Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Luis_Berkhof_-_Istoriya_hristianskih_doktrin.pdf
Скачиваний:
63
Добавлен:
06.06.2015
Размер:
1.66 Mб
Скачать

III. АНТРОПОЛОГИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ

1. ВЗГЛЯДЫ ГРИГОРИЯ ВЕЛИКОГО

Григорий Великий родился в Риме около 540 г., был старательным учеником Августина, Иеронима и Амвросия. Его религиозный характер побудил его отказаться от мира, и после смерти отца он направил свое богатство на добрые дела и особенно на строительство монастырей для развития чисто созерцательной жизни. Единодушно избранный Папой в 590 г., он принял это положение с большими колебаниями. Хотя он не был оригинальным мыслителем, он приобрел репутацию великого автора и много сделал для распространения здравого учения. После Августина он был самой влиятельной фигурой в Церкви. Фактически самого Августина в Средние века понимали только в истолковании Григория. По этой причине история доктрины в Средние века должна начинаться с него.

Августинианство Григория было в известной мере смягченным. Он объясняет вхождение греха в мир слабостью человека. Первый грех Адама был свободным действием, в котором он предал свою любовь к Богу и подчинился духовной слепоте и духовной смерти. Через грех первого человека все люди стали грешниками и в качестве таковых подлежащими осуждению. Это звучит довольно по-августински, но Григорий не доводил эти мысли последовательно до логического конца. Он рассматривал грех скорее как слабость и болезнь, чем вину, и учил, что человек потерял не свободу, а только доброту своей воли. В то же самое время он подчеркивал факт, что без благодати не может быть ни спасения, ни каких-либо человеческих заслуг. Труд искупления начинается по благодати Божией. Предваряющая благодать побуждает человека желать добра, а последующая благодать делает его способным совершать его. Изменения в человеке начинаются с крещения, которое вырабатывает веру и отменяет (вычеркивает) вину прошлых грехов. Воля обновляется, и сердце наполняется любовью к Богу, и таким образом человек делается способным заслужить что-то пред Богом.

Григорий сохранил учение о предопределении только в весьма измененной форме. Говоря о непреодолимости благодати и о предопределении, как тайном совете Божьем, по отношению к определенному и конечному числу избранных, он имеет в виду, предопределение, основанное на предузнании. Бог назначает определенное число ко спасению, так как Он знает, что они примут Евангелие. Но никто не может быть уверен, ни в своем собственном избрании, ни в избраний кого-то другого.

100

2. ГОТШАЛЬКИАНСКИЙ СПОР

Августин иногда говорил о двойном предопределении, и Исидор Севильский еще писал о том, что оно — двойное. Но многие августинианцы

вседьмом, восьмом и девятом веках потеряли из виду этот двойной характер предопределения и объясняли его так, как это сделал Григорий. Затем появился Готшальк, который нашел покой и мир своей душе только при принятии августинианского учения об избрании и ревностно утверждал двойное предопределение, т. е. предопределение для погибших, так же, как и для спасенных. Он был, однако, осторожен, ограничивая Божью действенность искупительной линией и созиданием святости, и он рассматривал грех просто как объект разрешительного декрета, который тем не менее делал его определенным. Он открыто отрицал идею о предопределении, основанном на предузнании, так как это делает Божественное решение зависимым от действий человека. Предвидение просто сопровождает предопределение и удостоверяет его справедливость.

Он встретился с непредвиденной оппозицией. Его оппоненты не понимали его и выдвинули против него знакомые обвинения, что его учение делает Бога автором греха. Его учение было осуждено в Майенсе в 848 г., и в следующем году он сам подвергся бичеванию и был приговорен к пожизненному заключению. Последовали дебаты, в которых несколько влиятельных богословов, таких, как Прудентий, Ратрамнус, Ремигий и другие, защищали учение о двойном предопределении, как августинианскую,

вто время как особенно Рабанус и Хинкмар Реймский учение опровергали. Но этот спор в итоге оказался немногим больше, чем спор о словах. И защитники, и нападающие были в душе полуавгустинианами. Они выражали одну и ту же идею разными путями. Первые говорили с Августином о двойном предопределении, но основывали осуждение на предвидении, а другие применяли термин «предопределение» только к избранию в жизнь и тоже основывали его на предвидении. И те, и другие подписывались под идеей о благодати в таинствах и боялись, что строгая теория о предопределении лишит таинства их духовной ценности и сделает их просто формальными.

Решения Соборов в Квиерси и Валенсии были в согласии с этими взглядами, первый из них воспроизводил взгляды нападающих, а второй — защищающих. Решение Собора в Валенсии звучит так: «Мы исповедуем предопределение избранных к жизни и предопределение нечестивых к смерти; но что в избрании тех, кто спасен, милость Божия предшествует добрым заслугам, а в осуждении тех, кто погибнет, злые дела предшествуют справедливому суду Бога. Но что в предопределении Бог определил только те вещи, которые Он Сам бы сделал, или из незаслуженной милости, иди по правому суду... Но что в нечестивых Он предузнал нечестие, потому что оно исходит от них; и не предопределял этого, потому что это не исходит от Него». (Цитируется по Сибергу, «История доктрин», II, стр. 33.) Эти Соборы состоялись в 853 (Квиерси) и в 855 (Валенсия) гг.

101

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]