Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ответы основы права.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
31.07.2019
Размер:
4.09 Mб
Скачать

Раздел V. Позитивное право: система и категоп

Поэтому вполне справедливо утверждение, что континентам ная система (семья) права складывалась под непосредствен ным влиянием правовой системы Франции, и особенно Harm леоновской кодификации1.

Следующей вехой в становлении романо-германской правовой семьи была кодификация права в Германии, оказавшая влияние на развитие права ряда стран континентальной Европы. Германское Гражданское уложение 1896 г., отражающее более высокий этап развития капитализма, отличается от ГК Франции рядом особенностей. Так, оно построено по пандект-ной системе, включает общую часть, значительное место уделяет регулированию института юридического лица и т. д.

В итоге в рамках данной правовой семьи сложились как бы две ветви правовых систем — романская, следующая французской модели, и германская. Первая включает Бельгию, Голландию, Португалию, Испанию, Италию и т. д., вторая — такие страны, как Австрия, Швейцария и т. д.

Романо-германскую правовую семью отличает ряд особенностей, среди которых следует отметить прежде всего принцип верховенства закона, означающий ведущую роль в системе ее источников права писаных конституций. Кроме того, в условиях верховенства закона акты регламентарной (или исполнительной) власти (регламенты, декреты, постановления и т. д.) имеют подзаконный характер. Вместе с тем в течение XX в. в странах этой правовой семьи система источников права претерпела эволюцию от фетишизации закона в сторону повышения роли актов исполнительной власти (институт делегированного законодательства, предметное ограничение законотворчества во Франции по Конституции 1958 г. и т.д.). Такая эволюция отражает стремление преодолеть нередкое отставание законодательства от быстро изменяющихся общественных условий.

Отличительной чертой романо-германской правовой семьи является также важная роль кодексов в системе законода тельства. В отличие от англосаксонского права, значительный массив которого составляют нормы общего права, романо-гер" манское право является правом кодифицированным. Здесь приняты кодексы практически по всем отраслям права. Исключение в ряде стран составляет административное прав0 как наиболее динамичная отрасль права. При этом если в стра нах англосаксонского права кодификации включают в себя

1 См.: История государства и права зарубежных стран / Под ред. О. А-кова и И. А. Крагиенинниковой. Ч. И. М., 1998. С. 527.

4- Основные правовые системы прошлого и современности

287

нормы общего права и мало затрагивают законодательство, то здесь, напротив, они содержат лишь нормы законодательства.

Вместе с тем концепция кодекса в рамках романо-герман-ской правовой семьи не является унифицированной. Так, в России, например, под кодексом понимают крупный нормативный акт, включающий все или большинство норм данной оТрасли (подотрасли) права. В то же время во Франции, например, кодекс может регулировать и узкую сферу обществен-ных отношений (например, Кодекс прибрежого рыболовства).

Ведущая роль нормативно-правовых актов в системе источников права стран романо-германской правовой семьи обусловливает отличную от англосаксонской концепцию правовой нормы, понимаемой здесь как общее предписание или модель поведения. Такое понимание правовой нормы вытекает из принципа верховенства закона. При этом степень ее абстрактности обычно возрастает по мере увеличения юридической силы акта.

Из принципа верховенства закона вытекает еще одна существенная черта романо-германской правовой системы. Суд здесь рассматривают лишь как орган применения норм права, но не как орган правотворчества, поскольку при рассмотрении дел он не может издавать общих предписаний. Вместе с тем в XX в. произошла эволюция такого подхода, в ходе кото-ой судебная практика также стала рассматриваться источни-ом права. Речь идет о решениях высших судов, принятых ри пробелах в праве на основе аналогии права, решениях, вязанных с толкованием закона, и т. д. По существу, постоянно применяя в идентичных делах одни и те же решения, принимают во внимание прецедент.

В качестве источников права в этих странах признаются также общие принципы права и обычай.

Отличительной особенностью романо-германской правовой системы является деление права на публичное и частное, воспринятое еще от римского права. Первое связано с публичным, общественным интересом, второе — с интересом частых лиц1. Частное право включает гражданское и торговое, а гакже семейное, авторское, международное частное право. Публичным правом охватываются такие отрасли, как консти-тУционное, административное, уголовное, гражданско-процес-

Следует признать известную условность такого деления. Ведь публички интерес включает интересы и частных лиц, так же как последние °зможно обеспечить лишь в условиях общественного правопорядка. О Четкости границ между публичным и частным правом см. также: Шер-1еневич Г. Ф. Учебник русского гражданского права. М., 1994.

288 Раздел V. Позитивное право: система и

суальное, уголовно-процессуальное, международное- nj ное право.

Ряд отраслей включает элементы и частного, и публично Ц го права (трудовое, земельное, морское, воздушное и т. д.)

С точки зрения структуры права отдельные страны зани-Л мают особое место в рамках романо-германской правовой СеJ мьи. Так, правовые системы стран Латинской Америки отли чает известный дуализм структуры права. Если частное прав сформировалось здесь по европейской, прежде всего цузской, модели, то публичное право испытало значитель- ное влияние конституционных институтов США. Вместе с судебная практика не является здесь источником права.

Существенные особенности отличают правовые системы Скандинавских стран, испытавших меньшее влияние римского права. Кодификация права произошла здесь еще в XVII— XVIII вв., т. е. до наполеоновских кодификаций. При этом в каждой из стран региона был принят лишь один кодекс, охватывающий все право (в Дании — в 1683 г., в Норвегии — в 1687 г., в Швеции и Финляндии — в 1734 г.). Кроме того, здесь менее четкой является грань между публичным и частным правом и более значительна роль судебной практики, что сближает их с семьей общего права. Наконец, к особенностям этих стран следует отнести унификацию в рамках региона ряда институтов гражданского, торгового и морского права.

В силу этих особенностей некоторые авторы (например, А. Саидов) выделяют страны Скандинавии и Латинской Америки в самостоятельные правовые семьи.

Возрастание экономической роли государства привело к известному стиранию граней между публичным и частным правом. Произошло известное "вторжение" в сферу частного права административных методов правового регулирования (плановые договоры, государственное регулирование цен и т. д.)-

В условиях научно-технической революции происходит дальнейшая дифференциация отраслей права, в ходе которой формируются новые, как правило, комплексные отрасли (атомное, компьютерное, информационное право и т. д.), сочетающие признаки различных отраслей права. Впрочем, последняя тенденция проявляется и в странах.англосаксонского права-

б) Семья англосаксонского (или общего) права.

Она включает в себя правовые системы стран го языка — таких, как Англия, США, Канада, Индия, AscT ралия, многие страны Африки и т. д. Ее одноязычный хара тер объясняется тем, что это право распространялось в

4. Основные правовые системы прошлого и современности

289

сдедствие английской колониальной экспансии, став общим и с известными оговорками) для стран, входивших в Бри-

аНскую империю. Английское право, лежащее в основе этой правовой семьи, не испытало такого же римского влияния, как романо-германское право. Отражая специфически английские условия, оно сохранило свою оригинальность и не под-Берглось рецепции в других странах. Отсюда вытекают его значительные особенности. В частности, оно не знает деления на материальное и процессуальное право; деление права на публичное и частное здесь либо отсутствует, либо является менее четким, чем на Европейском континенте. Структура англосаксонского права обычно строится не по отраслевому принципу, как в романо-германских странах, а по формально-юридическому, т. е. на основе источников права. Система категорий английского права порой непонятна юристу романо-гер-манской школы, не знающей, в частности, понятия доверительной собственности, такой формы иска, как треспасс, и т. д. Если в странах романо-германского права процессуальное право обычно рассматривают как вторичное по отношению к праву материальному, то все внимание английских юристов веками было обращено на судебную процедуру и очень медленно переносится на нормы материального права.

Этим обусловлена важная роль суда, который не только применяет право, но и создает его. В странах англосаксонского права действует правило обязательности прецедента, когда принцип, положенный в основу решения конкретного дела, становится обязательным при рассмотрении аналогичных дел для судов того же уровня и нижестоящих судов1.

Продукт деятельности судов — общее право, или common law, — это весьма своеобразный феномен, не имеющий аналогов в других правовых системах. Процесс его становления начался еще в XII в. Основу общего права составили нормы обычного права, использованные разъездными королевскими судами при рассмотрении дел и выраженные в судебных отчетах. Такие обычные нормы считались общими для всего королевства. Позднее общее право включило в себя и нормы законодательства, получившие судебное истолкование. Дело в том, Что акт английского парламента (статут) считается правом лишь Оосле того, как он неоднократно применен и истолкован су-Дом. В будущем суды ссылаются не на норму статута, а на его сУдебное истолкование, которое порой может существенно

Правда, высшие суды как в самой Англии, так и в других англоязычных странах сегодня, как правило, уже отказались от принципа связанности своими собственными решениями.

290