Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Марченко.Мачин.ИППУ.doc
Скачиваний:
180
Добавлен:
20.11.2019
Размер:
3.41 Mб
Скачать

466 Глава 25. Политические и правовые учения на Западе...

Три измерения права. Паунд понимает право как:

  1. правопорядок, т.е. режим установленных отношений, поддерживаемый систематическим применением принуж­ дения со стороны государства;

  2. совокупность нормативно-правовых актов (законода­ тельство штата Невада и т.д.);

  3. процесс отправления правосудия, который может осу­ ществляться либо на основе второго понимания права, либо самостоятельно («юстиция без права»: суд творит но­ вое право, не будучи связан ни законом, ни прецедентом).

Приверженности судей «механической юриспруденции», которая предпочитает логическую дедукцию из заранее оп­ределенных правовых понятий, игнорируя современную действительность «индустриального общества», Паунд противопоставляет судебный процесс — гибкий и чуткий к потребностям жизни. Значительно сильнее, чем абстракт­ные правовые нормы, на фактическое поведение людей воз­действуют судейские решения, принимаемые в зале судеб­ных разбирательств.

Классификация права. Паунд различает:

  • «право в книгах» (законодательство);

  • «право в действии» (правопорядок, судебный и адми­ нистративный процессы).

* * *

Правовые взгляды Роско Паунда снискали ему репута­цию одного из наиболее авторитетных представителей со­циологической юриспруденции в США и получили широ­кий резонанс среди американских судей.

25.4. Реалистическая школа права в США

Эпоха. Реалистическая школа права возникла в 1920-е гг. и имела популярность между двумя мировыми войнами. Ее появление связано с расширением судейского усмотрения и представлением о том, что закон — не более чем материал, предоставленный в распоряжение судей. Очевидным был также факт логической неопределенности прецедентов, что позволяло судьям находить обоснование для противополож­ных решений.

Содержание правовой теории «реалистов». Школа правового реализма — это теоретическая оппозиция школе

467

25.4. Реалистическая школа права в США

юридического позитивизма. Представители школы юриди­ческого позитивизма понимают право как законодательство, которое состоит из общих правил, а судебные решения — как предсказуемые результаты применения законодатель­ства в суде.

Представителям школы правового реализма присуще скептическое отношение к «нормам на бумаге». Право для них состоит не из правил (закон и прецедент — это всегда правила), а представляет собой деятельность лиц по разре­шению конфликтов, а также решения судей и других адми­нистраторов по конкретным делам.

Логическое основание политико-правового учения. «Реалистов» интересует бихевиористский (поведенчес­кий) подход к праву, поэтому они переносят центр право­вых исследований на изучение поведения судей и других должностных лиц административного аппарата. Согласно теории бихевиоризма поведение человека есть совокуп­ность реакций организма на раздражители внешней среды. «Реалисты» рассуждают по аналогии: если медицина — это деятельность врача, который лечит больного, то право, если оно претендует на социальный эффект, должно рассматри­ваться как деятельность лиц, которая направлена на разре­шение конфликтов.

Различают два варианта правового реализма:

  1. умеренный (Карл Ллевелин);

  2. крайний (Джером Фрэнк).

Ллевелин Карл Никерсон (1893-1962)— американ­ский правовед, испытал на себе влияние идей Роско Паун­да. Был руководителем проекта по созданию Единообраз­ного торгового кодекса США. автор работ по социологии права, й также по организации адвокатуры и профессио­нальной ответственности адвокатов.

Основные работы: «Немного реализма о реализме» (1931); «Право и социальные науки» (1949).

Содержание политико-правового учения. К. Ллевел-лин признает наличие норм права («бумажных норм», со­держащихся в законах и прецедентах), но считает, что суд может принимать их во внимание или игнорировать. Уве­ренности норма права не дает.

■< Ллевеллин выражал «скепсис по отношению к нормам». Он сводил понимание права к правоприменительной дея­тельности и ее результатам: «Действие, относящееся к сфе­ре споров, являются сферой права. И люди, которые осу-

16*

468 Глава 25. Политические и правовые учения на Западе...

ществляют это действие, например судьи, шерифы, клер­ки, тюремщики или адвокаты, являются официальными выразителями права. То, что эти официальные лица ре­шают в отношении споров, и есть, по моему мнению, само право».

Фрэнк Джером (1889-1957) — американский юрист, с 1940 г. был судьей Апелляционного суда США второго ок­руга.

Основная работа: «Право и современное сознание» (1930).

Содержание политике-правового учения. Свою кон­цепцию характеризовал как «конструктивный скепти­цизм». Для Фрэнка характерен «скепсис по отношению к фактам», которые будет учитывать судья при рассмотре­нии дела: «Доказательствами служат устные и противоре­чивые показания, что и происходит в большинстве судеб­ных процессов». Фрэнк здесь имеет в виду показания свидетелей. Свидетели, как и все люди, склонны заблуж­даться: «Часто ошибаются в отношении того, что они виде­ли и слышали, либо в своих воспоминаниях об увиденном, либо в пересказе своих воспоминаний на суде».

Судьи, как и присяжные, могут иметь предвзятые мне^ ния, зачастую бессознательные, неизвестные им самим. Эти предвзятые мнения могут быть в отношении адвоката или одной из сторон процесса. Они могут носить характер расового или религиозного неприятия.

У присяжных и судей могут быть бессознательные сим­патии и антипатии по отношению к женщинам (незамуж­ним, рыжим или брюнеткам); мужчинам с низким голосом; тем, кто в очках с толстыми стеклами, тем, у кого нервный тик. Судья решает конкретное дело на основе не правовых норм или других логических доводов, а руководствуясь ин­туицией, чувством симпатии или антипатии, иррациональ­ными импульсами, т.е. факторами «глубинной психоло­гии».

Ссылка на норму — это лишь дань мифологическим пере­житкам о праве как стабильной нормативной системе, и дела­ется она уже после того, как решение фактически созрело в сознании судьи. В связи с этим право может варьироваться в зависимости от личности судьи, которому выпал случай ре­шать дело; всегда носит оттенок неопределенности.

Идеал Фрэнка — «совершенно взрослый юрист», кото­рый не нуждается в авторитете и культивирует конструк-

25.5. Неотомистская теория права Жака Маритена 469

тивное сомнение, помогающее ему развивать право в соот­ветствии с требованиями развивающейся цивилизации.

Фрэнк различает:

S действительное право, под которым понимается со­стоявшееся судебное решение;

S вероятное право, т.е. предполагаемое судебное реше­ние.

«Реалисты» показали, что судебный процесс часто явля­ется субъективным и непредсказуемым и подчеркнули ог­раниченность правовых норм в качестве средств, однознач­ным образом определяющих судебное решение.

25.5. Неотомистская теория права Жака Маритена

Маритен Жак (1882-1973) — французский религиоз­ный философ, представитель неотомистской теории права.

Эпоха. Первая и Вторая мировые войны. Создание международных институтов, призванных защитить права человека (ООН, Всеобщей декларации прав человека и др.). все это обусловило обращение католического филосо­фа Маритена к проблеме прав человека.

Биография. Ж. Маритен родился в протестантской се­мье, но затем принял католичество. В 1899 г. поступил в Сорбонну, где изучал естествознание и философию. В уни­верситетские годы увлекался философскими теориями: христианским социализмом Ш. Пеги, интуитивизмом А. Бергсона, религиозными идеями Л. Блуа, под влиянием которого в 1906 г. принял католическую веру. Книга Фомы Аквинского «Сумма теологии», прочитанная Маритеном в 1910 г., произвела переворот в его сознании.

Многие годы Маритен посвятил преподавательской и по­литической деятельности: читал лекции не только во Фран­ции, но и в США, Англии, Канаде. С 1940 по 1945 г. — про­фессор Принстонского и Колумбийского университетов. Затем в течение нескольких лет — посол Франции в Ватика­не. В 1948-1960 гг. — вновь в Принстонском университете. Основные работы: «Первенство духовного» (1927); «Интегральный гуманизм» (1934); «Права человека и есте-

470 Глава 25. Политические и правовые учения на Западе...

ственный закон» (1942); «Христианство и демократия» (1943); «Принципы гуманистической политики» (1944); «Человек и общее благо» (1947); «Человек и государство» (1951); «Философия морали» (1960).

Логическое основание политико-правового учения. Правовое учение Фомы Аквинского и философские уче­ния XX в. (экзистенциализм и др.).

Вслед за Фомой Аквинским, Маритен считал, что есте­ственное право восходит к вечному Божественному закону (lex aeterna), который является идеальным рациональным планом управления миром, замыслом Бога, которому под­чинено все то, что не божественно, и согласно которому мыслящее существо несравнимо выше, чем другие Божьи сознания: «Естественное право есть закон лишь потому, что оно сопричастно Вечному Закону».

Содержание политико-правового учения. Понятие ес­тественного права и проблемы его познания. Маритен по­ставил перед собой цель вписать вопрос о естественном праве в современную для него философскую мысль XX в., опираясь на правовое учение католического философа XIII в. Фомы Аквинского.

Маритен дистанцируется от понимания естественного права школами:

  • юридического позитивизма. Для представителей шко­ лы юридического позитивизма (Джон Остин и др.) есте­ ственное право представляется лишь метафорой;

  • рационалистического естественного права. Для пред­ ставителей школы рационалистического естественного права (начиная с Гуго Гроция) естественное право — это реальность, открытая для своего понимания человеческим разумом.

Маритен рассматривает естественное право с онтологи­ческой и гносеологической точек зрения.

С онтологической точки зрения естественное право — это правила человеческого поведения, которые обусловле­ны одинаковой человеческой природой и совместимы с ней. Раскрывая понятие человеческой природы, Маритен утверждал: «Человек есть существо, наделенное разумом»; он «имеет цели, которые с необходимостью соответствуют его сущностной конституции и которые одинаковы для всех».

Естественное право обеспечивает нормальное функцио­нирование человеческого рода. Все многообразие правил