Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Психология и философия / Генри Элленбергер Открытие бессознательного. Том 1.pdf
Скачиваний:
32
Добавлен:
12.08.2021
Размер:
13.48 Mб
Скачать

Глава 1. Предшественники динамической психотерапии

Еще одно описание, сделанное в другой провинции Мадагаскара, со­ общает о том, что после пятнадцати дней песен и танцев процедура завер­ шается «поднятием» Bilo. Воздвигается платформа примерно 2,5 метра в высоту, на которую помещают пациента, а у его ног ставится небольшая статуя. Затем совершается жертвоприношение, пациента омывают и прино­ сят ему пищу, которую он съедает, сидя на возвышении52.

Понятно, как должно раздуться (стать напыщенным) «эго» пациента (в разговорном значении этого слова), если его целых две недели назы­ вают королем и обращаются с ним соответствующим образом, а затем поднимают его на возвышение. Неудивительно, что во многих случаях лечение с помощью процедуры Bilo оказывается успешным53. В своем исследовании чудесных исцелений Жане подчеркивает, что многие из пациентов, которые таким образом излечились, были больны, потому что испытывали потребность общественного признания54. Чудесное ис­ целение для них было сопряжено с внезапным увеличением престижа и внимания со стороны окружающих.

Лечение с помощью церемонии

Одно из главных различий между современным лечением, прово­ димым на научной основе, и лечением первобытным состоит в том, что первое является частью повседневной жизни, в то время как последнее обычно осуществляется в виде церемонии. Это относится ко всем мето­ дам первобытного лечения, которые мы рассмотрели. В некоторых слу­ чаях создается впечатление, что церемонии в них являются не просто второстепенным элементом лечебной процедуры, но ее главным тера­ певтическим агентом.

Существует несколько видов церемониального лечения. Хокарт по­ казал, что некоторые лечебные процедуры есть не что иное, как бывшие обряды посвящения (или части таких обрядов), которые ушли в прош­ лое как таковые, но приобрели новое значение как лечебные методы55. Иногда церемония лечения представляет собой нечто вроде восстанов­ ления вызвавшей болезнь (патогенной) травмы. Иногда это может быть проигрывание великих мифов племени, таких, как миф о сотворении мира или истории о богах56. Во многих церемониальных излечениях — с подобным проигрыванием или без него — пациента принимают в ка­ кую-то группу (например, в общество целителей у народности Зуни) или в социальную группировку, к которой он принадлежит: семью, клан, племя. И наконец, церемония может оказать эффективное воздействие на пациента просто благодаря красоте ее обрядов, великолепию костю­ мов, музыки и танцев.

От первобытных времен до психологического анализа

Лечение через пере-разыгрывание (re-enactment) первоначальной травмы было описано у индейского племени Помо в Калифорнии. Фриленд сообщает, что у Помо имеется несколько различных видов целите­ лей57. Один из них, доктор переодеваний (или поющий доктор), — един­ ственный, кто имеет право использовать так называемый метод устра­ шения. Если происхождение заболевания неизвестно, его симптомы не ясны и болезнь является продолжительной, у целителя появляются подозрения, что она явилась результатом встречи пациента с одним из духов (о чем сам пациент может не помнить). В этом случае лекарь кон­ сультируется с членами семьи больного, чтобы выяснить, чем он зани­ мался в момент возникновения болезни, и они вместе пытаются опреде­ лить, с каким духом он мог повстречаться. Лекарь принимает решение как можно точнее воспроизвести происшедшее. Он может сам наря­ диться духом или сконструировать изображение чудовища. Короче, воссоздается необходимая реальная обстановка, и эту сцену неожидан­ но показывают пациенту. Если при этом он демонстрирует симптомы ужасного страха, диагноз считается подтвержденным. Затем пациента обычными медицинскими методами выводят из состояния коллапса, в которое он впал в результате испытанных переживаний. После это­ го лекарь снимает свой костюм или уничтожает изображение духа на глазах у пациента для того, чтобы тот мог избавиться от своего чувства страха. Сообщается, что после такой процедуры быстро наступает вы­ здоровление.

Один человек страдал от хронической болезни, которая не поддавалась никакому лечению. Его родственники помнили, что в тот день, когда он за­ болел, он охотился в горах. Лекарь предположил, что пациент повстречал­ ся у ручья с водяным чудовищем. Он создал изображение большой змеи, состоящее из нескольких соединенных между собой частей, змея имела длину шесть футов и ширину один фут и могла приводиться в движение с помощью привязанных к ней веревок, затем изображение чудовища было выкрашено в белый, красный и черный цвета. Когда пациент увидел устра­ шающее видение, его охватил такой страх, что он начал кидаться на стоя­ щих вокруг него людей, и для того, чтобы удерживать его, прежде чем он не упал в конце концов в обморок, понадобилось шесть человек. После этого лекарь заставил его сильно пропотеть, затем вымыл его, дал напиться воды

ирассказал ему о том, что его болезнь была вызвана встречей с водяным ду­ хом, который с тех пор его преследовал. Вскоре наступило выздоровление.

Вдругом случае женщина испытала среди ночи страшный испуг, после чего упала в обморок. «Поющий доктор», который случайно оказался не­ подалеку, решил, что больная увидела духа. Он быстро надел костюм духа

ис помощью отца пациентки сильно напугал ее. Затем он успокоил боль-

Глава 1. Предшественники динамической психотерапии

-ŒJD-

 

ную, рассказав ей всю историю. На следующий день она чувствовала себя нормально.

Такие терапевтические процедуры можно было бы назвать либо психической шоковой терапией, либо психодрамой.

Более сложную процедуру можно было найти у племени Зуни, где прерогатива лечения была возложена не на одного человека, а на це­ лую группу целителей, утверждавших, что они производят исцеление с помощью богов, покровительствующих их обществу. Считалось, что во время церемонии эти боги входят в тела целителей. Матильда Сти­ венсон дает нам подробное описание таких обществ и проводимых ими лечебных церемоний58. Эти церемонии у каждого общества разные, в за­ висимости от мифов о богах, которые им покровительствуют.

В качестве примера миссис Стивенсон описывает церемонию, совер­ шенную одним из таких обществ с целью излечения ангины. Члены общест­ ва собрались на рассвете в комнате пациента. Пациент лежал на коврике на полу в центре комнаты, откинувшись на руки «отца братства». Три колду­ на, одетые в маски и костюмы богов общества, спустились в комнату через крышу в сопровождении женщины-члена общества, несущей его символы и корзину со священной едой. «Боги» исполнили несколько танцев и обря­ дов вокруг пациента, оставляя на его теле линии, обозначенные пыльцой священных растений. Один из обрядов состоял в том, что пациент произво­ дил отхаркиванье через ротовое отверстие маски Великого Бога (которую ему давал один из колдунов и которую он позднее возвращал ему). Во время всей церемонии пел хор под аккомпанемент определенных инструментов. Совершив целую серию других обрядов, «боги» удалялись. После этого «отец братства» давал пациенту два пирога, из которых один он должен был съесть сам, а другой — отдать бродячей собаке, после чего члены об­ щества удалялись на пир, приготовленный для них заранее членами семьи больного.

Такой метод лечения отличают следующие особенности. (1) Это коллективное лечение, организуемое и проводимое не одним человеком, а лечебным обществом. (2) Это психодрама, в которой участвуют три главных целителя, одетые в маски и костюмы трех богов, и в которой по­ могают остальные члены общества, в то время как пациент тоже испол­ няет в обрядах активную роль. (3) Это религиозная терапия, поскольку боги спускаются к больному и разыгрываются связанные с ними мифы.

(4) Это также и «терапия красотой», благодаря великолепию песен, об­ рядов и костюмов. (5) Частично это излечение, достигаемое переносом болезни или зла другому существу (больное горло передается бродя-

От первобытных времен до психологического анализа

чей собаке). (6) После выздоровления пациент обязан присоединиться к излечившему его обществу (этот обычай сейчас возрождается совре­ менной психотерапией: бывшие алкоголики часто вступают в общества трезвости, выпущенные на свободу пациенты психиатрических клиник объединяются в свои клубы)59.

Еще более тщательно разработанный церемониал излечения можно видеть у индейцев племени навахо, известных прекрасными сотканными вручную тканями, великолепными картинами, которые они делают из цветного песка, и музыкой. Это племя обладает также хорошо разви­ той мифологией. Их церемониальные излечения, в отличие от подобных процедур, проводимых в племени Зуни, выполняются не медицинскими обществами, а под руководством одного лекаря. Ритуал настолько сло­ жен, что у человека, исполняющего эти обязанности, уходит несколько лет на то, чтобы выучить наизусть одно из «Девятидневных песнопе­ ний», составляющих основную часть церемонии, во время которой ра­ зыгрываются мифы о сотворении мира и о пирах богов навахо.

Среди навахо часто имеют место случаи, когда человек впадает в состояние беспокойной депрессии, в результате плохого сна, иллюзии того, что он якобы видел духа или из-за страха, что он обидел священ­ ное животное. Пациент может чувствовать себя до такой степени боль­ ным, что иногда он добровольно идет на смерть в результате длитель­ ного голодания. В таких случаях своевременно назначенная церемония излечения, проведенная опытным целителем, может оказаться необы­ чайно эффективной и вызвать быстрое выздоровление.

Замечательный пример такой церемонии наблюдала в 1928 году и сняла по нему фильм Лаура Адаме Армер. Священник Оскар Пфистер опубликовал об этом излечении статью с иллюстрациями и приложил к ней психоаналитический комментарий60.

Пациенту, человеку примерно пятидесятилетнего возраста, приснился сон, что он видел своих детей мертвыми. Это до такой степени расстроило его, что он впал в тяжелую депрессию. Через несколько недель запросили совет астронома, который погрузился в транс, посмотрел на звезды и уви­ дел медведя. После этого он сказал пациенту: «Ищи волшебника, который владеет Горным Заклинанием, ибо, если ты его не найдешь, тебя ожидает неминуемая смерть». Волшебника нашли, и он сказал пациенту: «Когда ты был ребенком, то видел больного или мертвого медведя, а может быть, твоя мать видела его перед твоим рождением. Это был священный медведь, и те­ перь тебе нужно найти способ умилостивить его».

Были выстроены две хижины — одна, «дом песен» или «медицинский вигвам», для пациента, вторая — для его жены и детей. Все собратья боль­ ного по клану пришли, чтобы помочь во время девятидневной церемонии

Глава 1. Предшественники динамической психотерапии

излечения, в то время как женщины помогали готовить и обслуживать участников. Пациент, целитель и остальные мужчины начали церемонию, совершив омовение в ручье и исполнив обряды очищения.

Песни, обряды и церемонии, выполняемые на протяжении девяти дней, настолько сложны, что пришлось бы написать целую книгу, чтобы описать хотя бы одну церемонию подробно. (Монография о Девятидневных Закли­ наниях была опубликована Вашингтоном Мэтьюсом)61. Двенадцать мужчин собирались у медицинского вигвама на шестой, седьмой, восьмой и девятый день и под руководством целителя выполняли на земле прекрасные картины цветным песком. Эти рисунки одинаково замечательны как своими художе­ ственными достоинствами, так и мифологическим и символическим значе­ нием. Целитель, исполняя обряды, сопровождал их магическими жестами

ипеснями. Каждый день в конце церемонии картина уничтожалась, а остав­ шийся от нее цветной песок собирался и им посыпали пациента. В конце девятого дня около двух тысяч навахо — мужчин, женщин и детей — собра­ лись вокруг членов семьи больного, чтобы пропеть заключительные песно­ пения Горного Заклинания, и церемония закончилась радостным обрядо­ вым танцем. В этот момент пациент почувствовал, что излечился. Инфор­ мация, полученная два года спустя, показала, что излечение было полным

иникаких рецидивов болезни не последовало.

Комментируя это излечение, Оскар Пфистер предлагает психоана­ литическую интерпретацию: медведь является символом отца. Будучи ре­ бенком, пациент желал смерти своему отцу и теперь опасался, что его дети будут испытывать по отношению к нему те же чувства. Результатом этого явилось появление у него желания смерти детям, по поводу чего он испы­ тывал чувство вины. Ему пришлось примириться с отцом с помощью двух мужчин, как бы символизирующих отца (астронома и целителя), а также всего рода и богов племени. В течение девятидневной церемонии он сначала был примирен со своей семьей и членами клана, затем с более обширной группой людей и, наконец, в последний вечер церемонии, со всем племенем. Все эти искупления и примирения проходили на бессознательном, симво­ лическом уровне.

Эта интерпретация может пролить некоторый свет на описанное излечение, однако его смысл и значение гораздо шире. Пфистер сам добавляет, что деятельное участие всех сочувствующих больному чле­ нов общины напоминает ему некоторые религиозные излечения, имев­ шие место в святых местах. К тому же во время целительных церемоний в племени навахо пациента не только примиряют с его племенем и бо­ гами, но это многоступенчатое примирение совершается через пере-ра- зыгрывание космогонических и других священных мифов. Более того, навахо являются непревзойденными мастерами в плане поразительного