Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Марченко.Мачин.ИППУ.doc
Скачиваний:
180
Добавлен:
20.11.2019
Размер:
3.41 Mб
Скачать

23.7. Неокантианские концепции права...

23.7. Неокантианские концепции права. Рудольф Штаммлер

Штаммлер Рудольф (1856-1938) — немецкий философ права, представитель неокантианской теории права.

Эпоха. Во второй половине XIX в. немецкий философ О. Либман (1840-1912) провозгласил лозунг «Назад к Кан­ту!». С этим временем (1865 г.) связывают начало неоканти­анской философии. Сложились две школы неокантианства — марбургская (Г. Коген, П. Наторп и др.) и фрайбургская (В. Виндельбанд и Г. Риккерт). Идеи марбургской школы нашли свое воплощение в трудах Рудольфа Штаммлера.

Биография. Профессор гражданского права: с 1885 г. — университета в Галле, с 1916 г. — университета в Берлине.

Логическое основание политико-правового учения: Неокантианство — развитие теории познания и теории мо­рали Иммануила Канта применительно к пониманию права.

Вслед за Кантом Штаммлер полагал, что понятие права нельзя вывести из разрозненных фактов правовой действи­тельности методом индукции: «Понятие права не может быть установлено на основании наблюдения над отдельны­ми случаями права». Право следует понимать как логичес­кую данность, т.е. «общезначимые условия» общественной жизни людей.

Р. Штаммлер применил телеологический подход к пони­манию права.

Телеология (от греч. telos — цель и logos — слово) — уче­ние о целесообразности человеческой деятельности.

Основные работы: «Хозяйство и право с точки зрения материалистического понимания истории» (1896), «Уче­ние о правильном праве» (1902); «Сущность и задачи пра­ва и правоведения» (1906); «Теория правоведения» (1911); «Учебник философии права» (1922).

Содержание политико-правового учения. Штаммлер критикует К. Маркса за материалистическое понимание истории, в основе которого лежит причинное объяснение социальных явлений. Так, в работе «К критике политичес­кой экономии. Предисловие» (1859) К. Маркс сформули­ровал закон, согласно которому изменения в производ­ственных отношениях (экономическом базисе) влекут за собой изменения в общественных явлениях (надстройке), к

425

424 Глава 23. Политические и правовые учения...

которым относится и право: «С изменением экономичес­кой основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке».

Штаммлер категорически не приемлет точку зрения на право, согласно которой «право как бы находится в вассаль­ной зависимости от хозяйства». «Это совершенно неверно, так как вне юридического регулирования производственных общественных отношений не существует. Последние не представляют собою ничего иного, как только взятые под определенным углом зрения правоотношения, юридически урегулированные взаимоотношения людей».

Штаммлер отрицает даже саму возможность исследо­вать хозяйственную деятельность людей вне правовых форм, противопоставляя себя ученым политэкономам, которые всегда стремились изолированно исследовать хо­зяйственную деятельность людей. Однако он допускает са­мостоятельное исследование права как формы этой дея­тельности.

Правовая теория. Каузальному (причинному) подходу к пониманию права, предложенному Марксом, Штаммлер противопоставил телеологический подход.

Как и все неокантианцы, Штаммлер, считал, что право не подчиняется действию закона причинности. Право для неокантианцев — это продукт человеческого духа, и потому оно связано с логической и этической деятельностью чело­века, т.е. включено в область явлений теологических.

Штаммлер полагал, что «общественная жизнь людей» — это жизнь, которая всегда урегулирована внешним обра­зом — правом, или конвенциональными нормами.

Конвенциональные нормы (лат. conventio — соглаше­ние) — социальные нормы, выработанные на основе добро­вольного соглашения сторон.

При анализе этой жизни следует отличать форму от содержания, т.е. регулирующую форму правового, или кон­венционального, характера от регулируемой материи — совместной деятельности людей, направленной на удовлет­ворение их потребностей: «Каждая правовая норма необхо­димо имеет своим содержанием возможную совместную деятельность людей, следовательно, право как совокуп­ность этих норм означает только форму социальной жиз­ни»; «правовое регулирование есть форма общественного бытия людей». Таким образом, для Штаммлера детермини-

23.7. Неокантианские концепции права...

рующую (определяющую) роль в общественной жизни иг­рает форма (в логическом, а не каузальном, или генетичес­ком смысле). Он формулирует закон: «Закономерность со­циальной жизни людей есть закономерность юридической формы ее».

В отличие от Маркса первоосновой общественной жиз­ни людей Штаммлер признает право. Он связывает про­гресс в развитии общественной жизни людей с прогрессом права, а не с социальной революцией, отстаиваемой теоре­тиками «научного социализма». Штаммлер называет со­циалистов акушерами, которые надеются облегчить акт ро­дов социалистического общества, которое «уже сокрыто в материнском лоне современного общества». Однако разви­тие общественной жизни людей, считал Штаммлер, будет идти путем изменения права как регулирующей его фор­мы. Критерии же изменения права задаются «естествен­ным правом с меняющимся содержанием», под которым он понимает «прогрессирующее уразумение возможной спра­ведливости».

Понятие права. Штаммлер поставил перед собой задачу выработать «высшее понятие права», рассмотрев право как явление телеологическое, как некое «содержание созна­ния»: «Право принадлежит к миру мышления, который мы обозначим как воление, т.е. как сознание целей».

Штаммлер отличает социальное «воление» (воление для других) от нравственного (воления для себя). Социальное воление — это «правило, связывающее многих лиц и сто­ящее над ними». Штаммлер выделяет различные виды со­циального «воления»: право, мораль, обычаи, конвенцио­нальные правила, произвол.

Право — это разновидность социального воления. От других видов социального «воления» его отличает прину­дительный характер: «Право есть такое принудительное регулирование совместной жизни людей, которое по са­мому смыслу своему имеет не допускающее нарушения значение». Именно в силу того, что право обладает прину­дительностью, оно «...есть необходимое средство для обш,е-значимой закономерности социальной жизни людей». Кроме того, право — это всегда социальное «воление» «связанных общими целями лиц». Этот критерий, полагает Штаммлер, позволяет отличить простое предписание, в котором содер­жится лишь произвол правителя и выражается только его личное настроение, от правового предписания. В правовом

426