Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Марченко.Мачин.ИППУ.doc
Скачиваний:
180
Добавлен:
20.11.2019
Размер:
3.41 Mб
Скачать

Глава 15. Историческая школа права (Густав Гуго... 249

говорах стало ядром германского обязательственного пра­ва. Многие из его идей не потеряли своей актуальности и в настоящее время.

Пророчеству Савиньи об особых путях кодификации гражданского права в Германии суждено было сбыться — первый единый германский Гражданский кодекс 1896 г. стал результатом не форсированных законодательных про­цессов, а длительных научных разработок в сфере нового римского права.

Пухта Георг Фридрих (1798-1846) — профессор Бер­линского университета, внес значительный вклад в разви­тие исторической школы права. Пухта был учеником Сави­ньи и развил его идею о праве как продукте исторического развития народа.

Биография. Родился в семье известного судьи Воль-фанга Генриха Пухты. Под влиянием отца стал заниматься юриспруденцией. Преподавал право в ряде немецких уни­верситетов, окончательно связав свою судьбу с Берлин­ским университетом, в котором работал до конца жизни. Был государственным советником и членом комиссии по реформе прусского законодательства.

Основные работы: «Обычное право» (1838); «Учебник пандектов» (1838).

Содержание политике-правового учения. Понятие права у Пухты связано с его представлением о человеке как о существе со свободной волей: «В силу свободы человек — субъект права. Его свобода есть фундамент права, все юри­дические отношения вытекают из нее»; «право есть при­знание свободы, равномерно принадлежащей всем людям, как субъектам воли».

Однако это право, утверждал Пухта, получает настоя­щее признание только в государстве: «Та же сила, которая выдвигает право, образует также государство, без которого право имело бы неполное бытие, временное существова­ние; без него общественная воля, которой обусловливается право, была бы более желанием, чем действительной, силь­ной волей».

Источники права Пухта классифицирует следующим образом:

• невидимые источники права: вначале — это Бог, за­тем — народный дух. «Возникновение права из народного духа представляет собою невидимое явление. Кто бы при­нял на себя труд проследить те пути, которыми убеждение

250

Глава 15. Историческая школа права (Густав Гуго...

возникает в народе, всходит, растет, развивается и созрева­ет?». Понятие народного духа (Volksgeist) — безличного и самобытного сознания народа стало ключевым понятием в концепции правообразования Пухты;

• видимые источники права — формы выражения на­родного духа (обычное право, законодательное право, на­учное право): «Для нас видимый элемент составляет толь­ко уже возникшее, т.е. право после того, как оно вышло из мрачной мастерской, в которой вырабатывалось, и стало действительным. При своем возникновении оно может принять троякий вид:

  1. как непосредственное убеждение членов народа, про­ являющееся в их действиях;

  2. как закон;

  3. как продукт научной дедукции».

Обычное право нельзя свести лишь к факту повторяемо­сти народом определенных действий, напротив, обычное право — это общенародное убеждение.

Законодательное право — форма права, которая позво­ляет сделать право ясным и единообразным. Однако содер­жание этого права не может быть произвольным: «Предпо­лагается, что законодатель действительно выражает общее убеждение народа, под влиянием которого он должен нахо­диться, — все равно, принимает ли он в свой закон уже ус­тановившееся юридическое воззрение или, согласно истин­ному духу народа, содействует образованию его».

Научное право — форма права, с помощью которой мож­но выявить юридические положения, сокрытые в духе на­ционального права, не проявлявшиеся ни в непосредст­венных убеждениях членов народа и их действиях,, ни в изречениях законодателя, которые, следовательно, стано­вятся ясными только как продукт научной дедукции».

Отличие научного права от других форм Пухта видел в том, что это право не обеспечено каким-либо внешним ав­торитетом. Необходимость обращения судей к научному праву возникает тогда, когда они не могут найти обоснова­ние своего судебного решения в других формах права: «Ча­сто судье приходится обсуждать отношения, о которых не содержат точного постановления ни обычное право, ни за­конодательство».

Научное право, полагал Пухта, «познается по внутрен­ним основаниям; невозможно преподать для этого позна­ния с известной полнотой особенных правил; вся наука должна служить руководством для этой цели. Каждый