Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
пахман.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
19.08.2019
Размер:
3.71 Mб
Скачать

Глава пятая Общность имущества и разделки

I. Общие начала

II. Предметы разделов

III. Размер долей при разделах

IV. Порядок производства разделов

I. Общие начала

По обычаю, точно также и по закону, после смерти лица, оставившего имущество, наследники его могут требовать раздела, или оставаться в общем владении. Весьма нередко, на самом деле, наследники не делятся между собою, а остаются в общем владении, как прямо сказано и в показаниях крестьян некоторых местностей. таким образом, вперед до раздела, образуется особая форма совместного обладания имуществом, которая потом оказывает влияние и на самый раздел; поэтому эти два института должны быть рассмотрены параллельно, причем необходимо сначала остановиться на изложении некоторых общих положений, которыми определяется юридическое значение общности и разделов.

I. Что касается общности имущества, то она заключается в том, что, при совместном владении, каждому из владельцев принадлежит в нем определенная доля. Общение же по имуществу находится в тесной связи с общим хозяйством, так что управление первым касается и последнего. Управление общим имуществом и хозяйством, после смерти отца, принадлежит обыкновенно старшему члену семьи; так, нередко оно остается в руках его жены, особенно если дети еще малолетние, как мы видели ранее, при рассмотрении наследственных прав вдовы. Но чаще хозяйство вверяется старшему сыну умершего отца*(2543), или, после его смерти, брату, т. е. дяде другим наследникам, как старшему в доме, и т."N"п., но, хозяйственных интересах семьи или общины, управление хозяйством может быть поручено не тому лицу, которое занимает место домохозяина по обычаю, а другому члену семьи, напр. младшему сыну умершего*(2544), племяннику*(2545) или другому члену семьи, избрание которого иногда волостной суд поручает сельскому сходу*(2546).

Распорядитель хозяйства и общего имущества имеет то же значение, какое по закону имеет лицо, которому совместные владельцы поручают управление общим имуществом, хотя, в крестьянском быту, вследствие совместной жизни общих владельцев и общего хозяйства, члену семьи, "большаку", управляющему хозяйством, принадлежит и некоторая личная власть над прочими членами, напр. младший брат обязан повиноваться старшему, управляющему хозяйством, и исполнять его законные требования. Так, в одном случае, кр-н А. жаловался на старшего своего брата К., что "он, как главный член в семействе, отказывает ему в одежде, обуви и пропитании"; суд, по примирении сторон, постановил: "К. считать обязанным на будущее время, не доводя до новых жалоб, с братом своим обходиться благосклонно и не отказывать ему в жизненных потребностях, а А. считать обязанным не ослушаться в законных требованиях своего брата и помогать ему в работах, как в домашних, так и полевых, без всякого упорства*(2547).

Что касается прав, принадлежащих лицу, управляющему общим хозяйством, относительно общего имущества, то он не имеет права распоряжаться им исключительно по своему усмотрению и произволу; поэтому, напр., продать общее имущество не иначе, как с согласия прочих владельцев. Так, в одном случае, кр-н Л. просил суд "воспрепятствовать брату его Т. продажу нераздельного между ними имущества, так как им уже продана, без согласия его, лошадь"; ответчик объяснял, что он лошадь продал "на уплату обществу долга"; суд постановил: "воспретить кр-ну Т. продажу нераздельного их имущества, принадлежащего ему с братом Л., впредь до окончательного раздела"*(2548). Впрочем, это начало, по-видимому, признается не повсеместно; так, в сборнике обычном, относящихся к губернии полтавской, сказано: "старший в семье есть полновластный хозяин по имуществу; прочие члены семейства, участвую в общем труде, пользуются плодами оного, по усмотрению и назначению главы семейства".

Владельцы общего имущества, хотя оно и состоит в управлении одного из дольщиков, как хозяин, пользуются им сообща. Поэтому и долги, сделанные кем-либо из таких владельцев не лично на свои нужды, а для надобностей всей семьи, взыскиваются со всех членов семьи, состоящих в общем владении, а не лично с тех, кем сделан долг; признается же долг сделанным на общие семейные надобности в том лишь случае, если он был сделан еще в то время, когда семейное имущество находилось в общем владении, когда владельцы его жили еще общим хозяйством*(2549). Деньги, полученные одним из членов семьи недозволенным способом, если только они употреблены на семью, равным образом взыскиваются со всех членов семьи. Так, один крестьянин получил обманом с другого деньги за землю, которая была уже сдана третьему лицу; виновный в получении денег сознался, но объяснил, что "полученные им деньги 6"N"р. употреблены в семейство, когда еще не отделялся от братьев"; суд, независимо от наказания (виновный был подвергнут 6-дневному аресту), определил: "так как деньги употреблены на семейство, то взыскать с трех братьев по равной части, т."N"е. с каждого по два рубля"*(2550). Если владельцы общего имущества не уплачивают, каждый, приходящейся на его долю части общего долга, взыскание обращается на общее их имущество*(2551).

Из некоторых указаний наших источников можно вывести заключение, что обязанность нести ответственность за долги, сделанные для семьи, лежит только на совершеннолетних ее членах: так, в одном решении волостного суда определено: общий долг, сделанный братом-хозяином, взыскать только с пятерых совершеннолетних братьев, освободив от ответственности двух малолетних*(2552).

Из существа общего владения членов семьи, как и вообще из существа общего права собственности, вытекает, что в общем владении дольщики остаются лишь по добровольному их согласию; поэтому каждому наследнику или совладельцу принадлежит право требовать общего имущества. Насколько это право признается и осуществимо в действительности, увидим ниже. Но, предполагая пока, что препятствий к тому нет, скажем сначала несколько слов о причинах разделов и о случаях, в которых к ним обыкновенно прибегают.

II. К разделам общего имущества приступают, большею частью, по поводу семейных ссор, в особенности между женщинами, сторону которых обыкновенно принимают мужья*(2553). Но, кроме ссор, существуют и другие поводы к разделам, как-то: теснота, т. е. недостаток помещения, когда семьи, входящие в состав хозяйственной общности, разрастаются, когда число членов семьи увеличится чрезмерно*(2554); также - беспорядочное поведение тех или других членов семьи, приносящих вред общему хозяйству. Но все это одни поводы, а причину разделов, как мы уже замечали и прежде, следует искать в стремлении жить отдельно, своим собственным хозяйством*(2555), след. независимо от того общения, в котором крестьяне остаются, и нередко довольно долгое время, только по необходимости, т."N"е. по невозможности основать свое собственное хозяйство или, как увидим ниже, по причине недозволения со стороны общины.

Чаще всего разделы бывают между братьями. В некоторых местностях, по заявлениям крестьян, по смерти отца братья, т. е. сыновья умершего, редко остаются жить в одной семье; обыкновенно они тотчас приступают к разделу: на случаи этого рода встречается в особенности много указаний в наших источниках. Нередки также случаи раздела между дядей и племянником или племянницами, между двоюродной теткой и племянником, между деверем и невесткой*(2556). Точно также сюда могут быть отнесены и разделы между сыновьями и матерью*(2557), между матерью и дочерью*(2558), между бабкой и внучкой*(2559), между дедом и внуком, сыном дочери*(2560); встречаются и более сложные комбинации при разделах, напр. между отцом умершего, его дочерью и двумя братьями*(2561), и т. п.

III. Приступая к изложению тех норм, которыми по обычаю определяется юридический строй разделов общего семейного имущества, мы считаем необходимым, для устранения недоразумений, предварительно, в немногих лишь словах объяснить, что именно разделы, о которых идет здесь речь, отличаются от других сходных с ними понятий, так как выражение "семейный раздел", как мы замечали и прежде, употребляется нередко в смысле весьма обширном.

1) Раздел общего имущества не должно смешивать с выделом. В главе третьей мы уже объяснили, что "выдел", хотя нередко также называется разделом, происходит при жизни отца, между тем как раздел совершается после его смерти. С другой стороны, выдел происходит по воле и усмотрению отца, так что дети не имеют права требовать выдела; о случаях выдела крестьяне говорят: отец отпускает сына; вообще, при жизни отца, то, что крестьяне и суды называют иногда также разделом, зависит от его воли и производится по его усмотрению. Совершенно иное значение раздела: он совершается независимо от усмотрения кого-либо из членов семьи, так как и большак не отец, а лишь "первый между равными" и есть не более как распорядитель общего хозяйства; в общем имуществе каждому участнику принадлежит своя приобретенная доля, и потому каждый из них имеет право на выдел ему причитающейся на его долю части имущества, на таком же точно основании, как и по праву общей собственности: никто из совладельцев не обязан оставаться в общем владении и никому не может быть возбранено требовать выдела.

2) Понятие раздела общего семейного имущества находится в тесной связи с правом наследования и с разделами наследства. Связь эта состоит в том, что общее владение и образуется после смерти лица, оставившего наследство, и потому права на разделяемое имущество определяются прежде всего размером тех долей, какие каждому участнику общего владения принадлежат по праву наследования, так что, в этом смысле, раздел общего имущества есть раздел наследства. Но различие между всеми этими понятиями заключается, прежде всего, в том, что право наследования относится непосредственно к имуществу, принадлежащему наследодателю на праве личной собственности, между тем как право на выдел доли относится к имуществу, ставшему уже общим. С другой стороны, понятие раздела общего семейного имущества не всегда совпадает с понятием раздела наследства. Предмет последнего составляет лишь то имущество, которое осталось после умершего, между тем как при разделе общего имущества предполагается, что состав наследства может измениться; ибо нет необходимости, чтобы наследники произвели раздел тотчас после смерти наследодателя, и во время общего владения оставшегося имущества может увеличиться или уменьшиться; вместе с тем такому же изменению могут подвергнуться и доли каждого наследника, смотря по участию в общем хозяйстве трудом и капиталом. Но так как в основе права на ту или другую долю лежит право наследования, то и раздел общего семейного имущества может быть рассматриваем как раздел наследства.