Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекции по общей хирургии.doc
Скачиваний:
46
Добавлен:
27.09.2019
Размер:
1.16 Mб
Скачать

17.4. Легочно-сердечная реанимация

Включает в себя сочетанное проведение ИВЛ и массажа сердца в соотношении 1:4 (один вдох, четыре пролапса). В условиях отделения реанимации проводят полный комплекс интенсивной терапии, указанный выше.

17.5. Показания для прекращения реанимации

На догоспитальном этапе показанием для прекращения реанимационного пособия является неэффективность их проведения в течение 5 минут и формирование признаков биологической смерти (см. курс «Судебная медицина»). В клинической практике пользуются теми же признаками: отсутствие пульса на крупных артериях, артериального давления, болевой чувствительности, максимальное расширение зрачков, отрицательный роговичный рефлекс, тусклость и сухость склер, признак Белозлазова (феномен «кошачьего глаза» - при боковом сдавливании глазного яблока у трупа зрачок приобретает овальную форму, у живого человека форма зрачка не меняется. Достоверными признаками являются: снижение температуры тела, появление трупного окоченения и пятен.

Очень сложным в этическом, моральном и юридическом плане является вопрос о прекращении реанимации в период социальной смерти, т.е. при полной гибели головного мозга, но при сохраненной сердечной деятельности (заместительное дыхание современная аппаратура позволяет поддерживать длительное время). Проблема дискутабельна и определяется бесперспективностью проводимых мероприятий. По сути дела, сотрудники отделений реанимации вынуждены производить реанимацию (синонимы: «эвтаназия», «эйтаназия», т.е. убийство). Хотя это положение, с развитием трансплантологии и необходимостью забора органов для пересадки, бесперспективностью проводимой реанимации, огромных материальных затрат, тяжелого эффекта для сотрудников отделений и родственников больного, получило понятие «право на смерть».

Но реанимация должна проводиться по строгим показаниям. Главным условием является только письменное согласие родственников пациента на эвтаназию, заверенное юридически (нотариусом). Решение об окончательной гибели мозга должно приниматься коллегиально, на уровне консилиума в который входят: главный врач (или начмед), реаниматолог, невропатолог (или нейрохирург), терапевт, патологоанатом.

При этом, кроме обще клинического и неврологического исследования и записи электроэнцефалограммы в течение 10 минут, должны быть проведены 3 функциональные пробы, подтверждающие гибель коры головного мозга:

1) холодовая проба - в ухо вливается 1 мл воды 18-20 градусов и прослеживается движение глазных яблок, при гибели коры головного мозга они остаются неподвижными;

2) проба с бемегридом - во время записи электроэнцефалограммы внутривенно вводится 25-50 мг бемегрида и в течении 10 минут прослеживается изменение характера ЭЭГ при гибели мозга изменений не отмечается;

3) проба с атропином - внутривенно вводят 0,5-1,0 мг атропина и следят за частотой пульса, отсутствие его учащения в течение 2-3 минут свидетельствует о полной гибели центральной нервной системы.

При всех отрицательных пробах принимается решение об отключении дыхательной аппаратуры и проведении реанимации. По показаниям, у такого пациента могут быть взяты органы для трансплантации.

Стресс и гипоксические поражения всех органов и тканей, а также сами реанимационные мероприятия, формируют, так называемую, «постреанимационную болезнь», которая в большинстве случаев, по тяжести повреждений и осложнений, превосходит основное заболевание, вызвавшее смерть, и определяет повторный летальный исход.