Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
2 курс / Нормальная физиология / Мулик_А_Б_Ред_Физиология_адаптации_Материалы_1_й_Всероссийской_научно.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
9.89 Mб
Скачать

Литература

1. Иорданская Ф.А., Юдинцева М.С. Диагностика и дифференцированная коррекция симптомов дезадаптации к нагрузкам современного спорта и комплексная система мер их профилактики // Теория и практика физической культуры. – 1999. – №1. – С. 18-24.

2. Viru A.A. Adaptation in sports training // Buee Ratan. CRC Press, 1995. – P. 342.

3. Исаев А.П., Личагина С.А., Потапова Т.В. Стратегия адаптации. Учебное пособие. – Тюмень: ТГУ, 2003. – 248 с.

4. Солодков А.С., Сологуб В.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная.– М.: Терра-Спорт: Олимпия Пресс, 2001. – 519 с.

5. Юдаев Н.А., Утешева З.Ф. Гормоны гипоталамуса // Биохимия гормонов и гормональной регуляции: Учебное пособие / Под ред. Юдаева Н.А. – М.: Наука, 1976. – С. 11-43.

6. Писков С.И. Менструальная функция женщин-борцов различной квалификации // Адаптационная физиология и качество жизни. Мат. межд. симп. 14–16 мая 2008г. – М.: РУДН, 2008. – С. 265-266.

Нарушение психологического здоровья у осужденных в условиях изоляции

А.С. Арапова

Вологодский институт права и экономики Федеральной

службы исполнения наказаний России

Психологическое здоровье – это способность поддерживать равновесие на всех уровнях функционирования при изменяющихся условиях внешней среды на основе способности к саморегуляции. Саморегулируемость как центральная характеристика психологически здорового человека представляет собой возможность адекватного приспособления субъекта к благоприятным и неблагоприятным воздействиям окружающей среды [1].

Способность поддерживать равновесие на всех уровнях функционирования может быть нарушена действием различных неблагоприятных факторов и стрессом, воздействующими на психику человека. Пребывания в учреждениях уголовно-исполнительной системы является мощным стрессором, который является первым толчком к изменению психологического здоровья человека. В числе форм психологического стресса в качестве отдельной формы можно выделить стресс пенитенциарный, вызываемый воздействием на индивида стрессогенных факторов пенитенциарной среды [2]. Насильственная изоляция человека предполагает серьезные ограничения, которые у многих заключенных вызывают дезадаптацию на основе утраты важных для личности социальных связей и ослабления полноценных, на основе свободы выбора, межличностных контактов.

Психологические перегрузки у заключенных в следственных изоляторах, исправительных учреждениях обусловлены дезориентацией, связанной с потерей свободы, утратой чувства автономного существования, снижением самооценки, страхом перед перспективой неожиданной агрессии со стороны других заключенных, переживанием отсутствия гетеросексуальных связей и пр. В связи с этим возникает чувство тревожности, мнительности, скрытности, либо, напротив, неоправданной откровенности, внезапные вспышки гнева или апатии. В итоге из-за фрустрирующих ситуаций, поведение осужденного меняется. В основном, как свидетельствуют исследования В.Ф. Пирожкова (1998 г.), превалируют такие виды поведения, как двигательное возбуждение и напряженность, агрессия, или, напротив, апатия и беспомощность.

С целью изучения деструктивных последствий пребывания осужденных в условиях изоляции нами было проведено исследование, объектом которого выступили 192 осужденных мужского пола, прибывших из СИЗО и проходящих карантин в исправительных учреждениях Вологодской области. Участники исследования были обследованы комплексом психодиагностических методик, направленных на изучение психических состояний (методика Ч.Д. Спилбергера – Ю.Л. Ханина, методика Д. Рассела и М. Фергюссона, методика В. Зунга (в адаптации Т.И. Балашовой)), мотивационной сферы (методика диагностики смысложизненных ориентаций (в адаптации Д.А. Леонтьева)); поведенческие особенности были исследованы с помощью опросника «Стратегии преодоления стрессовой ситуации» (SACS С. Хобфолл) и изучения форм агрессивного поведения (методика А. Басса-А.Дарки). Помимо перечисленных методик была использована анкета, позволяющая проанализировать ретроспективно мнение осужденных по поводу пребывания в следственном изоляторе, оценить состояния, характерные для осужденных во время нахождения в данном учреждении, т.к. предварительное заключение под стражу – это первый этап изоляции от общества и критическая ситуация для любого человека.

Данные анкетирования осужденных свидетельствуют о том, что типичными состояниями осужденных в период их нахождения в СИЗО являются тоска по дому, родным; ожидание изменений (пересмотра дела, освобождения); состояние обреченности, обусловленные такими стрессогенными факторами пенитенциарной среды как отрыв от семьи и родственников, помещение в замкнутую среду, нарушение привычного уклада жизни, невозможность уединиться. К основным трудностям, испытываемым в первый период вхождения в среду лиц, содержащихся в СИЗО относятся незнание особенностей обычаев, неформальных правил поведения в данной среде, особенно это характерно для тех, кто находится в первый раз в условиях изоляции.

В результате диагностики выявлены следующие особенности. Наиболее стрессовым периодом для большинства заключенных является временной отрезок от 1 до 3 месяцев адаптации к условиям пенитенциарной среды. Именно в это время интенсивность негативных переживаний максимальна, т.к. в большей мере характерны состояния одиночества (26,0 %), депрессии (39,4 %), высокая ситуативная тревожность (51,2 %).

Качественно-количественный анализ результатов исследования состояний, испытываемых осужденными, пришедшими из СИЗО, свидетельствует, что у осужденных, не имеющих криминального опыта в прошлом, чаще наблюдаются симптомы повышенной ситуативной тревожности, одиночества и депрессии, связанные, прежде всего с шоком соприкосновения с новой субкультурой, неопределенностью положения, неизвестностью будущего. По мере привыкания к условиям пенитенциарных учреждений интенсивность негативных переживаний снижается.

Для осужденных наиболее характерными моделями преодоления сложной фрустрирующей ситуации является: «избегание» (61,4 %), «осторожные действия» (44,2 %), «агрессивные» и «импульсивные действия» (38,5 %). В целом, осужденные используют неконструктивные стратегии, препятствующие преодолению трудной ситуации. Таким образом, анализ результатов исследования моделей преодолевающего поведения у осужденных, прибывших из следственного изолятора показал, что они в большей степени не склонны к рациональному анализу проблемы и использованию эффективных стратегий преодоления проблемных ситуаций, встречающихся в жизни. Лишь менее трети осужденных решают ежедневные проблемные ситуации с помощью «поиска социальной поддержки» (28,5 %), «вступлением в социальный контакт» (21,4 %) и «ассертивными действиями» (18,5 %). В то же время большая часть осужденных склонна к «избеганию», «осторожным действиям», «импульсивным» и «агрессивным действиям». Данные стратегии поведения являются неадаптивными, что в итоге может вести к внутреннему конфликту, представляющему собой несовместимость, столкновение противоречивых отношений личности. Присущие конфликту переживания могут стать источниками ухудшения психического здоровья.

Преобладающими формами агрессивного поведения у осужденных являются физическая (47,1 %) и вербальная агрессия (47,1 %), которые свойственны почти каждому второму из них. Типичные формы проявления агрессии у осужденных – использование физической силы против другого лица; выражение негативных чувств как через ссоры, крик, визг, так и на основе словесных выпадов (угроза, проклятие, ругань). Анализ результатов показал, что осужденные, прибывшие в исправительное учреждение из следственного изолятора, прежде всего склонны к проявлению физической агрессии, вербальной агрессии и чувства вины (самоагрессия). Причем уровень физической агрессии у лиц, неоднократно содержащихся в пенитенциарных учреждениях, более высокий, чем у осужденных впервые. Такие виды агрессивного поведения как предметная и эмоциональная агрессия выражены слабее. Полученные данные позволяют также утверждать, что агрессия осужденных в большей степени направлена на человека - другого или себя, но в меньшей степени - на предметы. Такое направление агрессии может отражать высокий уровень «психологической усталости» от необходимости находиться в постоянном контакте друг с другом и не иметь при этом возможности сменить круг общения или побыть одному.

Анализ смысложизненных ориентаций осужденных показал, что в целом, по всем пяти шкалам можно отметить заниженные показатели по сравнению с приведенными нормами. Качественно-количественный анализ результатов показал, что для осужденных, не раз побывавших в СИЗО и исправительных учреждениях, резко снижены все параметры осмысленности жизни, деформированы представления о своем жизненном пути и процессе проектирования будущей жизни, т.е. большинство осужденных живет по принципу «здесь и теперь», не задумываясь о будущем. В этой связи нами разделяется позиция В. Франкла, который считал, что человек, который не верит в будущее, потерян, потому что утрачивает духовный стержень, внутренне ломается и деградирует как телесно, так и душевно [3].

Таким образом, внутренняя интенсивность и напряженность пребывания в изоляции, на примере учреждений уголовно-исполнительной системы, приводит к нарушению психологического здоровья, проявляющемуся на психологическом уровне в постоянном возникновении негативных эмоциональных переживаний (состояния тревожности, одиночества, депрессии); в деформации мотивационной сферы; в преобладании таких форм агрессивного поведения как физическая и вербальная агрессия; типичными стратегиями преодоления сложных ситуаций у осужденных являются избегание, осторожные действия, агрессивные и импульсивные действия, они не склонны решать, анализировать и преодолевать возникшие трудности, что свидетельствует о пассивности поведения, неверие в собственные силы и интеллектуальные ресурсы.