Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
2 курс / Нормальная физиология / Мулик_А_Б_Ред_Физиология_адаптации_Материалы_1_й_Всероссийской_научно.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
9.89 Mб
Скачать

Литература

  1. Бабиченко Е.И. Травма позвоночника и спинного мозга (опасности, ошибки, осложнения) // Материалы симпозиума.-Новокузнецк, 1994.-С.121-124.

  2. Минасов Б.Ш. и др. //Вестник восстановительной медицины.-2007.-№2 (20).-С.72-74.

  3. Trendelenburg W. // Pflugers Arch. Ges Physiol.-1910.-133.-S.305-312.

  4. Асратян Э.А. //Журнал высшей нервной деятельности.-1995.-Т.5, №2.-С.187-197.

  5. Гинецинский А.Г. Физиологические механизмы водно-солевого равновесия.-М.-Л: АН СССР, 1963.-427 с.

  6. Мусалов Г.Г. О восстановлении функции и структуры после полной поперечной перерезки спинного мозга у животных: автореф. дисс. … докт. мед наук.-М.: Институт ВНД и НФ АН СССР, 1974.-38 с.

  7. Сулаквелидзе Т.С. Взаимосвязь антидиуретической и окситоциновой активностей плазмы крови и ликвора у интактных и спинальных собак: автореф. дисс. … докт. мед. наук. –М.: Институт ВНД И НФ АН СССР, 1989.-48 с.-(Специальность 03.00.13 –физиология человека и животных).

  8. Дулаев А.К. //Тезисы докладов VI съезда травматологов-ортопедов России.-Н. Новгород, 1997.-С.71.

  9. Петриков С.С. //Вестник интенсивной терапии. Информация.-2007.-№1.-С.95-96.

  10. Бутров А.В., Галенко С.В. //Новое в анестезиологии и реаниматологии.-2007.-№1.-С.57-60.

  11. Гельфанд Б.Р. //Вестник службы крови России.-Март 2006.-№1.-С. 29-34.

  12. Павлов Р.Е., Яковлева И.И. //Анестезиология и реаниматология.-2007.-№4.-С.81-85.

  13. Stricker Edward M. et al // Amer. J. Physiol.-2002.-V.282, №6, r.2-p.1710-1717.

Цикличность сна и бодрствования – основа адаптации теплокровных организмов к изменениям среды

Е.В. Вербицкий

Южный научный центр РАН, г. Ростов-на-Дону

Вращение нашей планеты вокруг своей оси определяет изменение освещенности, температуры, влажности и других факторов внешней среды в отдельном регионе, заставляя адаптироваться к ним все разнообразие биоты. Обеспечение таких адаптаций реализуется не только на уровне функций систем органов, но и на уровне клеточных и субклеточных механизмов. В основе этих адаптаций лежит чередование в течение суток активности и покоя у насекомых и хладнокровных организмов. С приобретением возможности поддержания гомеостаза внутренней среды жизнедеятельность организма теплокровных животных становится менее зависимой от изменений факторов внешней среды. Осуществляется это за счет циркадианных преобразований физиологических функций в организме. Такие преобразования реализуются в течение суток благодаря чередованию трех состояний, которые существенно отличаются нейрофизиологией, нейрохимией и характером поведения (Вейн, 1974; Kovalzon, 2005, 2006). Это состояния бодрствования, медленного и быстрого сна, смена которых раскрыла теплокровным организмам дополнительные преимущества во взаимодействии с окружающей средой (Saper et al., 2005). Реализация этих преимуществ способствовала расширению ареалов их обитания на значительные пространства суши, а вторичноводным теплокровным животным позволила занять многочисленные экологические ниши в бассейнах рек, морей и океанов.

Чередование медленного, быстрого сна и бодрствования формируется регуляторными системами головного мозга, функционирование которых обусловлено многообразием нейротрансмиттеров, нейромодуляторов и др. соединений, обеспечивающих сопряженное функционирование групп многих нейронов. Усложнение в ходе эволюции организации этих регуляторных систем обеспечило появление новых возможностей в адаптации теплокровных организмов к изменениям среды обитания. К числу таких дополнительных возможностей адаптации следует отнести способность организма связывать новые раздражители с потенциальной угрозой. Указанная способность называется тревожностью, базовой - у животных, личностной - у человека и которая, как выясняется, во многом детерминирована генетически и тесно связана с циклом сон-бодрствование. Уровень тревожности определяет особенности поддержания бодрствования, что отражается в характере электрической активности мозга, а также сказывается на углублении медленного и развитии быстрого сна. Все это в совокупности обуславливает характер сенсорной и моторной реактивности организма, что посредством выбора форм адаптивного поведения влияет на стратегию его адаптации к новой ситуации (Вербицкий, Топчий, 2005; Вербицкий, Сысоева, 2006).

Высказывается гипотеза о том, что в зависимости от уровня тревожности (личностной, базовой) в основе которого лежат особенности организации цикла сон-бодрствование, одни организмы получают возможность успешнее адаптироваться к сильным, но однообразным раздражителям, а другие – к слабым, но вариабельным факторам внешней среды. Выяснение справедливости такой точки зрения важно для понимания путей совершенствования адаптации теплокровных организмов к факторам среды обитания в филогенезе (Вербицкий, 2006). Кроме того, возникновение ясности в этом вопросе позволяет надеяться на уточнение некоторых положений индивидуально-групповых особенностей онтогенеза сна человека и животных. Следует также указать, что развитие работ в этом направлении позволяет связывать тревожность с характером расстройств сна для раскрытия индивидуальных путей их компенсации (Вербицкий, 2004, 2008). Выяснение этих закономерностей представляет интерес не только для физиологии адаптации, но и весьма существенно для решения вопросов экспериментальной и клинической сомнологии.