Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
2 курс / Нормальная физиология / Мулик_А_Б_Ред_Физиология_адаптации_Материалы_1_й_Всероссийской_научно.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
9.89 Mб
Скачать

Влияние личностной тревожности на показатели активаций мозга

в динамике развития МФС и ПФС

Лица с ВТ

Лица с УТ

Лица с НТ

К-во

Длит.

(мин)

К-во

Длит.

(мин)

К-во

Длит.

(мин)

Общая характеристика активаций ЭЭГ

81

±6,3

11

±2,1

53*

±4,5

10,2

±1,6

47*

±5,3

5,8*

±2,1

Медленноволновая фаза сна

15

±1,4

2,8

±0,8

5*

±2,1

1,2*

±0,2

2*

±0,3

0,5*

±0,1

Парадоксальная фаза сна

26

±2,6

2,4

±0,9

10*

±2,4

0,7*

±0,2

5*

±2,5

0,5*

±0,3

ВТ – лица с высоким, УТ – умеренным, НТ – низким уровнем тревожности.

Различия достоверны при p<0,05 по отношению к лицам с высоким уровнем тревожности.

Спонтанные кортикальные активации у лиц с разным уровнем тревожности с большей плотностью регистрировались в поверхностном сне и парадоксальной фазе сна (Sforza, Jony et. all, 2000). У лиц с высоким уровнем тревожности количество кортикальных активаций в МФС и в ПФС – 15 и 26 активаций, соответственно – достоверно выше, чем у лиц с умеренным (5 и 10 активаций, соответственно) и низким (2 и 5 активации, соответственно) уровнями тревожности, табл. Такое преобладание кортикальных активаций может свидетельствовать о более высоком уровне активации таламокортикальной системы и сохранении влияния ретикулярной формации мозга при развитии ночного сна у лиц с высоким уровнем тревожности (Halasz P., Terzano M. et. al., 2004). Регистрировались спонтанные кортикальные микро-активации синхронизированного и десинхронизированного типов. Кортикальные микро-активации синхронизированного типа характеризовались возникновением на ЭЭГ К-дельта, К-тета, К-альфа. У лиц с умеренным и низким уровнями тревожности они регистрировались во второй и третьей стадиях МФС, у лиц с высоким уровнем тревожности они также отмечались и в ПФС. Активации такого типа свойственны для МФС и выполняют функцию подготовки и сохранения глубокого сна (Black, Guilleminault et.al., 2000; Ferrillo, Gabarra et.al., 1997), формирование их в ПФС у лиц с высоким уровнем тревожности, наверное, связано с компенсаторными процессами недостатка дельта-сна. Кортикальные активации десинхронизированного типа, характеризующиеся возникновением на ЭЭГ альфа-, тета-ритмов, снижением представленности дельта- и сигма-активности, являются маркерами парадоксальной фазы сна (Cantero, Atienza, 2000). В отличие от лиц с умеренным и низким уровнями тревожности, у лиц с высоким уровнем тревожности кортикальные микро-активации мозга регистрирроваись также и в дельта-сне. Формирование такого рода микро-активаций мозга в МФС является показателем нестабильности сна и приводит к его фрагментации и разрушению (Parrino, Smerieri et.al., 2001; Célyne, Bastien et.al., 2008).

Анализ структуры ночного сна у лиц с разным уровнем тревожности показал снижение дельта-сна, увеличении поверхностных стадий МФС, выраженной фрагментации МФС и ПФС, большим числом пробуждений у лиц с высоким уровнем тревожности.

Таким образом, высокий уровень тревожности характеризуется более высоким уровнем активации коры мозга, что проявляет в большей выраженности колебаний сигма-, бета-, тета-активности и меньшей представленностью дельта-активности на разных стадиях сна, в большем числе спонтанных микро-активаций мозга, что отражается в увеличении времени бодрствования во сне, выраженной фрагментации сна, снижении дельта-сна и увеличении поверхностных его стадий.