Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
учебник Философия Кохановский В П.doc
Скачиваний:
280
Добавлен:
06.02.2015
Размер:
14.77 Mб
Скачать

4. «Дольний мир» - бытие без Бога

«Человек нуждается в Боге» — сей старый тезис обрел впоследние годы новую популярность в нашей стране, и это,наверное, не удивительно, ибо после долгого периода гоне-ний церковь возрождается и все более берет в свои рукидуховные браздц. «Человек нуждается в Боге».-утвержда-ют журналисты, писатели, политические комментаторы, го-ворят об этом утром и вечером: страстно и прочувствованно,постепенно создавая иллюзию, будто народ, более семи де-сятилетий проживший в атмосфере безбожия, на самом делепылко религиозен.

Почитаешь, послушаешь, и кажется, будто россиянинконца XX в. только и думает о потустороннем, пост и мо-литва — его любимейшее времяпровождение, а истовая ду-ховная приверженность Господу до .сегодняшнего дня про-сто вынужденно таилась и скрывалась под маской официоз-ного атеизма. Выглядит эта картина, конечно, эффективно,тем более, что разрушает привычную надоевшую парадиг-му, и все же, если не гнаться за «злобой дня», стоит при-знать: массовое сознание на самом деле в большинстве сво-ем безбожно, безрелигиозно, и его «обмирщенность» имеетгораздо более глубокие причины, нежели политическое на-силие и атеистическая пропаганд?!

Если исследовать сознание не только как исторический,но и как онтологический феномен, то окажется, что в немвсегда, во все времена и эпохи существует некий мирской,профаниый пласт. Это мысли, чувства и переживания лю-дей, непосредственно связанные с их повседневным бытием,с физическим и социальным выживанием, с обыденными за-ботами и земными радостями. Профанный пласт включает всебя все: от культурных 'форм обеспечения физиологиче-ских нужд до высоких межличностных и общественных пе-реживаний (любовь, дружба, патриотизм, политическиестрасти и т. д., и т. п.). Бог заглядывает в этот регион на-шего внутреннего мира в основном Как помощник и совет-чик. А порой не заглядывает вовсе, ибо верующий, честновыполняя обряды, оставляет за собой полную свободу в

403

мирских делах и в их оценке. Считая себя приверженцемтой или иной веры, человек нередко ведет себя в практиче-ской сфере как атеист, чисто по-людски «отделываясь» отзапределыгости покаянной молитвой и мелким житейскимжертвоприношением.

Такое сугубо мирское отношение к потустороннему нахо-дит выражение в народной речи, изобилующей поговоркамитипа: «На Бога надейся, а сам не плошай», «Богу — богово,кесарю — кесарево», «Не согрешишь,— не покаешься, не по-каешься,—не спасешься», «Твои слова —да Богу в уши» ит. д. Собственно говоря, процесс секуляризации, которыйхарактерен для XX в., явился во многом просто выведениемна поверхность этих обыденных прагматических взглядов,латентно содержащихся в реальном сознании и поведениитысяч людей, искренне называющих себя верующими. Боги потустороннее занимают первое место и оказывают реаль-ное влияние на жизнь лишь весьма узкого круга: подвижни-ков, аскетов, отшельников, монахов, святых. Оттого они исвяты, что до зыбкой паутинки истончили пласт повседнев-ных мирских забот и интересов.

Основной постулат объективно существующего наивно-материалистического сознания прост, хотя из него делалисьи делаются очень разные нравственные и житейские выво-ды. Его можно сформулировать так: «Этот эмпирический,данный мне в каждодневном опыте мир — единственная ре-альность, известная мне непосредственно и достоверно. По-тому в своем практическом поведении я поступаю, исходяиз единственности наличного мира, где для выживаниянужны материальные блага, где практически невозможноигнорировать требования чувственности, а человек смертени умирает навсегда».

Разумеется, данная формула не претендует на полноту.Здесь лишь вкратце обозначается содержание тех важней-ших установок, которыми руководствуется нормальный че-ловек в повседневном поведении: заботится о хлебе насущ-ном, не пытаясь быть «как птицы небесные», горюет обумершем, забывая о вечности души, увлеченно трудится, несчитая свой пот расплатой за Адамов грех, и даже в молит-вах просит о делах житейских — об урожае, о здоровье, оземной чувственной любви. Живущий неизбежно погруженв жизнь с ее грехами, огрехами, текучестью, и потому построю своего внутреннего мира темпорален, изменчив, неаб-солютен, даже если в помыслах искренне тяготеет к Боже-ственному. В сознании человека, «мир дольный» (земной)преобладает над «миром горним» (небесным), ибо властно

404

диктует свои правила игры. Мысли .и чувства, обращенныек земному, материальному, выступают неопределимым ус-ловием и самого выживания человека как телесного сущест-ва, и проживания им его посюсторонней судьбы.

Долгие столетия постулат наивно-материалистическогссознания был совершенно не очевиден для большинства лю-дей, поступающих в соответствии с ним, хотя философыосознали его уже в древности. Однако в середине XIX в. нафоне широкого подъема образованности и развития естест-венных наук, заявляющих о материальности мира, он всеболее выносится из сферы массовой интуиции на рефлек-сивный уровень, обсуждается не только в философской, нои в литературной среде, гласно 'сравнивается с религиозны-ми представлениями. Установка <ш<7 жизнь» для многихлюдей становится сознательной, продуманной, к тому жеона активно подкрепляется авторитетом естествознания.Стихийно-материалистическое сознание смыкается с ате-истическим теоретизированием, порождая две во многомпротивоположные морально-психологические ориентации(хотя обе они враждебны религиозной обращенности к по-тустороннему). Это разные трактовки положений «жизньсамоценна» и «смерть абсолютна».