Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Уголовное П. Общая.doc
Скачиваний:
163
Добавлен:
02.05.2015
Размер:
3.44 Mб
Скачать

§ 5. Мотив и цель преступления

Любое осмысленное поведение человека является мотивированным и направлено на достижение определенной цели. В силу этого обстоятельства правильная юридическая оценка содеянного невозможна без учета мотивов и целей, которыми руководствовался виновный, совершая преступное посягательство.

Мотив и цель преступления образуют самостоятельные признаки субъективной стороны преступления, которые, как и вина, подлежат доказыванию в процессе предварительного расследования и судебного разбирательства (ст.281 УПК). Они влияют на формирование умысла, его направленность и приведение в исполнение, но в содержание умысла не включаются.

Мотивация – специфический вид психической регуляции деятельности человека. В ней проявляется осознанное отношение личности к своей деятельности. Как движущая сила поведения, она выступает главным фактором в любом социально значимом поведении. Понятие «мотивация» имеет два значения. Во-первых, оно означает такой элемент механизма преступления, как процесс формирования и возникновения мотива преступного поведения, а во-вторых, совокупность побуждений (потребности, интересы, привычки и т.д.), которые могут выступать в качестве мотивов противоправного поведения. Это понятие употребляется большинством ученых в его первом значении, т.е. для обозначения процесса возникновения и осознания мотива и цели преступного поведения. Такой подход позволяет проследить социальную детерминированность мотивации и функции, выполняемые ею в механизме преступного поведения.

Как и все психические процессы, мотивация преступления относится к непосредственно наблюдаемым фактам поведения. Психические факты и процессы существуют реально, наряду с физическими действиями и вещественными элементами преступления. И это не случай­но. Психические явления, входящие в мотивационный процесс, «записаны» в нервных клетках мозга человека в виде определенных белковых образований, которые наука еще слабо расшифровывает. Однако такие «записи» хорошо известны каждому человеку на основе его жизненного опыта.

В преступном поведении процесс мотивации выполняет две основные функции: отражательную (путем индивидуального восприятия внешних явлений, фактов, ситуаций и их субъективных оценок на базе существующей у личности системы социальных потребностей и ценностных ориентаций) и побудительно-регуляционную (путем формирования мотива и цели в качестве основы принятия решения и совершения преступления).

Мотивы и цели возникают до совершения преступления, вина же, являясь психическим отношением виновного к содеянному, возникает в момент совершения преступления и находит в нем свое выра­жение. Мотивы и цели совершения преступления входят в содержание субъективной стороны не через умысел и неосторожность, а в качестве самостоятельных признаков.

Мотивы преступления обязательно должны указываться в обвинительном заключении и в приговоре суда (ст.205 и 314 УПК). Так, невыполнение требований уголовно-процессуального закона о необходимости установления мотива преступления повлекло отмену приговора (См.: п.2 Решения Уголовной коллегии Верховного Суда РФ// Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, 1995, №3).

Всякое волевое действие человека, в том числе и преступное, имеет определенные мотивы и направляется на достижение поставленной цели. Между мотивом и целью существует внутренняя связь. Формирование мотива лица подразумевает и постановку определенной цели. Мотив является той активной силой, которая ведет субъекта к достижению цели.

Мотив преступленияэто те обусловленные потребностями и интересами осознанные лицом внутренние побуждения, которые вызывают у него решимость совершить преступление и руководят им при осуществлении данного преступления. Осознанность побуждений предполагает социальную оценку их лицом, понимание того, к чему приведет их осуществление. Осознанность побуждения – неотъемлемое свойство мотива преступления. В отличие от мотива, цель преступления – это представление лица о тех желаемых изменениях во внешнем мире, которые должны произойти в результате совершения преступления.

Цель преступления не следует смешивать с последствиями. Цель как представление о желаемом результате преступного деяния характеризует мышление. Последствие является фактором объективной действительности. Каждое преступное деяние, совершенное с прямым умыслом, обусловлено мотивом. Мотив всегда предшествует умыслу, который возникает и укрепляется только под влиянием какого-либо мотива.

Мотивы преступления всегда конкретны: корысть, ревность, зависть, ненависть, хулиганские, карьеристские побуждения, ложно понятые интересы государства и т.п. Отдельные преступления могут быть совершены под влиянием нескольких мотивов, различных по своему значению и роли в совершении преступления. Сочетание таких, например, мотивов, как месть, ревность, злоба, корысть, в ряде случаев наблюдается при совершении умышленных убийств. Невыполнение требований уголовно-процессуального закона о необходимости установления мотива преступления может повлечь отмену приговора (См.: Бюллетень Верховного Суда РФ, № 3, 1995 г.).

Цель определяет волю виновного, направляя ее на совершение преступления. Цели преступления могут быть различными в зависимости от их содержания (цель наживы, уклонения от отбывания лишения свободы, уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы, возбуждение расовой или национальной вражды и другие). Общественная опасность преступления в значительной мере определяется общественной опасностью преступной цели.

Стремление к достижению преступной цели возможно только при совершении умышленных преступлений. В случае совершения преступления вследствие неосторожной формы вины нельзя говорить о мотиве и цели преступления. В случае неосторожности нет направленной на совершение преступления деятельности виновного, у него отсутствует побуждение совершить преступление. Это относится как к преступному легкомыслию, так и к преступной небрежности. И при преступном легкомыслии, и при преступной небрежности можно говорить лишь о мотивах поведения, вызвавшего преступные последствия. При преступной небрежности нельзя говорить о мотиве и цели совершения преступления потому, что лицо не предвидело возможности наступления преступного результата. Здесь нет внутренней связи между мотивом поведения и наступившим преступным последствием.

При преступном легкомыслии также в известной мере можно говорить о мотивах самого поведения (например, стремлении выполнить производственный план, ухарстве, являющихся результатом преувеличенного мнения о своих возможностях), но они не выступают как мотивы совершения преступления, так как преступным является не само действие, а наступившее в результате этого действия преступное последствие, к которому лицо не только не стремилось, но даже и не допускало возможности его возникновения. И в данном случае поведение лица приводит к последствиям, не вытекающим из мотивов поведения.

Как признаки субъективной стороны преступления мотив и цель имеют троякое значение:

1) они могут быть обязательными признаками состава преступления, без которых отсутствует состав. Так мотивы корыстной или иной личной заинтересованности – необходимые признаки злоупотребления должностными полномочиями (ст.285), похищения или повреждения документов, штампов, печатей либо похищение марок акцизного сбора, специальных марок или знаков соответствия (ч.1 ст.325), так они прямо указаны в уголовно-правовых нормах. Цель составляет необходимый признак терроризма (ст.205) – нарушение общественной безопасности, устрашение населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти; шпионажа (ст.276) – передача иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну; разбоя (ст.162) – хищение чужого имущества и некоторых других преступлений. При ее отсутствии нет и указанных составов преступлений;

2) в ряде случаев мотив и цель являются признаками, изменяющими квалификацию преступления, то есть признаками, посредством которых образуется состав того же деяния с отягчающими обстоятельствами. Так, при умышленном убийстве, совершенном из корыстных побуждений, из хулиганских побуждений, по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды либо кровной мести, с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение, в целях использования органов или тканей потерпевшего, квалифицируется как умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах по ч.2 ст. 105 п.п. «з», «к», «и», «к», «л», «м»;

3) когда мотив и цель не указаны в диспозиции статей уголовно­го кодекса, они являются обстоятельствами, отягчающими или смягчающими ответственность. Например, мотивы совершения преступления не указаны в статьях, предусматривающих ответственность за клевету (ст.129), оскорбление (ст. 130), умышленное причинение тяжкого вреда (ст.111) и т.д. Однако правильное установление мотивов преступления в подобных случаях имеет большое значение для характеристики личности виновного, опасности совершенного им деяния, степени его вины и тем самым – для назначения вида и размера наказания.

В отдельных случаях мотивы совершения преступления могут являться основанием для применения ст.64 УК, т.е. для назначения более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление, а также для решения вопроса о характере (виде) ответственности. В соответствии с ч.3 ст.18 УК мотивы преступления должны учитываться судом при рассмотрении вопроса об особо опасном рецидиве преступлений.

Применительно к неосторожной вине ссылка на мотив и цель преступления недопустима. Можно говорить лишь о мотиве и цели поведения лица, совершившего неосторожное преступление. В уголовно-правовой литературе высказано мнение о том, что специфика волевого содержания преступления, совершаемого по неосторожности, состоит в том, что оно имеет собственные мотив и цель, не распространяющие на общественно опасные последствия, а заключающиеся в актах поведения, не совместимых с обязанностями лица. При совершении указанных преступлений общественно опасные последствия являются не целью действий лица, а побочным, вторичным их результатом, последствием вторичного порядка (См.: работы Б. Волкова, П. Дагеля, М. Гринберга и др.).

Действительно, неосторожные преступления имеют собственные мотивы и цели. «Субъективный образ цели, – пишет В. Кудрявцев, – ... присутствует в каждом волевом акте поведения».1 Причем мотив и цель могут быть различными при неосторожной вине. Следует лишь точно подходить к терминологии. Поэтому-то в теории уголовного права мотивы и цели в неосторожных преступлениях справедливо называются «мотивами и целью поведения» лица, совершившего неосторожное преступление.