Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебное пособие - СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПРА....doc
Скачиваний:
35
Добавлен:
16.11.2018
Размер:
13.42 Mб
Скачать

2.13. Иерархии доминирования

Биосоциальные системы могут быть, теоретически, построены по принципам эгалитаризма – т.е. полного равенства всех особей в плане распределения ресурсов и управления биосоциальной системой. Фактически, подавляющее большинство биосоциальных систем включает ту или иную степень неравенства особей, так что входящие в систему индивиды различаются по (био)социальным рангам. Совокупность этих рангов и обозначается как иерархия.

Классический этологический пример иерархии – порядок клевания (pecking order) у кур. Курица ранга А клюет пищу первой, ранга В – второй и т.д., причем нарушения порядка клевания (например, попытка курицы ранга С клюнуть зерна раньше курицы ранга В) пресекаются клевком в голову или туловище нарушителя иерархии.

2.13.1. Доминирование и лидерство.

Особи разных рангов часто различаются по степени доступа к пище, укрытиям, партнерам для спаривания и другим ресурсам. В сообществе живых организмов в этом случае имеются доминирующие индивиды (доминанты) которые приобретают право действовать не считаясь с действиями партнера, имея преимущественный доступ к ресурсам. Доминирование может быть ограничено отношениями между двумя особями или распространено на всю биосоциальную систему. В последнем случае говорят о доминанте всей этой системы. Классический пример – вожак стаи низших обезьян (мартышек, макак, бабуинов), который присваивает лучшие пищевые ресурсы, имеет доступ ко всем самкам.

Помимо доминирования, на примере обезьяньего вожака можно проиллюстрировать и явление лидерства в биосоциальной системе. Лидер руководит передвижением (лидерство в наиболее буквальном смысле, от англ. lead – вести) и другими формами поведения членов биосоциальной системы. Управление передвижением группы может быть связано с «движениями намерения», совершаемыми лидером (например, лидер птичьей стаи хлопает крыльями, собираясь взлететь). Эти движения воспринимаются остальными индивидами в биосоциальной системе и направляют их собственное поведение; лидер выступает как «водитель ритма» биосоциальной системы [Плюснин, 1990]. Лидерство во многих случаях (хотя и не всегда) связано с доминированием. Так, у гамадрилов, зеленых мартышек, макак и других обезьян вожак – не только доминант, но и лидер группы. В своей лидерской роли вожак ведет группу в пути, организует уход за детенышами, патрулирование территории, коллективную оборону от хищников или других групп. В ряде работ подчеркиваются также другие общественно полезные функции вожака у приматов, такие как доставание пищи, передвижение группы к местам ночлега и отдыха, сплочение группы как системы. Этот момент важен с биополитической точки зрения. Поскольку мы имеем общие с приматами гены, ответственные за формирование подобных типов поведения, можно надеяться на «природно»-обусловленную эволюцию политических структур» в направлении большей заботы о судьбах и обустроенности существования граждан, заполняющих места в основании социальной пирамиды [Зуб, 1994].

У некоторых животных роль доминанта и лидера может относиться к разным особям (например, у копытных, у птиц). На водопое или при распределении пищи доминирует не та особь, которая ведет группу в пути как лидер. Доминант может идти в середине или даже последним в движущемся стаде – пример «разделения власти», небезынтересный в политическом плане.

В ряде биосоциальных систем единого доминанта или лидера нет, ибо в отношении разных видов ресурсов доминируют (а в разных видах деятельности лидируют) разные особи. Так, у поилки с водой доминирует не та крыса, которая доминирует в плане доступа к особям противоположного пола. Возможно также временное ограничение доминирования. Например, в сообществе кошек одна кошка доминирует на данной тропе утром, другая вечером. Доминирование (лидерство) может быть ограничено сложным «регламентом поведения». Иерархии получаются в этом случае расщепленными, многомерными, меняющимися от ситуации к ситуации. М. Вебер констатировал наличие многомерных иерархий и в человеческом обществе. Имеются, в частности, иерархии по богатству (противопоставление богатый–бедный), по власти, авторитету (противопоставление начальник–подчиненный), наконец, по престижу, общественному признанию заслуг (оппозиция заслуженный/почетный – без почетных званий). Эти иерархии близки к совпадению лишь в тоталитарных государствах.