Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебное пособие - СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПРА....doc
Скачиваний:
35
Добавлен:
16.11.2018
Размер:
13.42 Mб
Скачать

4.4. Неисключительность и неконкурентность природных благ

При рассмотрении вопросов сохранения биоразнообразия используются понятия неисключительности и неконкурентности общественных благ. Благо называют исключительным, если сравнительно легким образом можно исключить индивидов из процесса получения выгод от блага после его производства. Исходя из этого под неисключительностью блага будем понимать отсутствие чисто личного, ограждающего от использования другими членами общества, потребления блага. Будем также предполагать, что неисключительность блага влечет невозможность осмысленных сделок по его обмену на какое-либо другое между двумя потребителями. Примерами неисключительного блага могут служить чистый воздух, общественные дороги, а в рассматриваемом нами случае – например, поддержание возможности рыболовства и защищенность от наводнений.

Благо считается неконкурентным, если потребление дополнительной единицы блага влечет за собой нулевые общественные издержки по его производству, другими словами, если потребление его кем-либо никак не сказывается на возможности его потребления другими членами общества либо коллектива-владельца. Примерами могут служить телевидение (в том числе и с кодированным сигналом) либо общая защищенность от наводнений. Неконкурентность блага позволяет оценивать его эффект для сообщества потребителей в целом как сумму эффектов для каждого из потребителей, а также создает эффект роста общей ценности блага с ростом его потребления каждым из членов сообщества.

В различных контекстах, называя благо общественным, предполагают, что оно неисключительно, либо неконкурентно, либо обладает этими двумя свойствами одновременно. В дальнейшем изложении мы будем иногда благо, одновременно обладающее свойствами неисключительности и неконкурентности, называть чисто общественным.

Кривая общественного спроса на неисключительное благо получается вертикальным суммированием кривых индивидуального спроса (рис. 4.4.1) на нем мы не вполне строго оперируем понятиями, но он годится в качестве первоначального иллюстративного приближения).

Рис. 4.4.1. Кривая общественного спроса на неисключительное благо

На графике для общества из трех индивидов D1, D2, D3 и популяции редкого вида животных в 100 особей – индивидуальные кривые спроса (в терминах предельной ценности дополнительных единиц) на общественное благо «животные редкого вида»; Dобщ – суммарная кривая общественного спроса; d1 – кривая предельной ценности изъятия блага в частное пользование для 1-го индивида (для этого графика начало координат находится в точке (101,0) основной (применимой для остальных графиков) системы координат, а ось OX развернута в противоположном направлении). D1 < d1 < Dобщ – область конфликта интересов. В предположении, что 2-й и 3-й индивиды вовсе не склонны к частному использованию блага «животное редкого вида», мы получаем, что первый индивид склонен добыть в течение некоторого единичного периода 16 из 100 имеющихся особей (так как шестнадцатая добытая лично для него ценнее восемьдесят пятой в общественном «пользовании»). Притом, о восьми он и общество склонны договориться на условиях легального выкупа, а еще восемь он склонен добыть нелегально. Участком противоречия индивидуальных и общественных интересов на кривой d1 является область D1 < d1 < Dобщ. Здесь индивид D1 может стремиться к личному выигрышу за счет общества в целом.

Пусть изымается нелегально некоторое количество общественного блага в личное использование. Захватываемая отдельным индивидом экономическая ценность прямого использования при этом очень часто может превышать индивидуальную оценку этой части блага в его общественном проявлении. (Индивидуальная оценка блага в его общественном проявлении – это индивидуальная оценка ценности существования и общественно потребляемых косвенных эффектов.) Заметим, что если осознаваемая индивидуальная ценность блага как общественного для индивида выше его ценности для личного использования (см. участок D1 > d1 индивидуальной кривой спроса на исключительное потребление общественного блага) – у индивида, сознающего и соизмеряющего две разные ценности, нет побудительных мотивов к изъятию блага в исключительное потребление. В качестве примера – даже браконьер, будучи расчетливо здравомыслящим, не будет добывать больше того, что он сможет унести, увезти, переработать, сбыть за определенный период. В принципе, при чисто экономическом подходе, если считать, что график представляет собой график спроса, учитывающий эффекты воспроизводства (вариант – самовоспроизводства) блага во времени и меры дисконтирования индивида (строгое проведение такой трансформации не вошло в рамки данной диссертации), не вызывает принципиальных проблем и участок d1 > Dобщ кривой спроса на изъятие в частное потребление. Здесь индивид и общество могут договориться о выкупе права на пользование (не такого ли рода пример дает торговля дорогостоящими лицензиями на отстрел).

Проводя качественный анализ спроса на благо «редкое животное» для более зрелого общества в сравнении с развивающимся, мы можем предположить:

- относительно более высокую значимость блага в его общественном проявлении, т.е. через ценность существования и через косвенные эффекты. Рассуждения предыдущей главы дают основания полагать, что рост общественной составляющей ценности будет иметь темп, не меньший, чем рост общественного богатства в целом. В предположении, что спрос на изъятие блага в индивидуальное потребление останется на прежнем уровне, это приведет к уменьшению общего давления на редкий вид (критической здесь является ценность блага как общественного именно для потенциального браконьера!), и, скорее всего, хотя и не обязательно, сузит критическую область, в которой благо может изыматься нелегально и, как видим, без какой-либо компенсации. Для нашего примера, отображенного на графиках рис. 4.4.2, пропорциональный трехкратный рост ценности блага для каждого члена общества приведет к снижению общего спроса на изъятие блага в индивидуальное потребление со стороны первого индивида до десяти единиц. В том числе четырех – на условиях легального выкупа и шести – нелегально;

- относительно более высокую ценность одной или нескольких первых из добываемых особей (эффект престижности). Это должно привести к увеличению суммы выкупа за легально добываемые экземпляры (особенно, если удастся осуществление ценовой дискриминации), что позволит бόльшие средства пускать на поддержание существования вида, научные исследования и пр.;

– возможность уменьшения предельной ценности от добычи последующих экземпляров. Эффект приводит к сокращению области D1 <d1 < Dобщ снизу. Среди факторов, работающих на этот эффект, и тот, сравнительно бесспорный, что животное начинает представлять меньшую ценность как продукт питания для более бедных членов общества, а также то, что доходность нелегального бизнеса по добыче животных уменьшается, хотя это и более спорно. В пользу последнего говорит и возможность более дорогостоящих, но и более эффективных защитных мер со стороны государства, и тот факт, что по многим производным товарам, например лекарствам, расширяется круг заменителей и т. д.

Рис. 4.4.2. Изменение формы кривых спроса на благо «животное редкого вида» при переходе от развивающегося общества к более зрелому (масштабы по одноименным осям для двух графиков одинаковы)

В сумме перечисленные эффекты приводят к уменьшению прямого истребления редких видов, сужению области критического конфликта ценностей, а также к увеличению поступлений с каждой лицензии на ограниченный легальный отстрел (возможно, при некотором уменьшении числа таких лицензий). Типичная трансформация графиков рис. 4.4.1 при переходе от развивающегося общества к более зрелому представлена на рис. 4.4.2.