Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
пахман.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
19.08.2019
Размер:
3.71 Mб
Скачать

II. Личные отношения между родителями и детьми

Личные отношения между родителями и детьми сводятся, главным образом, к власти первых над последними и к обязанности давать содержание.

I. Власть родителей над детьми. Право родительской власти принадлежит преимущественно отцу, как главе семьи и хозяину, но не исключительно, так что и при отце власть над детьми признается также и за матерью. Власть родителей, как право, проявляется в следующем:

1) Родители имеют право требовать от детей повиновения*(1804). В силу такого их права, дети обязаны исполнять все приказания родителей, все их требования, если, конечно, требования эти не заключают в себе чего-либо противозаконного или безнравственного. Поэтому, отец в праве, например, возлагать на детей те или другие работы*(1805) или распределить между ними, по своему усмотрению, выполнение каких-либо обязанностей; так, в одном случае, исполнение одного обязательства умершего сына отец возложил на других сыновей*(1806). За детьми, изобличенными в неповиновении родителям, волостные суды поручаются иногда наблюдать сельскому начальству - старосте*(1807). Право родителей требовать повиновения от детей до такой степени признается волостными судами, что в некоторых местностях даже неосновательные или несправедливые жалобы родителей на неповиновение детей не оставляются судом без последствий*(1808). Отделенные сыновья не приравниваются, относительно подчинения родителям, к детям неотделенным*(1809).

2) Родители имеют право требовать от детей почтения; поэтому дети не должны наносить им никаких оскорблений, ни словами, ни действием. Даже, если бы родители напрасно обижали детей, последние не должны оскорблять их*(1810). За непочтение к родителям, точно так же, как и за неповиновение, дети подвергаются наказаниям, как увидим ниже.

3) В силу власти, родителям принадлежит право принимать по отношению к детям домашние исправительные меры, право наказывать детей. Этим правом родители могут пользоваться не только по отношению к малолетним детям, но и по отношению к взрослым. Так, из одного решения волостного суда видно, что отец наказывал (бил) своего женатого уже сына за ослушание*(1811). Право родителей наказывать детей можно считать признанным повсеместно; крестьяне сами заявляли, что "отец всегда сам может наказать сына или дочь"*(1812). Это подтверждается и решениями волостных судов*(1813); в одном из них и прямо указано, что право родителей наказывать детей есть право общепризнанное*(1814). Бывают случаи, что волостной суд предоставляет отцу самому наказать сына*(1815), иногда даже в волостном правлении*(1816).

Кроме домашних исправительных мер, родители могут обращаться в волостной суд с просьбой о наказании детей*(1817). Подобные просьбы обыкновенно удовлетворяются волостными судами, так что они весьма нередко присуждают детей, по жалобам на них родителей, к телесному наказанию - розгами*(1818), и притом обыкновенно к высшей мере этого наказания, к 20 ударам, и даже, по желанию отца, иногда суд считает себя вправе увеличить эту меру наказания*(1819). Отец, как заявили судьи одной волости, "может, по власти родительской, назначить сыну столько ударов розог, сколько захочет": "мы так полагаем", объяснил один из судей, "что на то отцовская воля есть и что ей никто не должен перечить"*(1820). Есть, однако, местности, где волостные суды, хотя и признают за отцом право выйти из пределов установленной меры наказания, тем не менее в просьбе отца дать сыну более 20 ударов отказывают*(1821). Мало того, несмотря на многочисленные доказательства признания волостными судами власти родителей, равно как и поддержания этой власти посредством строгого наказания детей, встречаются также сведения, что родительская власть не везде находит себе полную поддержку со стороны волостных судов; так, об одном из них было указано, что он обыкновенно присуждает детей к весьма слабым наказаниям по жалобам родителей*(1822).

Чаще всего родители обращаются в волостной суд о наказании детей за неповиновение. В этом случае дети подвергаются, по приговорам волостных судов, по большей части, к наказанию розгами со внушением исполнить требования родителей, хотя следует заметить, что такое наказание налагается большей частью в тех лишь случаях, когда неповиновение соединяется с обидами и оскорблениями*(1823). За неповиновение дети подвергаются судом также общественным работам на несколько дней*(1824) или аресту*(1825).

Точно так же, за непочтение к родителям и оскорбления (словом либо действием) дети, по жалобе родителей, подвергаются наказанию преимущественно розгами*(1826), или же арестом*(1827), который, в одном случае, соединен был с наказанием розгами*(1828), кроме того,- общественными работами*(1829), которые также соединяются иногда с наказанием розгами*(1830), или даже работами у священника*(1831), и штрафами*(1832), иногда же наказание ограничивается одним выговором*(1833). Иногда, как уже замечено выше, волостные суды предоставляют самому родителю подвергнуть сына за непочтение наказанию розгами, не выходя из пределов установленной законом меры, или арестом не свыше недели*(1834). Но, в случае особо увеличивающих вину детей обстоятельств, сам суд приговаривает их даже к такой мере наказания, какие не представлена ему законом; так, в одном случае, суд определил: "крестьянина Т. за оскорбление и нанесение родительнице своей побоев, хотя на основании 102 ст. и следовало бы наказать 20 уд. розог, но так как Т. сделал тяжкое преступление, нанес побои матери со знаками на теле, что противно и закону Божию, то в пример прочим крестьянам наказать 50 ударами розог"*(1835).

Иногда, весьма впрочем редко, за непочтение суд ограничивается простым внушением, как надо полагать, по нежеланию самих родителей подвергать детей наказанию*(1836), или же обязывает детей испросить у родителей прощение в присутствии волостного правления*(1837). С другой стороны, встречаются решения, по которым за оскорбление родителей, несмотря на прощение с их стороны, дети подвергаются наказанию; так, в одном случае, суд определил: "за оскорбление сыном матери, хотя она ему и прощает; подвергнуть его аресту в течение двух суток на хлебе и воде"*(1838).- Дети освобождаются волостными судами от наказания за непочтение к родителям в том только случае, когда родители сами дают к этому повод*(1839).- Из некоторых решений видно, что непочтение детей, обиды и оскорбления, на которые жалуются родители, должны быть ими доказаны; в противном случае волостной суд отказывает в удовлетворении их жалоб*(1840).

Кроме случаев непочтения и неповиновения, родители приносят жалобы на детей за нерадение к хозяйству и дурное поведение (напр. пьянство, буйство), и дети подвергаются также преимущественно телесному наказанию - розгами*(1841).- Наказание, определяемое судом по жалобам родителей на неповиновение и дурное поведение детей, обыкновенно приводится в исполнение немедленно, не дожидаясь положенного законом срока обжалования, "так как при этих жалобах власть родителей как бы преобладает над властью суда"*(1842).

Оставляя на волю родителей применять к детям исправительные меры, волостные суды наблюдают, однако, чтобы к наказанию детей родители прибегали по какой-нибудь основательной причине; поэтому нанесение побоев детям без всякой с их стороны причины, напр. в пьяном виде, преследуется волостными судами, так что сам родитель, виновный в таком обращении с детьми, подвергается наказанию, как это можно усмотреть из решений, указанных нами выше в подтверждение положения, по которому волостные суды не дозволяют мужу жестокого обращения с женой: во многих из тех случаев, которых эти решения касаются, муж обвинялся также в нанесении побоев детям без всякой причины.

Далее, домашние исправительные меры, по воззрениям волостных судов, не должны носить следов жестокости: за жестокое обращение с детьми родители сами приговариваются волостными судами к наказанию. Так, в одном случае, за дурное поведение и за жестокое обращение с детьми мать приговорена судом к шестидневному аресту, соединенному с общественными работами*(1843). По другому решению, отцу, за нанесение побоев дочери, сделано было судом замечание*(1844).

С другой стороны, в некоторых местностях волостные суды, если при исследовании жалоб родителей на детей окажется, что поведение самих родителей не заслуживает одобрения, подвергают наказанию (обыкновенно розгами) как детей по жалобе родителей, так и самих родителей. В виде примера приведем следующий случай: отец жаловался на сына о неповиновении родительской власти и неисполнение его требований; сын объяснил, что он отцу своему во всем повинуется, а отец его, даже без всякой причины, замахивался косой, в поведении же своем представил одобрительное объяснение общества, из которого видно, что действительно в поведении сын оправдывается, а отец его в поступках своих обвиняется, а потому волостной суд находит, что и сам отец, "как неоправданный обществом, есть в своих поступках неправ", а так как с их стороны примирения не последовало, хотя сын и просил прощения у отца, не признавая себя виновным, но имея повиновение к родительской власти, то суд постановил: отца наказать розгами, как неодобренного обществом, до 10 ударов, а сына до 5 ударов*(1845).

4) Дети не имеют права подавать жалоб на родителей; но это ограничение признается, по-видимому, не повсеместно. Прямые на него указания встречаются лишь в Малороссии и в харьковской губернии*(1846). В других же местностях заметно и уклонение от этого начала. Так, некоторые волостные суды, хотя и принимают от детей жалобы на родителей к своему рассмотрению, но за подачу жалоб подвергают детей наказанию*(1847). Есть, наконец, местности, в которых жалобы детей на родителей допускаются не только без какого-либо взыскания за подачу таких жалоб*(1848), но даже отец, по жалобе сына на его притеснения и буйство, подвергается судом тому или другому наказанию*(1849); в одном случае волостной суд наказал розгами отца, по жалобе сына, за сожитие со снохой*(1850).

II. Обязанность давать содержание. Эта обязанность лежит, прежде всего, на родителях по отношению к детям, но при некоторых условиях, возлагается и на детей по отношению к родителям.

1) Что касается родителей, то, по общепринятому обычаю, они обязаны давать детям жилище и пропитание, и вообще иметь о них попечение*(1851). Положение это известно и закону, но дело в том, что общие суды не входят обыкновенно в рассмотрение вопроса, достаточно ли, по средствам родителей, содержание, которое они дают детям, или нет, между тем как волостные суды входят и в рассмотрение этого вопроса, и если, сообразив хозяйство родителей, находят, что даваемое детям содержание недостаточно или несоразмерно с потребностями последних, определяют размер содержания по собственному усмотрению*(1852). Обязанность давать детям содержание, при совместной жизни супругов, лежит на отце, как главе семьи, даже в том случае, когда он находится в отсутствии*(1853). Но если, вследствие семейных раздоров, супруги не могут ужиться друг с другом, и жена не отказывается кормить детей, не требуя от мужа средств к их содержанию, то волостные суды иногда не принуждают отца, в таком случае, давать детям содержание, а обязывают только, по требованию жены, дозволить ей с детьми жить в принадлежащем мужу доме*(1854). Но само собой разумеется, что из решений, в коих встречаются такие распоряжения, нельзя сделать общего вывода относительно вопроса, на ком должна лежать обязанность содержать детей при розной жизни супругов. Надо полагать, что обязанность содержать детей в подобных случаях, принимает на себя тот или другой из родителей, по взаимному соглашению, так как и розная их жизнь зависит, в большей части случаев, также от обоюдного соглашения; но когда такого соглашения нет, и волостные суды не принимают мер, чтобы супруг не уклонялся от обязанности совместной жизни с другим супругом (хотя обыкновенно такие меры принимаются), то содержание детей остается на обязанности отца, который, как видно из некоторых, приведенных выше решений, присуждается судом ежемесячно уплачивать определенную сумму деньгами или натурой на содержание детей, или же дети оставляются на попечение отца, если от совместной жизни с ним уклоняется мать.

В состав обязанности давать детям содержание входит, как замечено выше, и обязанность доставлять им жилище, что подтверждается также решениями волостных судов*(1855); если родители выгоняют детей, то суды обязывают принять их и иногда даже подвергают виновного отца телесному наказанию*(1856). В свою очередь родители имеют, конечно, право требовать, чтобы дети жили вместе с ними, чтобы они самовольно не оставляли родителей; но об этом речь будет ниже, в статье об отделах и выделах.

2) Дети, преимущественно сыновья, обязаны давать родителям жилище и содержание, по своим средствам, в том случае, когда родители сами не в состоянии прокормиться, по старости или по другим причинам*(1857). Эта обязанность, как видно из приводимых нами примеров, совпадает, большей частью, с теми случаями, когда отец по преклонности лет, а мать по причине беспорядочного поведения, вовсе устраняются от хозяйства, которое, вместе с тем, передается в распоряжение сына, с тем конечно условием, чтобы он доставлял родителям жилище и пропитание до самой их смерти; но и независимо от указанного обстоятельства, иногда, с обязанностью давать родителям содержание, суды возлагают на сына обязанность жить с ними вместе и самовольно из дома родителей не отлучаться. Нередко волостные суды сами определяют содержание, которое сын обязывается выдавать родителям. Так, в их решениях встречаем указания, что именно из съестных припасов и одежды сын обязан доставлять родителям*(1858), и причем обыкновенно подробно обозначается как род припасов, особенно хлеба, так и количество их, с указанием и самого срока, в какой они должны быть выдаваемы, ежегодно ли в определенном размере или на каждый месяц и т. п., и, сверх продовольствия, иногда возлагается обязанность построить избу или давать денежное пособие. Относительно последнего суды указывают также обстоятельно, какую именно сумму сын обязан давать на содержание родителей, особенно в тех случаях, когда содержание определяется именно деньгами, притом ежегодно или ежемесячно, и т. п.*(1859) Иногда волостные суды обязывают сыновей, сверх определенной денежной суммы, выдавать на содержание родителям, также определенное количество хлеба, дров, доставлять пастбище для их скота и т. п.*(1860) Встречаются также указания, что, по желанию родителей, волостные суды обязывают сыновей единовременно уплатить им определенную сумму*(1861). Равным образом, сыновья, находящиеся в отсутствии на заработках, обязаны высылать в дом деньги на ведение хозяйства*(1862).

Но если родитель сам не пожелает жить с сыном, то содержание ему, в некоторых по крайней мере случаях, волостные суды не присуждают, а обязывают сына внести в пользу отца определенную денежную сумму, по получении которой отец ничего более требовать от сына уже не вправе, и сверх того, предоставляют ему иногда право получить те вещи, на которые он указывал*(1863).

Обязанность содержать родителей лежит на всех детях; поэтому старшие обязываются давать родителям содержание до возраста младших, а на последних эта обязанность переходит, затем, по вступлении в совершенные лета*(1864).

Когда взрослых сыновей не один, а несколько, то некоторые волостные суды обязывают каждого из них кормить родителей по очереди*(1865). Если же обязанность содержать родителей принимает на себя один из сыновей, то на его долю, в некоторых местностях, дается при разделе из имущества несколько большая против братьев часть*(1866). Но те из сыновей, которые не получили от отца никакого имущества, от обязанности содержать родителей освобождаются волостными судами*(1867). От обязанности давать на содержание родителей освобождаются и сыновья, поступившие в военную службу*(1868).

При назначении содержания родителям волостные суды соображают средства сыновей и нужды родителей, принимая, независимо от этого, во внимание, имеют ли родители средства к существованию, помимо помощи от детей, и какие именно, способны ли они к работе или нет, и, наконец, какого родители поведения*(1869).

За отказ родителям в пище волостные суды подвергают сына наказанию розгами*(1870), или предоставляют отцу самому наказать сына розгами, не превышая 20 ударов, или арестом не более недели*(1871).

Что касается собственно жилища, то родителям, имеющим нескольких сыновей, предоставляется полная свобода выбора: они имеют право жить у любого сына и могут переходить от одного к другому с имуществом, если оно у них есть*(1872). Сыновья не имеют права выгонять отца или мать из дома, в противном случае наказываются розгами*(1873). Если мать не может ужиться в семье сыновей, например не может поладить с их женами, то сыновья обызываются волостным судом выстроить ей келью для жительства*(1874).

III. Говоря о личных отношениях между родителями и детьми, мы должны припомнить, что в доме родителей нередко сыновья живут с своими женами; поэтому считаем уместным сказать здесь несколько слов о личных отношениях снохи (невестки) к свекру и свекрови т. е. к родителям мужа. Положение снохи в семье мужа, как известно, бывает большей частью незавидно, тем более, что она находится в зависимости не только от родителей мужа, но и от других его родственников. Но, с юридической точки зрения, она находится к свекру и свекрови в таких же, вообще говоря, отношениях, как и их дети, в том числе и ее муж. Эти отношения могут быть сведены к следующим началам:

1) Сноха обязана повиноваться свекру и свекрови и оказывать им почтение*(1875), но, кроме родителей мужа, она обязана подчиняться также другим старшим членам семьи. За неповиновение и непочтение к родителям мужа и к старшим в семействе сноха подвергается волостными судами выговору либо внушению, или аресту*(1876), или же общественным работам.

2) В соответствии указанным обязанностям снохи, родители ее мужа не должны позволять себе сурового обращения со снохой, притеснять ее и наносить ей оскорблений и обид. За нанесение снохе обид свекор и свекровь подвергаются внушения, выговору*(1877), аресту и даже телесному наказанию*(1878), а иногда и штрафу*(1879). В случае замеченного судом притеснения снохи свекром, волостной суд иногда поручает сельскому старосте наблюдать, чтобы свекор не делал снохе обид*(1880). Мало того: свекор подвергается судом наказанию (аресту) даже и в том случае, когда допускает сына бить жену*(1881). Прочие родные мужа, например сестры, так же наказываются судом за наносимые ими невестке обиды*(1882).

3) Свекор и свекровь обязаны дозволить снохе жить у них и, сверх того, доставлять ей одежду и содержание наравне с прочими членами семьи. Свекор, выгнавший сноху, обязывается судом снова принять ее в дом*(1883); иногда же, за удаление снохи из дому, при живом муже, свекор подвергается и штрафу*(1884). Точно так же поступает суд и в тех случаях, когда сноху выгоняет свекровь или деверья: он обязывает их принять ее или же давать ей и ее детям содержание*(1885). - Давая снохе жилище и содержание, родители ее мужа имеют право требовать, чтобы она жила в их доме и не уходила от них произвольно; но об этом праве мы скажем ниже, в связи с вопросом об уходе и отделе детей от родителей.