Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Психология и философия / Генри Элленбергер Открытие бессознательного. Том 1.pdf
Скачиваний:
31
Добавлен:
12.08.2021
Размер:
13.48 Mб
Скачать

Глава 1. Предшественники динамической психотерапии

утренний кофе. Дальнейшее выздоровление проходило без каких-либо помех41.

Исцеление через исполнение желаний

Влияние несбывшихся желаний на этиологию заболеваний извест­ но с незапамятных времен. «Надежда, долго не сбывающаяся, томит сердце, а исполнившееся желание — как древо жизни» (Книга Притчей Соломоновых, XIII, 12). Пословица Маори говорит: «Если в сердце че­ ловека — колодец разочарований, его посещают раздражительность и беспокойство»42.

На протяжении многих столетий медицинские трактаты содержали описания двух факторов, которые в большой степени не учитываются сегодня, это тоска по дому и любовная истома. Первую, называемую также ностальгией, часто испытывали солдаты или другие люди, нахо­ дящиеся вдали от родины, они скучали по дому, беспрестанно мечтали о нем, не могли ни на чем больше сосредоточиться и часто даже уми­ рали, если не попадали домой, а если попадали, наступало быстрое чу­ десное исцеление41. Любовная истома наблюдалась у мужчин и женщин, страдающих от безнадежной любви. Они медленно угасали и в конце умирали, если им не удавалось соединиться с объектом своего чувства (которое часто держалось в тайне). Психиатрия девятнадцатого века исключила эти два состояния из своей нозологии, не придавая большо­ го значения несбывшимся желаниям как психогенному фактору. Дина­ мическая психиатрия вновь стала подчеркивать их значение, которое так хорошо понимала первобытная медицина в отдельные периоды сво­ его существования.

Когда французские иезуиты начали в семнадцатом веке миссионер­ скую работу среди индейцев северо-восточного побережья Америки, их поразило то, какое значение гуроны и ирокезы придают исполнению личных желаний человека в том виде, в каком они отражаются в снови­ дениях. «Было бы жестокостью, если не убийством, не дать человеку то, что ему снится, ибо такой отказ может привести его к гибели», — писал один из отцов-иезуитов44. Считалось священным долгом дать человеку то, что он видел во сне или дать ему сделать то, что ему приснилось — тем более, если этот человек болен. Ничто не может спасти его, кроме исполнения желаний его сердца, выраженных в снах.

Один из иезуитских миссионеров, отец Рагюно, дает превосходное опи­ сание верований и обычаев гуронов в этом отношении45. Гуроны различали три причины заболеваний: естественные причины, колдовство, неисполнив­ шиеся желания. Что касается неосуществившихся желаний, часть их инди-

-ЕЕ-

От первобытных времен до психологического анализа

 

виду известна, другие, называемые ondinnonk, ему не известны, но могут проявиться в его снах. Эти сны, однако, могут забыться, а есть желания, ко­ торые не появляются даже в снах. Прорицатели, называемые saokata, могли определить эти неосознанные желания, глядя, например, в кувшин, напол­ ненный водой. Если пациент был смертельно болен, прорицатели заявляли, что его желания невозможно выполнить. Если же были шансы на выздоров­ ление, они перечисляли то, чего якобы желал пациент, и организовывали «праздник снов». Среди членов племени проводился сбор подарков, и со­ бранные предметы дарили во время пира с танцами и другими проявлениями общественного ликования. Вопрос о возвращении этих подарков дарителям никогда не ставился. Таким образом, пациент не только поправлялся от бо­ лезни, когда исполнялись его желания, но иногда и становился богатым че­ ловеком. С другой стороны, некоторые из дарителей могли, в свою очередь, тоже заболеть и увидеть во сне, что они тоже кое-что получили в качестве компенсации за свои расходы. «Праздник снов», таким образом, являлся одновременно средством излечения больного, общественным праздником

иобменом собственностью.

Вдругих работах отцы-иезуиты описывают «праздник снов» как при­ ступ коллективного безумия, при котором больные перебегают от гостя к гостю и, крича и угрожая им, требуют, чтобы они угадывали их сны и да­ вали им то одно, то другое, до тех пор пока не угадывался сон и не находил­ ся правильный ответ.

Вэтих описаниях встречаются случаи того, что можно было бы назвать символической реализацией. Одному из иезуитов случилось посетить об­ щину племени ирокезов в день «праздника снов». Один из ирокезов хотел

убить француза, однако, когда ему предложили сюртук француза, он охот­ но согласился на эту замену46. В другой истории рассказывается о молодой женщине, которая была тяжело больна. Одному из ее сородичей приснился сон о том, что она поправится, если ее родители устроят угощение, на ко­ тором пиршественный стол будет украшен двадцатью головами лосей, что было невозможно сделать в то время года. Однако толкователь снов проя­

вил понимание ситуации, согласившись, что двадцать голов лосей можно заменить двадцатью буханками хлеба47.

Этот вид терапии может показаться совершенно неприемлемым для нас: ну в самом деле, кому сейчас придет в голову лечить пациента, пре­ доставляя ему то, что он хотел бы иметь? Тем не менее терапевтический эффект исполнения желаний, возможно, в наши дни недооценивается. Но здесь роль терапевта иногда может сыграть счастливый случай.

Историческим примером именно такой ситуации может служить эпи­ зод из биографии Франсуа Маженди (1778-1855). Занимаясь изучением

Г/юва 1. Предшественники динамической психотерапии

•ШИ-

 

медицины в возрасте между двадцатью одним и двадцатью двумя годами, Маженди жил в невероятной бедности и почти голодал. Он тяжело забо­ лел, находился в состоянии депрессии и испытывал отвращение к жизни. В этот момент к нему неожиданно пришел нотариус и сообщил, что он уна­ следовал двадцать тысяч франков, что в то время составляло значительную сумму. Маженди мгновенно излечился. Он завел конюшню с прекрасными лошадьми и породистыми собаками и начал вести столь экстравагантный образ жизни, что через год от его наследства не осталось ничего, кроме приятных воспоминаний. После этого Маженди вернулся к своим занятиям медициной и позднее стал выдающимся физиологом.

Психодинамика этого случая становится понятной, если мы вспомним, что Маженди происходил из очень зажиточной семьи, потерявшей свое со­ стояние во времена Французской Революции. Его отец, последователь идей Руссо, дал ему весьма свободное воспитание. В результате юный Маженди был одновременно склонен к фрустрации и нетерпим к ней. Его чистопо­ родные лошади и собаки представляли для него то, чем «праздник снов* являлся для ирокезов48.

Весьма вероятно, что исполнение несбывшихся желаний играет ре­ шающую роль в успехе экзорсизма и ряда других терапевтических про­ цедур. Бруно Левин показал, что замена исполнения сексуальных же­ ланий, возможно, объясняет успех египетской церемонии, называемой «Zar».

Церемония Zar совершается в Египте для лечения женщин из низших социальных классов, больных неврозом и истерией. Она организуется жен­ щиной, которую называют kudya. Ей помогают еще три женщины, они поют, танцуют и играют на барабане и на тамбурине. Участие в церемонии прини­ мают только женщины. После выполнения различных обрядов, в комнату вводят больную, облаченную в свадебный наряд. Производится жертво­ приношение животного, в комнате жгут благовонья, больную раздевают и надевают на нее белую рубашку. Затем kudya начинает танцевать, как бы погружаясь в транс, ее движения постепенно становятся все более дикими, пока она наконец не падает на пол в изнеможении. Через некоторое время снова начинает звучать музыка, сначала это медленная и нежная мелодия, kudya призывает djinn, который, как полагают, является ее возлюбленным. Затем музыка и танец становятся снова дикими и kudya в трансе совершает оргастические движения, как бы отдаваясь воображаемому возлюбленно­ му, а затем снова падает на пол, призывая прийти других djinns. Больная присоединяется к дикому танцу kudya, ее примеру следуют остальные, пока все они не начинают срывать с себя одежду и в трансе вступают в сексуаль­ ный контакт с djinn'aMH. Д-р Левин констатирует, что эта церемония дейст-

От первобытных времен до психологического анализа

-EUl·

вительно помогает многим пациенткам. Некоторые женщины приходят на Zar каждый месяц. Большинство из них фригидны и состоят в несчастливом браке, так что Zar дает им возможность получить сексуальное удовлетворе­ ние в единственной форме, которая им доступна49.

Иногда неудовлетворенные желания не выступают в форме стрем­ ления к обладанию и не связаны с либидо, а представляют скорее по­ пытки самореализации. Д-р Льюс Марс описывает параноидальные ре­ акции, имеющие место у жителей Гаити среди активных и амбициозных индивидов, находящихся в состоянии стресса из-за все увеличивающих­ ся трудностей и постоянно преследующих их неудач50. У таких людей появляется чувство, что их кто-то преследует, и они, в свою очередь, на­ чинают вызывать раздражение у других и доставлять им неприятности. Реакция общины на такие ситуации выглядит весьма примечательной: пациента внимательно и сочувственно выслушивают и затем подыски­ вают для него работу, соответствующую его способностям. Проекция фрустрации пациента постепенно ослабевает и исчезает, и община сно­ ва принимает его в свои ряды.

Многие люди испытывают фрустрацию из-за того, что их жизнь является скучной и неинтересной, и из-за того, что они не получают должного внимания со стороны окружающих, в том числе и членов своей семьи. Некоторые описания обычаев жителей Мадагаскара по­ зволяют предположить, что там имеются терапевтические процедуры, имеющие целью непосредственно удовлетворить вызывающие фру­ страцию потребности людей. Ниже приводим два описания таких обы­ чаев.

Ле Барбье описывает в своей работе Bilo (слово, которое одновременно означает саму болезнь, пациента и терапевтическую церемонию): Bilo гово­ рит он, «это самая странная, непонятная, насыщенная образами болезнь, в то же время и самая легкая для излечения». Пациентами являются нерв­ ные, сверхчувствительные к шуму люди, неспособные оставаться в спокой­ ном состоянии. Местный лекарь, или ombiasa, решает, в какой день состоит­ ся обряд «коронации». Героем церемонии является сам пациент, которого окружающие называют королем, в то время как члены его семьи составляют его «свиту», а остальные жители деревни — его подданных. В день церемо­ нии пациента облачают в роскошные одежды и проявляют по отношению к нему всевозможные знаки уважения и почтительности. Дважды в день для него исполняются песни и танцы, к которым он может присоединиться, если пожелает. Эти празднества продолжаются в течение пятнадцати-двад- цати дней, пока не наступит исцеление пациента. Затем приносят в жертву быка, крови которого должен отведать Bilo51.