Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
05_Приложение 2.doc
Скачиваний:
22
Добавлен:
12.11.2019
Размер:
2.62 Mб
Скачать

II. Природа и человечество – на пороге перемен (исследования ф. Капры и а. Неклессы)

Полагаю, читатель понимает, что серьёзный обзор современного состояния природы и общества должен опираться на комплексные исследования многих учёных и организаций и по силам лишь незаурядным умам, располагающим, кроме того, доступом к обширной разноплановой информации, возможностью прямых контактов с множеством ключевых фигур нашего времени и получивших под эту работу временны́е и прочие ресурсы.

Я выбрал два такого рода серьёзных интегральных исследования, проведённых Ф. Капрой и А. Неклессой, обзор которых и предлагаю читателю.

Из книги: ф. Капра. Скрытые связи. «София» 2004.

II.1 Базовые установки

Говоря об исходных методологических позициях, Ф. Капра замечает, что без участия нашего сознания когнитивное бессознательное формирует и структурирует всё сознательное мышление. Поэтому философия должна быть способна откликнуться на фундаментальную потребность человека познать самого себя – узнать, «кто я есть, что такое для меня мир и как мне следует жить». «Познание себя включает понимание того, как мы думаем и как выражаем свои мысли при помощи языка». <…> «Учёным философия нужна для того, чтобы понять, каким образом скрытые философские допущения воздействуют на их теории» (с. 87-88).

«Наши понятия и метафоры вплетены в паутину жизни наряду с нашим телом и мозгом. Мы принадлежим Вселенной, здесь наш дом, и именно этот дух принадлежности способен наполнить жизнь каждого из нас глубочайшим смыслом» (с. 92).

Поэтому-то, как я неоднократно замечал, наши, вплетённые в Целое, мысли и картины мира, как бы ни оценивать их «объективность» и адекватность, всё равно ВСЕГДА участвуют в формировании сюжетов нашей жизни, которые могут оказаться нелепыми и трагичными, и именно потому, что из них, - в любом случае – вытекает наша общая судьба, - мы и должны отслеживать, рефлексировать эти психические сценарные процессы.

Всем этим фундаментальным вопросам Бытия, как видел читатель, и посвящена в основном моя работа; и я с удовлетворением констатирую сходство базовых методологических установок моих и Капры. Опираясь на эти философско-мировоззренческие посылки, Ф. Капра даёт в своей книге глубокий анализ современной социально-экономической и экологической ситуации на планете. Перехожу к обзору ключевых, на мой взгляд, аспектов его текста.

II.2 Становление глобального капитализма и новая экономика

Кейнсианская модель капиталистической экономики, основанная на общественном договоре между капиталом и трудом и точной подгонке производственных циклов национальных экономик при помощи цент­рализованных мер (повышения или снижения процентных ставок, уменьшения или увеличения налогов и т. п.), великолепно работала в течение нескольких десятилетий после Второй мировой войны, прине­ся большинству стран со смешанной рыночной эконоикой материаль­ное процветание и стабильность в обществе. Но к 70-м годам эта модель достигла своих концептуальных пределов (с.161).

В результате информационно-технологическая революция способствовала рождению новой глобальной экономики — обновленного, гибкого и значительно расширившего сферу своего влияния капитализма.

Как подчеркивает Кастеллс, этот новый капитализм коренным об­разом отличается от сформировавшегося в результате послевоенной промышленной революции. Он характеризуется тремя основополагаю­щими чертами: ключевые виды его экономической деятельности носят глобальный характер; основными источниками производительности и конкурентоспособности являются новые идеи, новое знание и обработ­ка информации; в основе его структуры лежат в первую очередь сети финансовых потоков.

В новой экономике капитал работает в реальном времени, быстро пе­ремещаясь по глобальным финансовым сетям. Из этих сетей он инвес­тируется во все виды экономической деятельности, и большая часть извлеченного дохода вновь направляется в метасеть финансовых пото­ков. Сложные информационные и коммуникационные технологии сделали возможным быстрое перемещение капитала в неустанных по­исках потенциальных инвестиций. На финансовых рынках размеры прибыли, как правило, гораздо выше, чем при прямых инвестициях, поэтому все денежные потоки в конце концов сосредоточиваются в глобальных финансовых сетях в поисках более прибыльных вложений. Использование компьютеров, с одной стороны, как средств быстрой обработки информации и с другой — как средств сложного математи­ческого моделирования привело к практически полному замещению золота и бумажных денег абстрактными финансовыми продуктами. Сюда входят «фьючерсные сделки» (возможности приобрести товар в некоторый момент в будущем с перспективой получения прибыли, предсказанной посредством компьютерного моделирования), «хедж-фонды» (инвестиционные фонды, часто используемые для покупки и мгновенной продажи огромных количеств валюты с целью заработать на небольшой разнице между закупочной и продажной ценой) и «деривативы» (пакеты разнообразных фондов, представляющие собой сово­купность актуальных или потенциальных финансовых ценностей). Вот как Мануэль Кастеллс описывает это глобальное казино:

Один и тот же капитал курсирует между национальными экономи­ками в считанные часы, минуты, а то и секунды. Пользуясь децентрализованностью... и открытостью внутренних финансовых рынков, опытные финансовые аналитики, вооруженные мощными компь­ютерными программами, подсоединяются к узловым точкам гло­бальных телекоммуникационных сетей и играют в игры со ставками, без преувеличения, в миллиарды долларов... В роли таких глобаль­ных игроков выступают не сомнительные спекулянты, а крупней­шие инвестиционные банки, пенсионные фонды, транснациональ­ные корпорации... и совместные фонды, организованные специаль­но ради финансовых манипуляций [Castells 1996:434-435].

Растущая «виртуальность» финансовых продуктов и усиление роли компьютерных моделей, основанных на субъективных ощущениях их создателей, привели к тому, что внимание инвесторов переместилось от реальных доходов на субъективные и переменчивые критерии оценоч­ной биржевой стоимости. В новой экономике главная цель игры — максимизировать не столько доходы, сколько курс акций. Безусловно, в конечном счете стоимость компании, не производящей реальный продукт, упадет, но в краткосрочной перспективе она может расти и падать независимо от действительной эффективности, сообразуясь по­рой с неосязаемой конъюнктурой рынка.

Новые интернет-компании, или «дот-комы», с их головокружи­тельным сиюминутным ростом стоимости без какого-либо дохода — красноречивый пример «делания денег» из ничего в новой экономике. С другой стороны, нередки примеры резкого падения акций благопо­лучных компаний, приводившего к краху и массовым увольнениям несмотря на хорошую производительность — исключительно из-за не­уловимых перемен финансовой обстановки (с. 163-164).