Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Уголовное П. Общая.doc
Скачиваний:
163
Добавлен:
02.05.2015
Размер:
3.44 Mб
Скачать

Глава 3. Уголовно-правовая социология

§ 1. Уголовно-правовая социология: понятие и содержание

В познании происходящих в обществе объективных процессов и выработке научно проверенных рекомендаций (особенно в области борьбы с преступностью) для всех уровней управления важное место в ряду общественных наук принадлежит социологии. Об актуальности социологии права (прямо или опосредованно) говорит международная и отечественная практика, а также многие труды российских ученых.1 Наметившаяся тенденция игнорирования раздела «Социология уголовного права» в учебной литературе за последние десятилетия в области уголовного права привело (отчасти) к кризису уголовной политики в России.

Термин «социология» происходит от лат. «societas» (общество) и греческого «locos» (слово, учение). В самом общем смысле этого понятия социология есть наука об обществе. Естественно стремление понять, осмыслить общество, в котором живут и действуют люди, равно как и выразить свое отношение к нему, было свойственно человечеству на всех этапах его истории. Поэтому каждый крупный мыслитель прошлого в рамках своей философской системы выражал и свои собственные взгляды.

Само понятие «социология» было введено в научный оборот французским философом Огюстом Контом в 30-е годы ХIХ столетия. Выдвигая требование верности фактам доверия к «позитивным» знаниям, О. Конт в сущности отрицал философию как самостоятельную науку, ее материалистическое значение. Провозглашенная им «позитивная философия» сводилась к задаче простого суммирования общих выводов отдельных частных наук. Этот же принцип распространялся Контом и на социологию, роль которой он отграничивал задачами наблюдения над фактами и процессами общественной жизни, их описания и самой поверхностной систематизации, принципиально отвергая философское осмысление этих процессов, «схоластику» и «метафизику». Провозглашая на словах необходимость социологии как науки об обществе, Конт сводил ее к эмпирии и тем самым лишал истинно научного достоинства.

В связи с этим в последующем разработчики – ученые, совершенствуя учение Конта, разработали ряд методологий, в том числе и историко-материалистическую методологию социального познания, которая и является единственной научной методологией, отвечающей объективным законам самой социальной действительности. Как в свое время отмечал Г. Плеханов, объективный социолог – это человек, основывающий свои расчеты на данном законосообразном ходе общественного развития. Субъективный же социолог изгоняет законосообразность во имя «желательного», и потому для него не остается другого выхода, как уповать на случайность.

Таким образом, только через анализ конкретно-исторической ступени развития общества можно постичь его реальную сущность, через исследование отношений и действий реальных личностей конкретной эпохи выявить действительную природу человека и через познание определенных исторических процессов вскрыть общие закономерности социального прогресса.

В лоне юридических дисциплин изучение социальных явлений диктовалось и диктуется тем фундаментальным обстоятельством, что право – это определенная форма общественных отношений. Социальные явления и отношения – это не просто внешний контекст для права (и соответствующей юридической трактовки государства), а то реальное, фактическое содержание, которое опосредуется, упорядочивается и оформляется через регуляцию людей в их общественных отношениях определенными правовыми и государственно-правовыми формами, нормами, правилами, принципами. В связи с этим В.В. Лапаева считает, что без надлежащего предварительного познания характера, смысла и особенностей содержания регулируемых общественных отношений невозможно и сколько-нибудь осмысленное, целенаправленное и результативное их регулирование.1 О важности и актуальности социологии права пишет и Н.С. Тимашев: «Социологический подход с необходимостью образует своего рода дополнение к аналитическому, историческому, сравнительному или теоретическому исследованию правовых норм, поскольку невозможно создать систему знания, которая в точности сочетала бы в себе формальное изучение норм и казуальное изучение человеческого поведения в связи с этими нормами».2

Социология тесным образом связана с различными общественными науками, в том числе и правовыми. Правовые науки изучают юридические нормы, законодательство, закрепляющее отношения между классами и регулирующее социальное поведение людей. Естественно, что, изучая межклассовые и внутриклассовые отношения, социальные действия масс и личностей, социология должна опираться на данные этих наук.

Связь науки с практической жизнью в сфере юридических исследований осуществляется по нескольким направлениям: выявление актуальных потребностей практики правоохранительных органов и других юридических учреждений; изучение общественного мнения о праве; анализ эффективности принятых законов и иных нормативных актов; наконец, внедрение рекомендаций ученых в правотворческую и правоприменительную практику.

Вопросам социологии и права уделяли внимание ряд виднейших ученых России: Ю. Антонян, А. Герцензон, П. Дагель, И. Карпец, В. Коган, Л. Спиридонов, П. Тоболкин и А. Яковлев и др. Особое место среди них занимают научные труды Л.И. Спиридонова, который, исходя из общих определений социологической науки, дает приемлемое толкование и определение социологии права – это относительно самостоятельное направление (аспект, сторона) правовой науки, изучающее правовые институты и нормы в социально – экономической обусловленности, в процессе их функционирования и в связи с их социальной эффективностью.

Намеченный подход дал возможность автору на фундаментальной основе диалектического учения с достаточной полнотой и научной глубиной рассмотреть наиболее важные вопросы одной из отраслей права – уголовного права. Оно, как справедливо отмечает Л. Спиридонов, представляет собой наиболее острую форму юридического воздействия на общественные процессы и потому отражает многие существенные проблемы социальной жизни и юридической практики. Наиболее фундаментальной его работой является монография под названием «Социология уголовного права». Им были обоснованы основные моменты по социологии уголовного права. В частности, отмечается, что современная юриспруденция, сосредоточиваясь преимущественно на изучении права как совокупности изданных государственных норм, еще не стала в полной мере научной основой управления общественными процессами в сфере правопорядка. Преодоление известной односторонности юридической теории – возможно, прежде всего, за счет ее «социологизации».1

Социологический подход к исследованию права предполагает изучение юридических явлений, по крайней мере, в трех основных направлениях.

Первое – исходное, где исследования охватывают изучение трех особенностей социально-экономических условий жизни и которые требуют юридического регулирования общественных отношений в уголовно-, гражданско-, административно-правовой и других формах. Здесь получают свое материальное обоснование все юридические институты и нормы. Иными словами, в ходе исследования, проводимого в этом направлении, выявляются потребности общества в определенном виде правового регулирования и происходит объяснение выбора юридических средств и удовлетворения. Если такое исследование проводится в рамках общей теории права, то его результаты представляют как теоретическое обоснование системы права, отрасли которой должны, в общем и целом, соответствовать видам общественных отношений и отвечать специфическим социальным потребностям их участников. Если же подобное изучение проводится в рамках отраслевой юридической науки, то его результаты – научная база для обоснования структуры кодекса.

Второе направление охватывает исследование социального, социально-психологического и юридического механизмов действия правовой нормы. Изучение социального и социально-психологического механизмов предполагает определение соответствующих факторов, влияющих на исполнение юридических норм, и построение ряда поведенческих моделей, которые позволяют исследовать совокупное действие всех этих социально и юридически значимых факторов, сведенных в единую систему. Его результаты служат теоретической базой для научно обоснованных рекомендаций правоприменительным органам и для совершенствования законодательства путем обогащения его социального содержания за счет отражения в правовых нормах экономических, политических, социально-психологических и других моментов. В свою очередь, исследование юридического механизма ведет к созданию теоретического фундамента для улучшения структуры самих правовых норм, более четкого выражения их юридического содержания путем уточнения прав и обязанностей участников правоотношений и для рационализации законодательной техники.

Третье, основное направление включает изучение эффективности правовых норм, в процессе которого выявляется достаточность или недостаточность юридических средств, избранных для достижения поставленных социальных целей. Все это убеждает в том, что социологические моменты пронизывают все основные направления юридического исследования. Более того, поскольку социально-экономические условия объективно являются первичными, определяющими по отношению к праву (право обусловлено ими, оно выступает как средство упрочения классового господства во всех сферах общественной жизни, как способ охраны и закрепления господствующего в данной социально-экономической формации типа общественных отношений), постольку социологические моменты играют ведущую роль и при теоретическом усвоении юридической действительности. Отсюда ясно, почему в любой юридической науке можно и должно выделить социальную сторону, ее социологическое содержание и почему право стало предметом не только юридических наук, но и исторического материализма.

Социальную сторону юридической науки – ее социологическое содержание, изучая которое юрист пытается познать правовые институты в их материальной обусловленности, – в большинстве случаев называют социологией права. Когда же право рассматривается как предмет исторического материализма, то есть как предмет общей социологической теории, тогда соответствующая таковому аспекту правовая теория выступает в качестве частной социологической теории, или, в соответствии с современным словоупотреблением, в качестве социологической теории конкретного уровня. При этом социология права, составная часть юридической науки, делает акцент на социальных аспектах права, играющего здесь роль относительно самостоятельного общественного явления. Частная же социологическая теория, исследующая юридические явления в рамках общей социологической теории, сосредоточивает свое внимание на праве как социальном институте в его связях с другими социальными институтами (экономикой, политикой, культурой, нравственностью и т.п.).

Эти два, казалось бы, разных подхода соответствуют реально сложившимся направлениям социально-правовых исследований, которые проводятся в рамках исторического материализма и юриспруденции. Логично предположить, что в будущем юридическая наука не только включит в себя социологию права, но одновременно выступит в роли частной социологической теории конкретного уровня, входящей в состав исторического материализма – социологической теории высшего уровня.

Обогащение содержания юридической науки за счет социологии отнюдь не умаляет значения ее собственно юридических элементов. Проникновение в правоведение социологического начала лишь предполагает, что собственно юридические формы будут все в большей степени рассматриваться в процессе их функционирования в обществе, в связи с их общественно-экономической обусловленностью и социальной эффективностью. Однако и в предельно теоретической ситуации, при полном проникновении социологии в юридическую науку, в последней всегда сохраняется некоторый «остаток», который к социологии сведен быть не может.

Поскольку право как такового не существует, выводы общей теории – это суть обобщения, которое получено при исследовании эмпирических юридических явлений, могущих входить в предмет любой отраслевой науки. Все сказанное о социологии права относится и к социологии уголовного права. В системе правоведения социология уголовного права – есть направление (аспект, сторона) науки уголовного права, которое рассматривает уголовно-правовые институты и нормы в их социально-экономической обусловленности, в процессе их функционирования в обществе и в связи с их социальной эффективностью.

Таким образом, уголовно-правовая социология представляет собой область научных исследований в уголовном праве, которая раз­ра­батывается путем конкретно-социологических методов с целью раскрытия социальных истоков, содержания и последствий действия уголовного права в его взаимосвязи с регулируемыми им смежными общественными отношениями.

Профессор Л. Спиридонов к предмету уголовно-правовой социологии относит:

1. Общественные отношения, рассматриваемые с точки зрения возможности покушения на них отдельных членов общества;

2. Процесс функционирования уголовно-правовых норм в обществе, то есть механизм их действия;

3. Социальные результаты действия норм уголовного права, то есть их эффективность.1