Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Марченко.Мачин.ИППУ.doc
Скачиваний:
180
Добавлен:
20.11.2019
Размер:
3.41 Mб
Скачать

Глава 23. Политические и правовые учения...

судья и стороны применять, или оставить без внимания это решение».

Концепция «естественного права с изменяющимся содер­жанием». В конце XIX в. Р. Штаммлер вновь обратился к понятию естественного права и обосновал актуальность этого понятия для правовой культуры Запада, став основа­телем теории возрожденного естественного права. Штам­млер доказал значимость понятия «естественного права с изменяющимся содержанием».

По его мнению, представители «старой» школы есте­ственного права XVII — XVIII вв. (Гроций, Гоббс, Руссо и др.) считали возможным определить естественное право как идеальное, т.е.:

S существующее рядом с позитивным правом;

S соответствующее либо «природе человека», либо «природе права»;

S обладающее «неизменным содержанием»;

S пригодное «для всех стран и времен».

Штаммлер, стремясь к научной строгости, подобной ес­тественным наукам, писал: «Естественное право в таком смысле должно быть признано научно невозможным». Он считая, что доказать невозможность существования иде­ального права очень просто: можно сослаться на нацио­нальные и временные различия в правовых нормах, либо на большое разнообразие взглядов мыслителей на то, что же такое идеальное право.

Штаммлер восстанавливает научное значение понятия естественного права, исходя из того, что оно выполняет особую роль в жизни общества. Естественное право, по мнению Штаммлера, -- это «путеводная звезда для законо­дателя», компас «в руках законодателя для усовершенство­вания позитивного права». В то же время: «Создание нра­ва, согласного по своему содержанию с природой, имеет своим «назначением» только одно: это согласное с приро­дой право должно служить целью для законодателя; само же по себе оно не может служить нормой для судьи и для административных властей».

Штаммлер не допускает существования идеального пра­ва с незыблемым содержанием: «Заблуждение старых тео­ретиков права в том, что они искали такое определенное право, которое имело бы абсолютное значение». Он при­знает лишь научную возможность обнаружить в истори­чески изменчивом праве «истинное» право, которое ори­ентируется на социальный идеал как свою конечную цель.

23.8. Учение Макса Вебера о государстве и праве 429

Это право Штаммлер называет «естественное право с из­меняющимся содержанием»: «Следовало бы поставить себе задачу найти такое естественное право, которое имело бы сменяющееся содержание: тут были бы такие правовые нормы, которые при эмпирически обусловленных отноше­ниях содержали бы в себе теоретически истинное право». Такое естественное право не представляет собой какое-либо конкретное право — это лишь «единый формальный метод суждения о праве».

Правовая теория Р. Штаммлера получила неоднознач­ные оценки в научной среде. Так, Макс Вебер, автор книги «Протестантская этика и дух капитализма», критиковал Штаммлера за то, что он отрицал возможность изучать хо­зяйственную деятельность людей вне правовых форм. По мнению Вебера, вполне возможно исследование хозяйствен­ной жизни с этических или государствоведческих позиций, изолированно от правовых форм. Б.А. Кистяковский при­числил Штаммлера к представителям философского мониз­ма за то, что тот «отождествил право как форму, внешне ре­гулирующую социальную жизнь, с формами мышления или категориями, определяющими, согласно Канту, всякое науч­ное познание».

Книга Штаммлера «Хозяйство и право с точки зрения материалистического понимания истории» пользовалась популярностью в России и способствовала переходу «ле­гальных марксистов» (П.Б. Струве, Н.А. Бердяев, С.Н. Бул­гаков) к идеализму.

С именем Штаммлера связано возрождение интереса к теории естественного права в XX в. на Западе (Г. Радбрух и др.) и в России (П.И. Новгородцев и др.).

В 1960-х гг. теоретики социал-демократии обратились к учению Штаммлера, открыв у него обоснование идеи де­мократического и этического социализма.

23.8. Учение Макса Вебера о государстве и праве

Вебер Макс (1864-1920) — немецкий социолог, исто­рик, экономист и юрист, видный общественный и полити­ческий деятель. Внес большой вклад в развитие политичес­кой, государствоведческой и правовой мысли.

т\

430 Глава 23. Политические и правовые учения...

Эпоха. Бурное развитие естественных наук и техноло­гий. Для политической ситуации последней четверти XIX в. в Германии была характерна борьба немецкого юнкерства и буржуазии. 1914 г. — начало Первой мировой войны, Ок­тябрьская революция в России 1917 г., через год — рево­люция в Германии, капитуляция Германии в 1918 г., Вей­марская республика.

Биография. Макс Вебер родился в состоятельной семье в г. Эрфурте. В ранней юности увлекся политикой. Изучал юриспруденцию в Гейдельбергском университете, одно­временно занимался политэкономией и экономической ис­торией.

Круг интересов Вебера был необычайно широк. Уни­версально образованный, он разбирался во многих облас­тях общественных наук: праве, философии, социологии, политэкономии, хорошо знал историю политических тео­рий, науки, религии. Он выступал как логик и методолог — разработал принципы познания социальных наук

В 1893 г. М. Вебер — приват-доцент в Берлинском уни­верситете, с 1894 г. — профессор университета во Фрейбур-ге, с 1896 г. — в Гейдельберге. В 1898 г. тяжелое душевное расстройство вынудило его отказаться от преподавания, к которому Вебер вернулся лишь в 1919 i^. Умер в Мюнхене.

Логическое основание политико-правового учения. Междисциплинарный подход (исторический, экономичес­кий, социологический) к исследованию государственных и правовых явлений. Испытал влияние французского истори­ка и социолога Токвиля (1805-1859), немецкого философа Гегеля и др. критически относился к материалистическому взгляду на историю К. Маркса.

Основные работы: «Хозяйство и право» (1922); «О не­которых категориях понимающей социологии» (1913); «Политика как призвание и профессия» (1918).

Содержание политико-правового учения. Социологи­ческое понятие современного государства. М. Вебер ис­пользовал социологический и исторический подходы к по­ниманию современного государства. Любое государство, как факт наблюдаемый, невозможно определить, анализи­руя лишь разнообразную деятельность государства в раз­личные исторические эпохи.

Вебер полагал, что, с одной стороны, нет таких задач, которые те или иные государства не стремились бы решать, а с другой — трудно назвать исключительные задачи, кото­рые могло бы решать только государство.

23.8. Учение Макса Вебера о государстве и праве 431

Но если невозможно назвать эти исключительные задачи (экономические, политические и др.) и на основе этих задач дать определение государства, то средство решения этих за­дач назвать можно — это легитимное физическое насилие. Для определения современных государств (а также госу­дарств, им предшествующих) Вебер называет это насилие специфическим средством, которое государства могут ис­пользовать для выполнения этих задач: «Государство еаь го человеческое общество, которое внутри определенной обла­сти — "область" включается в признак! — претендует (с ус­пехом) на монополию легитимного физического насилия».

«Чистые» типы легитимности (оправданности) господ-ства. Вебер конкретизировал свое социологическое пони­мание государства. Он полагал, что в государстве «леги­тимное физическое насилие» могут применять только носители государственной власти, а все остальные должны подчиняться — именно в силу легитимности этой власти: «Государство, равно как и политические союзы, историчес­ки ему предшествующие, есть отношение господства людей над людьми, опирающееся на легитимное (то есть считаю­щееся легитимным) насилие как средство».

Вебер различал три «идеальных» типа легитимности (оправданности) такого рода господства:

  1. традиционный;

  2. харизматический;

  3. легально-рациональный.

Традиционный тип легитимности позволяет людям оп­равдать власть, которой обладают патриархи и патримони­альные князья. В этом случае основанием легитимности выступает уважение к сложившейся традиции, т.е. «авто­ритет нравов, освященных искомой значимостью и при­вычной ориентацией на их соблюдение».

Харизматический тип легитимности позволяет людям оправдать власть, которой обладают над ними: пророк, «из­бранный князь-военачальник, или плебисцитарный влас­титель, выдающийся демагог и политический партийный вождь». В этом случае основанием легитимности выступает уважение к внеобыденному личному дару (харизме) како­го-либо человека, которому можно полностью и слепо до­вериться и который становится для народа вождем-героем.

Легально-рациональный тип легитимности позволяет лю­дям оправдать власть современных «государственных слу­жащих». В этом случае основанием легитимности выступает уважение к законам — рационально созданным правилам,

432