Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
05_Приложение 2.doc
Скачиваний:
22
Добавлен:
12.11.2019
Размер:
2.62 Mб
Скачать

Сценарные Игры

<…>

Игролог: принципы и особенности

Процесс игры имеет определенный набор требований и условий, несоблюдение которых приводит к тому, что предложенная игра выходит из под контроля, а начавший ее может сам оказаться вовлеченным в более мощную чужую игру - сценарий. Ниже приводим ряд общих принципов, которые необходимо знать и соблюдать.

Каждый человек постоянно находится в движении - процессе непрерывного мышления и действий, вне зависимости от собственных желаний: беспрестанно думает, движется, разговаривает, дышит; при остановке этого процесса наступает смерть. Именно поэтому, он бессознательно боится остановки и постоянно занимает себя всевозможными делами, его пугает скука - состояние полного отсутствия движений и эмоций.

Любой процесс, в котором существуют взаимосвязанные шаги, возможности выбора или алгоритмы/программы, можно назвать игрой или сценарием. При этом выбор невелик: либо жить по чужому навязанному сценарию, отыгрывая несвойственные роли и содействуя достижению чьих-либо целей, либо жить по собственному сценарию, реализуя свои желания и планы. (Напоминаю фундаментальный вопрос: Кто в этом сценарии «Я»? – О. Ш.). Обычный человек не осознает данный процесс, считая себя полностью свободным в выборе решений, и приписывает все жизненные повороты року - судьбе: такие суждения имеют широкое хождение. Для того чтобы выйти из круга подобных понятий, нужно не только осознавать на уровне общих концепций ситуацию собственной «несвободы», но и в реальности видеть и чувствовать основные закономерности протекающих вовне процессов, свою зависимость от существующих и постоянно идущих внешних Игр. Таким жизненным восприятием, единением теории и жизненной практики социальных игр и обладает истинный Игролог, прошедший обучение РСИ. (И опять: разотождествившись с ролью в старом неотрефлексированном сценарии своей жизни, с кем же он теперь себя отождествляет? – О. Ш.).

Итак, жизнь без Игры невозможна: если мы отказываемся по каким-либо причинам вести собственную игру, (так чью же, на самом деле? - О. Ш.) то жизнь играет нами; в этом и заключается главный выбор человека — играть или быть игрушкой.

Первый шаг в Мир Игры состоит в том, чтобы индивидуум начал воспринимать свою жизнь без каких-либо оценок, как прошлую, так и будущую, — полностью исключив иллюзии и возложение вины на какого-либо, кроме себя самого, за все то, что с ним происходит. (Но «вина» - это уже оценка! – О. Ш.).

… Умение в любой жизненной ситуации, даже самой сложной, трагичной и запутанной, видеть только Игру - глубинный принцип Игролога; это относится не только к взаимоотношению между людьми, но и к различного рода случайностям, внешне несвязанных с миром людей. Игролог играет с людьми, природой, неодушевленными предметами и к нему можно применить фразу: «Мое воинство - и птицы, и скалы, и деревья...». Для него не существует второстепенных персонажей всё несет свою сценарную нагрузку, даже самый незначительный штрих. (По сути это и есть восприятие мира как Космической Игры, Духа Единого, и тогда начинается Его игра с Самим Собой через все Свои проявления. – О. Ш.).

Игролог также должен обладать достаточно широким и нестандартным мышлением, чтобы по незначитель­ным, незаметным обычному человеку, событиям определять ход Игры и его контролировать. Говорится, что «большая беда приходит снизу»: попустительство к себе в мелочах чревато большим поражением.

Игролог знает, что мир безопасен и добр, поэтому у него нет большего и более коварного врага, чем он сам - его слабости и страхи.

… «Эффективность» Игролога определяется умением принимать решения. Понимая основной принцип возможных манипуляций, Игролог сам должен знать: когда и как будет принято решение; он осознает, что все вокруг - Игра и никто не может его поторопить, что он сам отвечает за последствия своего решения и свою судьбу и жизнь. (Опять и опять: кто же этот «великий», «абсолютный» - «Он сам»? – О. Ш.). Он собирает информацию, анализирует происходящие вокруг процессы и определяет свой будущий сценарий, а затем принимает решение. Если же он понимает, что не следует вступать в действие, то сразу отказывается; никогда не обсуждает вопросы, его не интересующие: моделирует тактический игровой процесс, выводящий разговор за рамки неперспективной темы. При этом следует проявлять максимальное внимание и строгость к мелочам; воспринимать крупные цели с долей иронии, что вносит в собственно процесс принятия решения необходимую логичность и простоту, а в последующую игру гибкость и раскрепощенность действий.

Но если решение принято, то его менять в процессе игры значит проиграть.

… В дополнение к ранее сказанному заметим, что, при вступлении в игру, можно допускать вероятность проигрыша — игра есть игра, но относиться к этому следует с иронией. Последнее способствует снятию излишних волнений и тревожности, облегчая путь к выигрышу; причем, разумеется, речь идет о многократно превосходящем вас по возможностям профессионале, которого также можно обыграть. Следует помнить всегда, что когда-то все равно придется проиграть - это неизбежно; наивно считать себя непобедимым, что может означать лишь одно — значимость, что уже само по себе ведет к поражению. Игролог, глубоко осознавая это, тщательно взвешивает соотношение сил и шансы задолго до начала игры.

Особого внимания заслуживает такой игровой элемент, как «уход от игры», которую предлагает сильный оппонент. Очевидно, что оппонент, приглашая в игру, пытается заманить на свою территорию, где проблематично его обыграть. То есть, втягивая вас в игру, он уже играет и ваш отказ равносилен его проигрышу.

Сам по себе проигрыш весьма далек от трагедии, даже скорее - это прекрасный урок на будущее, воодушевляющий на более тщательную подготовительную работу. Но при проигрыше происходит потеря энергии, требующая затем усилий по восстановлению и эмоциональному, и психологическому; это также приводит к снижению уровня собственных притязаний, переносу крупных проектов на другие сроки. Вместе с тем, снова возобновляете игры по реализации небольших проектов, выигрывая которые, накапливаете энергию, восстанав­ливая силы, позитивные эмоции, власть и материальную свободу.

К основным целям игры следует относить те эмоции, которые возникают в процессе самой игры; причем, качество эмоций зачастую важнее самой игры и даже «приза». Вот почему Игролог всегда выбирает ту игру, в которой ожидает получить больше позитивных эмоций. Однако насытить свою жизнь позитивными эмоциями без любви к людям и любимых дел, мест, занятий просто невозможно. Именно эти чувства являются для Игролога ведущими в отношении к окружающим.

... В заключение можно сказать, что внутреннее состояние Игролога не является чем-то принципиально новым, существующим только в РСИ. Похожие внутренние состояния считаются основой для многих воинских искусств, в частности восточных, которые прививаются и воспитываются на основе четких принципов, излагаемых в соответствующих кодексах, например, Бусидо (кодекс самураев); подобное состояние в НЛП называют Аптайм. Можно добавить, что каждый высококлассный специалист в рамках своей профессиональной деятельности также в моменты интенсивной работы пребывает в аналогичном внутреннем состоянии. Итак, во внутреннем состоянии Игролога нет ничего сверхестественного и недостижимого - оно, если вы занимаетесь играми, возникнет неизбежно. Но произойдет это не ранее, чем вы действительно поймете: либо вы играете добровольно сами, либо жизнь играет вами — третьего не дано. (Но всё тот же вопрос: кто же это играет «сам», «добровольно»? – О. Ш.).

… По нашим оценкам в ближайшем будущем можно ожидать появление повышенного интереса к РСИ в социуме, что даст сильный импульс развитию ее инструментария. При этом следует подчеркнуть, что РСИ, как соединение различных областей современных фундаментальных, технических и гуманитарных наук, а также философии, находится на стыке различных научных направлений, что указывает на широкие возможности и перспективность развития РСИ (с. 262-304).

* * *

Буквально несколько слов в заключение, - так как уже много и, по-моему, достаточно ясно сказано Э. Шариповым и С. Крониным, а также и мною – на протяжении сотен страниц. Возможно, концептуально-практическое направление Режиссуры Социальных Игр – ныне самый значительный интегральный инструмент, соединяющий достижения психологии, психотерапии, тренинговой практики и множество концепций и методик, ориентирующих прежде всего, - на восприятие мира как Игры. Единственно, чего там не хватает, на мой взгляд, - это четкого указания на то, что Автор, Исполнитель и Зритель Космической Игры – в конечном счёте является Одним Лицом! Эта Истина может быть только прямым следствием глубочайшей личной интуиции – путём же трансляции определённого количества бит абстрактной информации – она не передаётся. Это Акт Абсолютной личной Веры в Дух Единого Целого, творящий Свою Космическую Игру. В этом состоянии снимается самый кардинальный вопрос о том, кто же «играет» Игрологом, который освободился от власти своих нажитых сценариев и видит замыслы любых манипуляторов, получая тем самым «полную свободу». Так кто же реализует эту «полную свободу»? «Детское Я» подобного «игрока» в Космическую Игру?

Герой романа Г. Гессе «Игра в бисер» - Йозеф Кнехт (что значит «Слуга») назван так автором в связи с легендой о святом Христофоре, который был простодушным силачом, решившим служить лишь самому великому в мире господину, каковым оказался в конечном счёте Иисус Христос. Христос же учил: «Не сотвори себе кумира!» То есть никакая форма, даже самая совершенная, не должна закрывать от нас интуитивно ощущаемое во всём и в каждом – Вечное Творческое Начало, не сводящееся ни к какому определённому, раз навсегда фиксированному образу, в том числе и образу Игры.