Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Уголовное П. Общая.doc
Скачиваний:
163
Добавлен:
02.05.2015
Размер:
3.44 Mб
Скачать

Глава 11. Субъективная сторона преступления

§ 1. Вина как основной признак субъективной стороны преступления

Уголовные преступления отличаются друг от друга по разным признакам, в том числе и по субъективной стороне преступления, т.е. внутреннему проявлению преступления.

Преступное деяние имеет не только внешнее, но также внутреннее выражение, которое определяется свойствами субъективной стороны преступления. Поведение индивида является проявлением психических процессов, происходящих в его сознании. Важнейшим признаком человека являются его социальные свойства, благодаря которым он воспринимает общепринятые правила поведения и нормы социального общежития. Указанные установления находят отражение в его сознании, благодаря чему они осмысливаются и претворяются в жизнь. При этом любой индивид соотносит свое поведение с интересами других людей, общества и государства. Благодаря этому удается создать наиболее благоприятную и совершенную систему социальных отношений, которая позволяет в полной мере соотнести права и свободы отдельной личности и общества в целом.

В том случае, если субъект сознательно идет на нарушение общепризнанных интересов, охраняемых уголовным законом, он тем самым выражает свое негативное отношение к обществу, что свидетельствует о его повышенной опасности. Однако если лицо не осознает фактического характера своего поведения и не способно им руководить, то причинение вреда не свидетельствует о его антисоциальных взглядах и не может считаться преступным. По этой причине только осмысленное и волевое деяние признается преступлением, ибо именно оно отражает антиобщественные установки субъекта. Это позволяет исключить случаи привлечения к ответственности за невиновное причинение вреда лиц, не представляющих опасности для общества.

С учетом сказанного следует отметить, что необходимым признаком любого преступления является не только совершение общественно опасного деяния в виде действия или бездействия, но также наличие внутренней психической деятельности, которая обуславливает внешне выраженное поведение субъекта. В связи с этим обязательным элементом состава признается субъективная сторона преступления.

Значение субъективной стороны преступления состоит в том, что:

1) она – есть обязательный признак состава преступления и ее отсутствие означает исключение самого факта преступления;

2) установление всех признаков субъективной стороны преступления позволяет правильно квалифицировать само преступление, отграничивать одно преступление от другого;

3) от субъективной стороны преступления зависит индивидуализация уголовной ответственности и наказания (возможно освобождение от уголовной ответственности, условное осуждение и т.д.).

Умышленные преступления характеризуются негативным психическим отношением виновных к социальным ценностям, сознательной направленностью на причинение вреда обществу, а следовательно, и большой вероятностью причинения этого вреда. Субъектам умышленных преступлений присуща достаточно высокая степень нравственной испорченности.

В отличие от умышленных преступлений, неосторожные свидетельствуют, как правило, не об отрицательном, а о недостаточно бережном отношении виновных к социальным ценностям. Часто они носят ситуативный характер, совершаются в сфере обращения человека с различными техническими системами, когда он, оказываясь в сложной обстановке, не смог выбрать правильного решения, что приводит к наступлению общественно опасных последствий.

Изучение признаков субъективной стороны преступления позволяет еще профессиональнее квалифицировать состав преступления. Таким образом, субъективная сторона преступленияэто психическая деятельность лица, непосредственно связанная с совершением преступле1ния. Она образует психологическое, т.е. субъективное, содержание общественно опасного деяния. Поэтому субъективная сторона преступления является внутренней (по отношению к объективной) стороной преступления. Ее психологическое содержание раскрывается с помощью таких юридических признаков, как вина, мотив, цель, эмоции, представляющих различные формы психической активности, органически связанные между собой и зависимые друг от друга. Вместе с тем, вина, мотив и цель – это самостоятельные психологические явления, одно из которых не может включать в себя другое в качестве составной части. Каждый из перечисленных признаков имеет различное значение.

Вина – понятие абстрактное. Этот термин существует для отражения субъективных процессов, происходивших в сознании лица в момент совершения им преступных, а также иных любых действий, тем или иным образом нарушающих установленные правила поведения как урегулированного, так и не урегулированного нормами права.1

Вопрос о вине, как основании уголовной ответственности, был всегда стержневым в науке уголовного права. В историческом аспекте к содержанию вины подходили с различных сторон. Так, например, в 13 в. теологическая теория вину определяла как «за грех», тем самым она индивидуализировала ответственность, противостояв объективному вменению и коллективной ответственности;1 Ч. Беккариа в 18 в. обосновывал вину тем, что единственным и истинным мерилом преступления является вред;2 И. Кант и Г. Гегель рассматривали вину с позиций метафизического понятия «свободы воли»3; представление о вине как выражении психической основы личности и как «деянии, не соответствующем законам», – долго доминировало в науке уголовного права России.4 В советский период в ее содержание вносится новое понимание. Только с середины прошлого века вновь обратились к понятиям вины, отстаивая психологический подход к ее понятию.5

Вина как определенная форма психического отношения лица к совершенному им преступлению составляет ядро субъективной стороны преступления, хотя и не исчерпывает ее. Вина – обязательный признак любого преступления. Но она не дает ответа на вопросы: почему и из каких побуждений виновный совершил преступление. Это устанавливается с помощью цели и мотива, которые в отличие от вины являются не обязательными, а фундаментальными признаками субъективной стороны преступления.

Особое место в субъективной стороне преступления занимают эмоции (чувства), переживаемые лицом, совершающим преступление. Следует иметь в виду что эмоции, выражающие отношение к уже совершенному преступлению (удовлетворение или, наоборот раскаяние, страх перед наказанием) вообще не является элементом психической деятельности, имеющей место в момент совершения преступления, и поэтому не могут служить признаком субъективной стороны преступления.

Юридическое значение субъективной стороны преступления заключается:

1. Неосторожное совершение деяния, наказуемого лишь при наличии умысла, а также предусмотренные нормой уголовного права, но совершенное без указанной в законе цели (например, ст.281) или по иным, чем указано в законе, побуждениями (ст. 285).

2. Субъективная сторона преступления позволяет отграничивать друг от друга составы преступлений, сходных по объективным признакам, предусмотренные статьями 105 и 109 УК РФ, которые различаются только по форме вины; преступления, указанные в ст.281 и 263 УК, различаются по наличию или отсутствию цели подрыва экономической безопасности и обороноспособности Российской Федерации. В подобных случаях тщательный анализ субъективной стороны преступления является предпосылкой правильной квалификации.

3. Содержание субъективной стороны преступления в значи­тельной мере определяет степень общественной опасности как преступного деяния, так и лица, его совершившего, а значит – характер ответственности и размер наказания. Пленум Верховного Суда Российской Федерации неоднократно указывал на необходимость тщательно исследовать содержание и направленность умысла, мотивы и цели преступления, проводить необходимое различие между преступлениями, совершенными умышленно и по неосторожности.

Принцип ответственности только за деяния, совершенные виновно, всегда был основополагающим в уголовном праве России. В соответствии со ст. 5 УК РФ уголовной ответственности и наказанию подлежат только лица, виновные в совершении преступления, то есть умышленно или по неосторожности совершившие предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние. Принцип ответственности только при наличии вины закреплен и в уголовно-процессуальном законе России. Как видно из содержания ст. 2 УПК, одной из задач судопроизводства является обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.

Вина это психическое отношение лица к совершенному им общественно опасному деянию, предусмотренному Особенной частью Уголовного кодекса России, и его последствиям.

Элементами вины, как и всякого психического отношения, являются сознание и воля, которые в своей совокупности образуют содержание вины. Таким образом, вина характеризуется двумя моментами: интеллектуальным и волевым. Различные сочетания интеллектуального и волевого моментов образуют различные формы вины. В статьях 25 и 26 УК РФ содержится описание двух известных уголовному законодательству форм вины – умысла и неосторожности, по отношению к которым вина является родовым понятием.

Признать лицо виновным – значит установить, что оно совершило преступление либо умышленно, либо по неосторожности. Следовательно, доказывание умышленного или неосторожного характера совершенного преступления – это форма познания судом реального факта, существующего вне сознания судей и независимо от него. Познание этого факта осуществляется путем оценки собранных по делу доказательств, относящихся ко всем обстоятельствам совершенного преступления.

Поскольку преступлением признается деяние, опасное для российского общества, то и лицо, его совершившее, признается виновным перед обществом и государством. Эта сторона вины раскрывается с помощью ее социальной сущности.

Вина является категорией социальной потому, что в ней проявляется отношение лица, совершающего преступление, к важнейшим социальным ценностям. Социально-политическую сущность вины составляет отрицательное (что характерно для умысла) либо пренебрежительное или недостаточно внимательное (что типично для неосторожности) отношение к основным социальным ценностям, проявившееся в конкретном преступлении.

Обобщая все изложенное, можно дать следующее развернутое определение вины. Вина есть предусмотренное уголовным законом психическое отношение в форме умысла или неосторожности лица к совершенному им общественно опасному деянию и его общественно опасным последствиям. Рассмотрим формы вины и их значение в теории уголовного права и судебно-следственной практике.

Сознание и воля как основные компоненты психической деятельности человека, образующие вину, находятся в тесном взаимодействии, интеллектуальный и волевой процессы не могут быть противопоставлены друг другу, всякий волевой процесс включает и интеллектуальные моменты, а интеллектуальный в свою очередь включает волевые.

Вместе с тем, между сознанием и волей имеется различие. Волевой процесс еще более непосредственно, чем интеллектуальный и эмоциональный, включается в действие и неразрывно с ним связан. Сущность волевого процесса при совершении умышленных преступлений заключается в сознательной направленности действий на достижение поставленной цели, при неосторожных преступлениях – в неосмотрительности, нерадивости, проявленных лицом в поведении, предшествующем наступлению вреда.

Особенность волевого процесса при совершении неосторожных преступлений состоит в том, что лицо не напрягает своих психических сил, необходимых для предотвращения общественно опасных последствий своего поведения, хотя имелась возможность сделать это, не превращает реальную возможность в действительность.

Взаимоотношение сознания и воли лица при совершении тех или иных правомерных действий неодинаково, различно оно и при совершении действий неправомерного характера – преступных. Различное взаимоотношение сознания и воли лица при совершении преступлений лежит в основе деления вины на формы, а в пределах одной и той же формы вины – на виды.

Формы вины это установленное уголовным законом определенное взаимоотношение (сочетание) элементов сознания и воли совершившего преступление лица, характеризующее его психическое отношение к содеянному, выраженное в форме умысла или неосторожности (см.: ст. 8, 19, 25, 26 УК РФ).

Виды вины в пределах ее форм в законе не названы, хотя их содержание им определено. В уголовном законе предусмотрены две формы вины: умысел и неосторожность. Руководствуясь содержащимися в уголовном законе определениями, теория уголовного права и судебно-следственная практика делят умысел на виды: прямой и косвенный, а преступную неосторожность на: легкомыслие и небрежность. Вина реально существует только в определенных формах и видах, вне их вины нет.

Предпосылкой для установления форм и видов вины является признание лица вменяемым, обладающим способностью понимать фактическую сторону и общественно опасные свойства совершаемого деяния и его последствий и руководить своими действиями, т.е. определенным образом определять свое поведение, подчинять его поставленной цели. Только при наличии такой способности у лица может возникнуть определенное психическое отношение к совершенным им общественно опасным действиям (бездействию). Быть виновным – значит действовать умышленно или неосторожно и может это только вменяемое лицо.

Каковы формы вины в конкретных составах преступлений? Они указываются законодателем в диспозициях статей Особенной части УК РФ либо подразумеваются. Например, в статьях 275, 278, 105, 107, 198, 109, 111, 112, 113, 115, 116, 168, 261 и др. УК РФ. Форма вины не указывается, когда характер действий, а в ряде случаев и цель, свидетельствуют о том, что данное преступление может быть совершено только умышленно. К таким преступлениям относятся, например, статьи 209,186, 161, 162, 159, 148, 131, 129 УК РФ и другие.

Законодатель не указывает формы вины в тех случаях, когда преступление может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности (составы преступлений с альтернативной формой вины). Умышленно и неосторожно могут быть, например, совершены такие преступления, как разглашение сведений, составляющих государственную тайну (ст.283) и другие.

В отдельных случаях (довольно немногочисленных) законодатель конструирует составы преступлений таким образом, что необходимо устанавливать двойную форму вины – вину по отношению к совершенному общественно опасному деянию и отдельно по отношению к наступившим в результате этого деяния общественно опасным последствиям. Такое положение ограничивается случаями, когда преступление, образующее основной состав (без отягчающих обстоятельств), может быть совершено только умышленно, а психическое отношение к наступившим последствиям, образующим квалифицированный (с отягчающими обстоятельствами) состав того преступления, возможно лишь в форме неосторожности (легкомыслие или небрежность). Примером таких составов являются преступления, предусмотренные ч.3 ст. 123 УК РФ и другие. Особенности ответст­вен­ности за преступление, совершенное с двумя формами вины, предусматривается в ст. 27 УК РФ.

Деление вины на формы имеет большое практическое значение. При их помощи законодатель и следственно-судебные органы отграничивают виновные деяния от невиновных, умышленные от неосторожных и соответственно дифференцируют преступления на более тяжкие и менее тяжкие и т.п.

Формы вины оказывают существенное влияние на степень общественной опасности как деяния, так и лица, его совершившего. Умысел рассматривается уголовным законом как более тяжкая форма вины по сравнению с неосторожностью.

Умышленные преступления характеризуются сознательной направленностью деяния на причинение вреда государству, обществу и личным интересам граждан, они создают большую вероятность наступления вреда, чем неосторожные преступления. В умышленных преступлениях с наибольшей силой проявляются антиобщественные установки личности, его отрицательное отношение к социальным ценностям российского общества, к его правовым устоям.

Формы вины учитываются законодателем и судом при решении вопроса об ответственности за конкретные преступления. Уголовный закон в большинстве случаев устанавливает более строгую ответственность за преступления, совершенные умышленно. Наглядно это видно из сравнения санкций, например таких статей, как 105 и 109, 111 и 118, 167 и 168 и др.

Формы вины учитываются и при назначении вида исправительного учреждения при отбытии уголовного наказания в виде лишения свободы. Более строгий вид, как правило, устанавливается и назначается лицам, совершившим умышленные преступления и в большей степени нуждающимся в исправлении.

Умышленное совершение преступлений влечет за собой и другие правовые последствия. Признание лица с особо опасным рецидивом возможно в случае, если оно ранее было осуждено за умышленные преступления, предусмотренные ч.1, 3 ст. 18 УК РФ. К тяжким преступлениям закон относит только умышленные преступления, перечисленные в ч.4 ст. 15 УК РФ и т.д.

Для лиц, совершивших умышленные преступления, законодатель устанавливает более длительные сроки фактического отбытия наказания для постановки вопроса об условно-досрочном освобождении (ст. 79, 80 УК РФ).

Совершение нового умышленного преступления условно осужденным в течение испытательного срока и условно-досрочно освобожденным от уголовного наказания в течение неотбытого срока влечет за собой назначение наказания по правилам ст. 70 УК РФ.

Таким образом, в соответствии с уголовно-правовым принципом вины (ст.5 УК) и законодательным определением преступления (ч.1 ст. 14 УК) вина представляет собой неотъемлемое свойство деяния и обязательный признак любого состава преступления. В законе нет определения понятия вины. Глава 5 УК названа «Вина», однако определения вины в законе не дано, следовательно, не очерчены общие рамки умысла и неосторожности. Она названа в ст.49 Конституции РФ, а также в ст. 5, 14, 24, 60 УК РФ, но ее определения нет.

В ряде проектов УК в 1994 г. отмечалась данное определение: «Вина – это сознательно-волевое психическое состояние лица, совершившего преступление, выраженное в форме умысла или неосторожности». Приведенная дефиниция менее удачна, чем определение, которое было дано в модельном кодексе. По мнению В. Нарсесяна, трактовка вины как психического состояния не отражает психологических реалий, ибо вина не состояние, а процесс, в ходе которого возникает решимость совершить опасное деяние. Поэтому вина представляет собой психическое отношение к деянию. С учетом важности и значимости вины при субъективном вменении в законе необходима норма о понятии вины. В гл. 5 УК РФ «Вина» следует включить ст. 24, содержащую понятие вины: «Вина является психическим отношением лица к совершенному им общественно опасному деянию, предусмотренному уголовным законом, определяемым соответствующими формами». Субъективная сторона состава преступления содержательно определяется не только виной, но и мотивом и целью.1