Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ЭПП / Библиотека / Хрестоматия / Голуб, Маркандия - учебник.doc
Скачиваний:
246
Добавлен:
20.04.2015
Размер:
1.21 Mб
Скачать

6.8. Развитие моделей использования возобновимых ресурсов

Мы выбрали рыбные ресурсы в качестве примера для изучения возобновимых ресурсов в целом не только потому, что они гораздо более хорошо изучены и представлены в литературе, но и в связи с тем, что они иллюстрируют наиболее существенные характеристики моделей использования возобновимых ресурсов. Большинство других моделей являются по сути частными (специальными) случаями более общей модели, которую мы рассматриваем в этом разделе. Эта модель основана на соотношении между приростом и запасом рыбных ресурсов, однако экономисты, занимающиеся рыбным хозяйством и биологи разработали другие модели, которые в одних случаях являются более специализированными, а в других – более общими.

Выше мы уже сделали некоторые краткие комментарии по вопросу о факторе времени в моделях рыбного хозяйства. Теперь мы остановимся на двух других вопросах, один из которых связан с специальной моделью временного распределения добычи ресурса. Во-первых, насколько важны межвременные связи для прироста запасов различных видов ресурсов? Если эта связь слабая, чем будет отличаться использование такого ресурса от других? Во-вторых, насколько важно количество единиц ресурса для изменения его запаса в целом? Если это важно, как будет отличаться управление таким ресурсом от других? Мы обсудим эти вопросы на примере модели использования рыбных ресурсов.

Рассмотрим сначала пример такого ресурса, как природный водный источник, который имеет свойство самостоятельного наполнения. Существует большое количество работ в области управления водными ресурсами, которые являются исключительно важными для многих развивающихся стран. Это отчасти связано с теми вопросами, которые мы обсуждали выше, в частности, использование ресурсов с различными вариантами доступа к ним и роль дисконтирования, а также и с такими вопросами как, например, связь между использованием поверхностных и грунтовых вод. Существенной характеристикой этих ресурсов является то, что прирост их запасов обычно никак не связан с величиной самого запаса и зачастую рассматривается как случайная величина. Если запас оценивается в начале каждого периода, то решение о добыче ресурса приниматься с учетом текущего запаса и текущих издержек и выгод различных вариантов его использования. При анализе большого количества возможных вариантов использования запаса, такой подход обеспечивает хорошее приближение к оптимальному управлению ресурсом. Поэтому этот метод используется для некоторых случаев ведения рыбного хозяйства.

Какие условия могли бы привести к тому, что запас ресурса изменялся бы оптимальным образом? Рассмотрение этого вопроса целесообразно начать с модели "запас-пополнение". В этом случае запас имеет четкую возрастную структуру и его использование существенно зависит от выживания той части запаса, которая может приносить потомство. Возьмем простой пример: рыба живет в течение двух периодов, в первый из которых она вырастает до определенного размера, а во втором – может приносить потомство. В первый период рыба может погибнуть как от естественных (природных) процессов, так и от рыболовства. Эти факторы определяют, сколько рыбы остается во втором периоде, когда она начинает размножаться. При этом количество рыбы в первый период зависит от того, сколько взрослой рыбы оставалось в предыдущий период и так далее. Очевидно, количество рыбы будет постоянным только в том случае, если количество особей, способных стать родителями (P), будет постоянным. Это и определяет устойчивый уровень вылова рыбы. При полном отсутствии вылова, в общем случае, смертность рыбы зависела бы от плотности популяции и, таким образом, существовал бы спектр возможностей для устойчивого рыболовства в зависимости от размера популяции, результаты которого были бы сопоставимы с результатами, полученными ранее для модели лесопользования (см. Рис. 6.4a).

Можно определить ситуации, в которых количество особей одного поколения слабо зависит от размера предыдущего поколения, кроме, пожалуй, экстремальных случаев (см. Рис. 6.4б). Например, следующие:

  • если популяция рыб очень мобильна, то ее размер в одном районе может практически не зависеть от размера предыдущей популяции в этом районе

  • если размер популяции очень чувствителен к смертности на первой стадии роста, например, на стадии развития икринок

  • если плодовитость особей очень велика, можно вылавливать большое количество рыбы без существенного ущерба для последующих поколений рыб.

В определенной степени изученные типы рыб имеют практически все указанные характеристики, особенно последнюю. Эти характеристики типичны для так называемых Р-видов, к которым относятся небольшие рыбы, а также ракообразные, в отличие от К-видов. Первые способны быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды и увеличивать свою популяцию, в то время как вторые очень уязвимы для внешних воздействий. Если между поколениями рыб существует некоторая связь, то возникает проблема оптимального временного распределения вылова “внутри поколения”. Объем биомассы обычно зависит от возраста и поэтому возможно определить условия эффективного использования ресурса в терминах наилучшего выбора времени для лова рыбы в определенном сезоне. В некоторой степени это аналогично тому, что мы обсуждали выше об оптимальном уровне усилий на добычу ресурса, когда более высокий уровень процентной ставки или слабый контроль за доступом к ресурсу смещали временное распределение добычи к началу сезона добычи. Как прежде, это отчасти может быть связано с бедностью, но теперь возникает внутри сезонный эффект, который не обязательно влияет на устойчивость с точки зрения долгосрочного периода времени, если, конечно, особи ‑ потенциальные родители не совсем истреблены.

Существование большого числа видов рыб может значительно изменить стандартную картину ведения рыбного хозяйства. В зависимости от того, как взаимодействуют между собой различные виды, такой тип рыбоводства может быть гораздо более устойчивым, чем в случае существования только одного вида. Это может отчасти объясняться известным эффектом “больших чисел”, когда в неудачные для одного вида рыб годы они замещаются другим видом, и наоборот; а также тем, что в механизмы воспроизводства обеспечивают бульшую стабильность для всей популяции рыб при конкуренции видов, чем для ее отдельного компонента. Эти характеристики предполагают, что условия окружающей среды влияют на все или большее количество видов в сильнее, чем вылов рыбы человеком, который может быть компенсирован замещением одних видов рыб другими. С другой стороны, деятельность человека зависит от размеров популяции рыб, что также может способствовать сохранению рыбных ресурсов.

В случае, если такие естественные или экономические компенсационные механизмы не адекватны, может происходить избыточное истребление отдельных ценных видов рыб, что влияет как на экономику, так и на биоразнообразие. Если существуют эффективные компенсационные механизмы, то игнорируя некоторые проблемы агрегирования, MSY или близкая к MSY кривая может оказаться не единственной. Такая устойчивость (“эластичность”) экосистемы характерна для некоторых взаимодействий человека и природных ресурсов, например агроэкосистемы и коэволюция. Если предельные издержки усилий по добыче ресурса низкие, может также существовать набор вариантов максимизирующих ренту, и при определении оптимального способа использования ресурса лица, принимающие решения, могут принимать во внимание другие факторы, такие как, например, занятость.