Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Марченко.Мачин.ИППУ.doc
Скачиваний:
180
Добавлен:
20.11.2019
Размер:
3.41 Mб
Скачать

Глава 3. Политические и правовые учения.

3.3. Политическое учение Аврелия Августина

57

на море? Пират дерзко ответил: такое же, что и ты, разница лишь в том, что я это делаю на небольшом судне и меня называют разбойником, а ты располагаешь большим фло­том и тебя величают императором.

К справедливому государству Августин относит «хрис­тианское государство»: «Государство лучше всего устроя-ется и хранится, будучи основано и связано верой и проч­ным согласием, когда все люди любят общее благо. Высшее же благо есть Бог».

Соотношение государства и церкви. Наряду с такими функциями государства, как обеспечение правопорядка и защита граждан от внешней агрессии, христианское госу­дарство должно помогать церкви бороться с ересью — тако­ва, считал Августин новая функция государства.

Обоснование рабства. Рабство — это наказание за грех: «Грех — первая причина рабства, и это бывает не иначе как по суду Божию, у которого нет неправды». В основе раб­ства — грех библейского Хама, сына Ноя. Однако Августин допускал, что источником рабства отдельных людей может быть военный плен.

Таким образом, Августин предложил обосновывать раб­ство не ссылкой на природу, как это делал Аристотель, и не ссылкой на право народов, как это делал римский юрист Ульпиан, а ссылкой на греховную природу человека. Чело­век, став рабом греха, заслуживает того, чтобы стать рабом другого человека. Так, если бы не было первородного греха Адама, государства могло и не быть. Государство для Авгу­стина — это институт условно-необходимый.

В отличие от Аристотеля, для которого человек — суще­ство политическое, которое должно жить в государстве, Августин воспринимает государство лишь как промежу­точный момент человеческого паломничества на земле.

В отличие от Цицерона, для которого республика как дело народное существует тогда, когда она управляется хо­рошо и справедливо одним, немногими или всем народом, Августин считал, что истинная справедливость существует только в Граде божием: «Истинной справедливости нет нигде, кроме той республики, основатель и правитель кото­рой — Христос, если и эту последнюю угодно называть рес­публикой, так как нельзя отрицать, что и она — народное дело».

В сочинении о государстве, объясняя, что есть правовое соглашение, Цицерон доказывает, что без справедливости

не может быть и республики — где нет истинной справед­ливости, там не может быть и права. Соглашаясь с этой ар­гументацией, Августин придает ей новый смысл: «Спра­ведливость есть, конечно, та добродетель, которая каждому воздает то, что ему следует; а если так, то какая же справед­ливость там, где человека отнимают у Бога и предоставля­ют его нечистым демонам? Это ли значит воздавать каждо­му то, что ему следует? Ведь тот, кто отнимает усадьбу у купившего ее и передает ее тому, кто не имеет на нее ника­кого права, несправедлив; а кто сам себя изъял из-под влас­ти Бога, сотворившего его, и служит злым духам, тот разве справедлив?».

Следовательно, Августин обусловливал истинную спра-иедливость признанием истинного Бога. Если сопоставить :)то положение с его представлением о том, что государ­ства, не обладающие Божьей справедливостью, лишь раз­бойничьи шайки, то можно сделать заключение, что все не­христианские государства, кроме древнееврейского, не заслуживали в его глазах иной оценки.

Главным достоинством государства, главным призна­ком, отличающим государство от разбойничьей шайки, яв­ляется присущее государству стремление к миру: «Так ве-л ико благо мира, что даже в земных и бренных делах нет ничего приятнее мира для слуха, нет ничего достойнее для желания, ничего лучшего нельзя приобрести».

Устанавливая мир, государство становится звеном ми­рового порядка: «Мир тела — в соответствии его частей; мир души бессознательной — угомон страстей; мир души разумной — гармония между разумом и волей; мир домаш­ний — согласие членов семьи в повиновении общему авто­ритету; мир государства — установленное согласие граж­дан по отношению к власти и повиновению; мир небесного царства — самое гармоническое и согласнейшее общение с Йогом и взаимно в Боге».

Итак, земной мир — необходимое условие для достиже­ния высшего назначения человека, а мир как высшее благо обеспечивается государством и составляет назначение и иысшую цель государства.

* * *

Учение христианского мыслителя Августина стало заметной вехой в развитии политико-правовой идеоло­гии.

58