хотят жить вместе, а потому просят разделить их имущество", и суды уступают этому требованию, опасаясь, чтобы "не вышло какого греха". Так, в одном случае, по жалобе жены на невыносимые притеснения от мужа и его родителей, суд решил: "отобрать от них и отдать просительнице принадлежащее ей имущество, чтобы она могла жить на квартире"; в другом случае, наоборот, муж объявил суду, что не хочет жить с женой, а потому просил, "отобрать от нее купленные ей на его деньги вещи, и разделить между ними, нажитые вместе, дом и овин": суд ничего не мог сделать к примирению супругов и удовлетворил просьбу мужа.- При сводных браках, между православными и раскольниками, "разводы" весьма часты: православная, выйдя замуж за раскольника и прожив с ним несколько месяцев, часто оставляет мужа и выходит за православного.- Вообще, принято у тамошних крестьян за правило, что, уходя от мужа, жена берет с собой и свое имущество; а дети, если они есть, по большей части, "остаются у отца или как случается"*(1793).