Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Уголовное П. Общая.doc
Скачиваний:
163
Добавлен:
02.05.2015
Размер:
3.44 Mб
Скачать

Глава 10. Субъект преступления

§ 1. Понятие субъекта преступления

Одним из субъективных элементов преступления является субъект преступления. По действующему уголовному законодательству субъектом преступления признается лицо, совершившее запрещенное уголовным законом общественно опасное деяние (действие или бездействие) и способное нести за него уголовную ответственность. Субъект преступления – это такой элемент преступления, без которого невозможна уголовная ответственность.

Любое преступление является разновидностью антиобщественного поведения человека. В то же время деяние может быть признано преступным только в том случае, если оно совершено лицом, обладающим набором предусмотренных законом признаков. Так, преступление не может быть совершено животным, механизмом, малолетним и иными лицами, не обладающими обязательными свойствами, предусмотренными статьями Общей и Особенной частей Уголовного кодекса. В силу этого необходимым элементом состава является субъект преступления, т.е. лицо, обладающее всеми предусмотренными законом признаками.

Значительный вклад в вопросы теории и методологии по проблеме субъекта преступления внесли ученые Я.М. Брайнин, И.И. Карпец, В.Н. Кудрявцев, Н.Ф. Кузнецова, Н.С. Лейкина, Р.И. Михеев, В.С. Орешкина, В.Г. Павлов, А.А.Пионтковский, А.Н. Трайнин, и др.

В соответствии с уголовным законом России (ст.19-20 УК) уголовную ответственность может нести человек, виновный в совершении общественно опасного и противоправного деяния и лишь в пределах, установленных уголовным законом. Это положение способствует соблюдению принципа ответственности лица, совершившего преступление, только за свою вину и принципа законности в уголовном праве.

Для признания лица, совершившего общественно опасное деяние, субъектом преступления необходимо установить, что оно по своему психическому состоянию и возрасту имело возможность правильно ориентироваться в происходящих событиях и явлениях окружающей действительности. Только человек, который, совершая преступление, осознает смысл и общественное значение своих действий и способен руководить своими поступками, признается субъектом преступления. По мнению Б. Спасенкова, проблема вменяемости — есть одна из наиболее сложных и малоизученных в уголовно-правовой науке. Российский уголовный закон не содержит законодательного определения вменяемости, раскрывается лишь вторичное понятие невменяемости. По его мнению, уголовной ответственности подлежит лицо, которое во время совершения преступления находилось в состоянии вменяемости, то есть было способно к осознанно волевому поведению.1

Значение субъекта преступления определяется рядом обстоятельств. Во-первых, необходимо отметить, что указанный элемент является обязательным для любого состава преступления, отсутствие любого из признаков субъекта исключает преступность совершен­ного деяния и, как следствие, возможность наступления уголовной ответственности.

В ряде случаев признаки субъекта преступления способствуют разграничению преступлений. Например, коммерческий подкуп (ч. 3 ст. 204 УК РФ) отличается от получения взятки (ст. 290 УК РФ) по субъекту: в первом случае это лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, а во втором – должностное лицо. Кроме того, особенности личности виновного могут напрямую влиять на квалификацию содеянного. Так, в соответствии с ч. 4 ст. 34 УК РФ лицо, не являющееся специальным субъектом преступления, указанным в статье Особенной части Уголовного кодекса, участвовавшее в совершении преступления, предусмотренного этой статьей, не может нести ответственность в качестве исполнителя и может быть признано только организатором, подстрекателем или пособником.

Ряд признаков субъекта преступления существенным образом влияет на степень общественной опасности содеянного и, как следствие, на вид и размер назначаемого наказания. В постановлении Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о посягательстве на жизнь, достоинство и здоровье работников милиции, народных дружинников и военнослужащих в связи с выполнением ими обязанностей по охране общественного порядка» от 24 сентября 1991 г. указывается, что при назначении наказания необходимо исключить как случаи необоснованного лишения свободы лиц, впервые совершивших преступление, положительно характеризующихся в быту и на производстве, которые могут исправиться без изоляции от общества, так и случаи назначения неоправданно мягких мер наказания к лицам, ранее судимым и вновь совершившим преступление при обстоятельствах, отягчающих ответственность.2

Свойства личности виновного могут иметь и иные правовые последствия: препятствовать освобождению от уголовной ответственности, условному осуждению, условно-досрочному освобождению от отбывания наказания, обусловливать применение принудительных мер медицинского характера в виде лечения от алкоголизма или наркомании и т.п.

Признаки субъекта преступления позволяют раскрыть и подробно изучить особенности личности виновного (пол, возраст, социальное положение), выявив при этом общие тенденции в совершении преступлений лицами определенной категории.

Вместе с тем, вменяемое лицо может быть привлечено к уголовной ответственности лишь при достижении определенного возраста, когда оно к моменту совершения преступления обладает таким уровнем сознания, жизненным опытом, физическим и психическим развитием, которые позволяют ему правильно оценивать общественную значимость и смысл совершаемого преступления.

Таким образом, вменяемость и достижение определенного, предусмотренного уголовным законом возраста уголовной ответствен­ности являются обязательными юридическими признаками субъекта преступления. При этом субъектом преступления по действующему уголовному закону может быть только физическое лицо. В ст. 19 УК РФ установлено, что за преступные деяния несут уголовную ответственность вменяемые, физические лица, достигшие возраста, установленного настоящим Кодексом.

Юридические лица (предприятия, учреждения, организации и учреждения и т.д.) не могут быть признаны субъектом преступления и привлечены к уголовной ответственности, ибо в их действиях отсутствует субъективное условие уголовной ответственности – психическое отношение к содеянному. Если преступления совершены отдельными представителями юридических лиц (должностными лицами), то имеет место ответственность этих физических, а не их юридических лиц, они несут уголовную ответственность, а не их учреждение.

Уголовная ответственность юридических лиц предусмотрена в ряде уголовных законодательств стран Запада (США, Англия, ФРГ и др.) Русское уголовное Уложение о наказаниях 1885 года в ст. 530 также предусматривало уголовную ответственность юридических лиц и последнее дело было в 1905 г. – наложена она была на еврейское общество за укрывательство военных беглецов-евреев.

Таким образом, субъектом преступления по уголовному праву России признается физическое лицо, вменяемое и достигшее определенного уголовным законом возраста уголовной ответственности к моменту совершения преступления.

По В.Г. Павлову, проблема субъекта преступления в уголовном праве привлекала внимание российских криминологов, как в дореволюционное время, так и в советский период. В отечественном уголовном праве до сих пор существует утверждение, что субъектом преступ­ления может быть только физическое лицо – человек. Данное утвержде­ние основывается на единстве объективного и субъективного в природе возникновения преступления как юридического факта.1

В первые годы существования Советской республики интенсивно формировались органы государственной власти и издавались многочисленные законодательные акты. Данный период характеризуется бессистемностью уголовного законодательства. С введением трудовой повинности Конституцией РСФСР 1918 года появилась категория лиц, живущих на нетрудовой доход. Начинаются колебания в возрасте уголовной ответственности: Руководящие начала по уголовному праву РСФСР 1919 года устанавливают его с 14 лет, освобождают от нее невменяемых лиц; Декрет СНК РСФСР 1920 года устанавливает возраст уголовной ответственности с 18 лет; УК РСФСР 1922 года – с 14 лет, при этом лицам в возрасте с 14 до 16 лет допускалось применение мер медико-педагогического характера; УК РСФСР 1926 года практически оставил этот возраст неизменным; в 1935 году низший порог уголовной ответственности устанавливается с 12 лет за отдельные составы преступлений; Указ Президиума Верховного Совета СССР от 10 декабря 1940 года расширил перечень составов преступлений, за которые возраст уголовной ответственности с 12 лет; Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 июля 1941 года расширяет этот порог и на неосторожные преступления; Основами уголовного законодательства СССР 1958 года уголовная ответственность предусматривалась за отдельные составы преступлений с 14 лет, виновным признавался только психически здоровый человек; УК РСФСР 1960 года устанавливает общий возраст уголовной ответственности с 16 лет и расширил перечень преступлений, за которые уголовная ответственность начинается с 14 лет, специальный субъект – с 18 лет за вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность.

По действующему УК РФ, перечень преступлений, за которые наступает уголовная ответственность с 14 лет, был уточнен и даже несколько расширен следующими преступлениями: насильственные действия сексуального характера (ст.132); захват заложника (ст.206); вандализм (ст.214); приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст.267). Вместе с тем, законодателем был уточнен субъект преступления, связанный с возрастом и в других составах, когда ответственность наступает с 18 лет: половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим 16-летнего возраста (ст.134); вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления (ст.150); вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий (ст.151); торговля несовершеннолетними (ст.152); по ряду преступлений против государственной власти, когда речь идет о должностном лице и иных общественно опасных деяниях.

Таким образом, анализ отечественного уголовного законодательства позволяет сделать вывод о том, что законодатель на протяжении 80 лет постоянно обращался к уголовно – правовым нормам, определяющим признаки субъекта преступления. При этом перечень преступлений постоянно менялся, а возрастные характеристики и вопросы, связанные с уголовной ответственностью и наказанием субъекта преступления, детализировались и уточнялись на различных этапах развития государства, исходя из задач, стоящих перед ним в области борьбы с преступностью.

По уголовному праву России в качестве субъектов преступления не могут рассматриваться юридические лица, животные и неодушевленные предметы. Однако ряд уголовных законодательств мира предусматривали такую ответственность: в 1474 г. в Базеле к смертной казни путем сожжения был приговорен петух (якобы он снес яйцо); 1553 г. за государственное преступление приговорен к избиению кнутом колокол в г. Угличе (в него ударили в набат при восстании), затем сослали в Сибирь в г. Тобольск; 1710 г. во Франции был последний процесс, где осудили крыс и мышей, повредивших хлебные поля.

Юридические признаки, характеризующие субъекта преступления, неразрывно связаны с другими элементами состава преступления. Именно своими общественно опасными действиями (объективная сторона преступления) субъект причиняет ущерб объекту посягательства, действуя при этом виновно умышленно или по неосторожности (субъективная сторона преступления). Следует иметь в виду, что все признаки, характеризующие лицо, совершившее преступление, не могут быть сведены лишь к юридическим признакам субъекта преступления.

Субъект преступленияэто конкретное лицо, человек, который всегда имеет определенную социально-психологическую характеристику, так как существование человека немыслимо вне общества, с членами которого он вступил в определенные отношения. Понятие личности преступника является более широким, чем субъект преступления, поскольку включает в себя другие признаки, позволяющие человеку играть активную роль в познании и активном преобразовании мира.

В свою очередь, понятие личности преступника подчинено понятию человека вообще и от него образовано. Материалистический подход к проблеме личности означает диалектическое единство социально-психологического содержания личности. При этом для понимания особенностей личности преступника решающее значение имеет подход к нему как к социальному существу. Не природные признаки и особенности обусловливают поведение людей, а прежде всего те общественные отношения, в которых приходится действовать человеку.

Все многообразие понятия личности не может быть сведено к совокупности общественных отношений, носителем которых она является, поскольку личностные качества индивида, его индивидуальные психологические особенности существенно влияют на выбор его социальных ролей. Сознание человека реагирует на внешние условия не механически, а активно. Это проявляется в том, что внешний мир раскрывает многочисленные способы удовлетворения потребностей человека. Человек не может выйти за рамки и пределы своих возможностей, однако он может выбирать способ и характер действий, наиболее соответствующих его жизненным взглядам. Если же выбор остановится на таком характере и способе поведения, который имеет отрицательную морально-психологическую оценку, то можно говорить о наличии в психологии лица антиобщественной ориентации. Она является показателем (предпосылкой) общественной опасности личности преступника.

Общественная опасность личности преступника одна из характеристик его личности. Она не тождественна всей совокупности черт, присущих личности преступника, и характеризует последнюю лишь частично. Личность виновного «не всегда выражается в совершении преступления и никогда не выражается только в нем».1 Одинаковые по характеру и степени опасности преступления могут совершаться разными по своей общественной опасности людьми. Эти различия находят отражение в характеристике степени общественной опасности личности преступника. Для установления степени общественной опасности лица прежде всего нужно определить, какое место занимает преступление среди множества других совершаемых им социальных действий, насколько стойкими, сформировавшимися являются антисоциальные взгляды, привычки, навыки лица, приведшие его к совершению преступления.

Таким образом, общественная опасность личности преступника представляет собой антисоциальную ориентацию личности, выразившуюся в совершенном преступлении. Она выступает в качестве главной, определяющей черты личности преступника на момент совершения им преступления и слагается из общественной опасности совершенного преступления и совокупности антисоциальных свойств и качеств лица, проявляющихся в прежнем его поведении, поступках до совершения преступления.

Объем обстоятельств, характеризующих общественную опасность личности преступника к моменту привлечения к уголовной ответственности, ограничивается совокупностью необходимых признаков состава преступления. Для выбора же наказания, равно как и для освобождения от уголовной ответственности, имеют значение наряду с указанными признаками все особенности личности преступника, непосредственно не связанные с преступлением, вся совокупность свойств, характеризующих его как личность, в том числе и те, которые отражают социально-психологическую характеристику виновного. В этом проявляется соотношение понятий личности преступника и субъекта преступления.

Изучение личности преступника имеет важное значение для того, чтобы установить причины и условия, способствующие совершению преступления, а также для того, чтобы помочь избежать формирования подобной личности, а не только перевоспитать ее после совершения преступления.