Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ЭПП / Библиотека / Хрестоматия / Голуб, Маркандия - учебник.doc
Скачиваний:
246
Добавлен:
20.04.2015
Размер:
1.21 Mб
Скачать

6.7. Лесные ресурсы: время и альтернативные возможности использования

Стандартные модели использования лесных ресурсов принимают во внимание, прежде всего, вопросы временного распределения усилий по заготовки древесины. При этом “классическая” модель лесопользования выступает в качестве парадигмы для проблем распределения инвестиционных ресурсов во времени.

Объем древесины зависит от возраста, поэтому одним из важнейших параметров, который необходимо принимать во внимание, является межвременное распределение заготовки леса. В некоторых случаях это отражают в виде зависимости между объемом древесины и скоростью его изменения, что представляется очень похожим на модели, которые мы рассматривали выше. Поэтому многие из результатов, как мы увидим, будут совпадать с уже полученными, тем не менее, они будут иметь разную интерпретацию.

Межвременные модели разрабатываются и для управления рыбным хозяйством. В этом случае предполагается, что вес и размер рыбы связаны между собой и зависят от возраста и являются важными характеристиками с точки зрения экономики и управления рыбными ресурсами. Временное распределение добычи рыбы является центральным вопросом для таких моделей. Однако в отличие от коммерческих моделей лесопользования, модели рыболовства должны принимать во внимание такие аспекты, как одновременный вылов рыбы различных возрастов (что неизбежно в случае промышленной ловли) и зависимость между различными поколениями рыб. В некоторых простых случаях, которые мы рассмотрим в этом разделе, проблемы использования леса и рыбных ресурсов оказываются очень схожими, однако временной горизонт планирования для них значительно различается (рыба – один или несколько лет, лес – десятки лет).

Перед тем, как формально представить модель лесопользования, необходимо описать еще одну характеристику лесных ресурсов. Но сначала рассмотрим случай рыбного хозяйства: дисконтированный поток ренты представляет общественную или частную стоимость рыбных ресурсов при, как мы предполагаем, наиболее эффективном способе их использования обществом или частным собственником. Мы можем считать это дисконтированной к настоящему моменту времени стоимости запаса рыбы и водных ресурсов, включая фиксированные инвестиции в их содержание. Предположим, например, что использование некоторого водоема для рекреационных целей несравнимо с тем, какие выгоды могло бы принести его использование для целей рыболовства, и имеет большую величину приведенной стоимости. В этом случае водоем должен использоваться как место отдыха. Этот вопрос практически не рассматривается в моделях рыбного хозяйства, хотя, на наш взгляд, заслуживает большого внимания. В моделях эффективного лесопользования проблема учета недревесных полезностей активно обсуждается.

Предположим, что на некотором участке земли в определенный момент происходит посадка леса, а через некоторый промежуток времени этот лес вырубается, при этом владелец леса не несет существенных затрат между этими двумя моментами. Участок может использоваться для повторения этого цикла бесконечно долго, без ущерба для продуктивности почв. Проблема в таком случае заключается в определении эффективной длительности этого цикла. Основное правило управления ресурсами в этой ситуации будет очень схожим со случаем, уже рассмотренным в главе о невозобновимых ресурсах, включая условия арбитража, которое подразумевает, что лес должен заготавливаться в тот момент, когда рост его стоимости будет равен ставке процента на другой, сравнимый с ним актив. При постоянных ценах величина изменения стоимости леса равна увеличению объема древесины (с учетом издержек от старения деревьев), который зависит от возраста леса. Это относится для случая, когда земля для лесопользования доступна бесплатно. В противном случае мы можем предположить, что для постоянного выращивания леса участок земли должен иметь стоимость, как минимум такую же, как если бы он использовался другим наиболее выгодным образом. При этом условии, лесные земли должны приносить такой же процентный доход, как и другой сопоставимый актив. Это подразумевает, что цикл ротации земли должен быть короче. “Чистое” увеличение объема древесины должно быть равно ставке процента на капитал, причем во внимание нужно принимать не только запас древесины, но и ценность земли, на которой он расположен. Эти соотношения описаны в модели Фаусманна. Используя принятые выше обозначения (теперь принимается, что запас ресурса зависит от времени и L* - соответствующая стоимость земли), получаем:

(1-c)F(X) = i{(1-c)X(t) + L*}

(На Рис. 6.3 продолжительность цикла ротации с учетом и без учета альтернативной стоимости равна to и tl соответственно.) Если такое состояние вообще не является достижимым, земля не должна передаваться для выращивания леса. Таким образом, как и прежде, более высокая ставка процента будет стимулировать сокращение срока ротации земель и даже сведению (вырубке) лесов. Возможности альтернативного использования лесных земель также влияют на лесопользование и даже имеют больший эффект в случае, если происходит деградация земель от выращивания и заготовки леса. Более высокие первоначальные фиксированные издержки снижают период ротации, так как влияют на стоимость земли, и если они включают затраты на восстановление земельных ресурсов, то могут рассматриваться в качестве оценки эффекта деградации. При этом необходимо помнить, конечно, что могут существовать выгоды и от недревесных полезностей (как локального, так и глобального свойства) от выращивания леса и просто от более долгого периода ротации. Например, старые леса могут способствовать сохранению биологического разнообразия в регионе. Экономические модели, в которых стараются учесть всю сложность управления лесными ресурсами, активно разрабатываются в последнее время.

Но даже простая модель, представленная выше, полезна для понимания эффектов, которые возникают при рассмотрении альтернативных вариантов использования объектов природной среды в приложении к возобновимым ресурсам. Одно из практических применений заключается в том, что рынок природных ресурсов и товаров, произведенных из них, может привести к увеличению ценности окружающей среды и способствовать защите от альтернативного использования, что входит в некоторое противоречие с распространенными аргументами в защиту биоразнообразия.