Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Психология и философия / Генри Элленбергер Открытие бессознательного. Том 1.pdf
Скачиваний:
31
Добавлен:
12.08.2021
Размер:
13.48 Mб
Скачать

Глава 2. Возникновение динамической психиатрии

ЩОШ

 

удержную, почти гипоманиакальную активность. Похоже, временами он демонстрировал признаки параноидальной мании величия. (Швей­ царский врач Эгг утверждал, что в 1804 году Месмер сказал ему, что проточная вода магнетизирована, потому что он, Месмер, двадцать лет назад магнетизировал солнце.)52 Но помимо этого, он был также под­ вержен неожиданным приступам уныния. Месмер сам описал то нео­ бычное состояние, которое он пережил в 1776 году. Весьма возможно, что нечто подобное произошло с ним и в 1785 году. Оба эти эпизода сопровождались истощением его магнетической силы.

Месмер с его сверхъестественной внутренней силой гораздо ближе к древним колдунам, нежели к психотерапевтам двадцатого столетия. Его победа над Гасснером больше напоминает нам поединки соревну­ ющихся шаманов Аляски, чем противостояние двух современных пси­ хотерапевтов. Тем не менее его доктрина содержала ростки некоторых основных положений современной психиатрии, а именно:

Магнетизер, утверждал Месмер, и есть, собственно, терапевтиче­ ское начало всякого исцеления: его сила лежит в нем самом. Чтобы при­ ступить к лечению, ему нужно установить связь со своим пациентом, то есть раппорт, иначе, «настроиться» на него. Исцеление достигается посредством кризиса — проявления скрытых заболеваний, вызываемых искусственно, с целью контролировать их. Лучше вызывать несколько постепенно уменьшающихся по силе кризисов, нежели один острый. При коллективном лечении магнетизер должен контролировать реак­ ции пациентов друг на друга.

Месмер организовал своих последователей в общество, в котором врачи и профессиональные магнетизеры имели разные права. Его чле­ ны, жертвовавшие огромные суммы денег, изучали доктрину Месмера, вместе обсуждали результаты их терапевтической работы и поддержи­ вали единство общества.

До сих пор остается открытым вопрос о том, был ли Месмер предте­ чей или же непосредственно самим основателем динамической психиа­ трии. Можно сказать, что любой первопроходец всегда является преем­ ником предыдущих и предтечей для последующих исследователей. Как бы там ни было, развитие современной динамической психиатрии вос­ ходит своими корнями к животному магнетизму Месмера, чьи заслуги были несправедливо забыты неблагодарными потомками.

Пюисегюр и новый магнетизм

В истории каждого открытия есть момент, когда оно перестает при­ надлежать человеку, это открытие совершившему, и начинает собствен­ ный исторический путь.

От первобытных времен до психологического анализа

Не успел Месмер приступить к обнародованию своего учения, как один из его наиболее преданных последователей маркиз де Пюисегюр сделал открытие, придавшее новое направление развитию магнетизма. По мнению некоторых историков, оно имеет не меньшую или даже большую важность, чем открытие Месмера. Шарль Рише сказал: «имя Пюисегюра должно стоять в одном ряду с именем Месмера... Месмер, безусловно, является инициатором магнетизма, но не его основателем»53. «Если бы не Пюисегюр, — добавляет он, — магнетизм не просуществовал бы долго и остался бы в памяти как мимолетный приступ безумия вокруг baquet».

Среди наиболее восторженных последователей Месмера были три брата Пюисегюр, принадлежавшие к одному из самых известных дво­ рянских родов Франции. За минувшие столетия род Пюисегюр дал Франции много выдающихся людей, в основном, в сфере военного искусства54. Их семья принадлежала к той ветви французской аристо­ кратии, которой было присуще активное участие в филантропических делах. Все три брата стали учениками Месмера и играли далеко не по­ следнюю роль в истории животного магнетизма55.

Младший брат Висконт Жак Максим де Шатен де Пюисегюр (17551848) отличился на парадном плацу в Байонне: один из офицеров, воз­ можно, сраженный апоплексическим ударом, упал на землю. Висконт сумел магнетизировать его на месте и вылечил на глазах у всех. Есть сведения, что он впоследствии получил повышение за то, что неодно­ кратно излечивал солдат и офицеров в своем полку.

Второй брат, Антуан-Гиацинт, которого называли графом де Ша­ тене (1752-1809), был морским офицером. Он увлекался исследованием гуанчей, аборигенов Канарских островов, и даже привез в Париж не­ сколько мумий. Он первым стал распространять животный магнетизм в Санто-Доминго, богатой и процветающей французской рабовладель­ ческой колонии. Белые плантаторы вскоре толпились вокруг baquet, а чернокожие рабы также освоили эту технику и стали использовать ее для своих нужд.

Старший из братьев, Аман-Мари-Жак де Шатене, маркиз де Пюисе­ гюр (1751-1825), офицер артиллерии, отличившийся при осаде Гибрал­ тара и принимавший участие в официальной миссии в Россию, половину своего времени уделял военной карьере, а остальное время жил в Бюзанси, недалеко от Суассона, где у него было огромное поместье. Как и у многих его современников-аристократов, у него в доме был cabinet de physique (физический кабинет), где он производил различные опыты с электричеством. Хотя поначалу он отнесся к месмеризму весьма скеп­ тически, его брату Антуану-Гиацинту удалось обратить брата в свою веру, и тот вскоре сам начал исцелять людей индивидуальным и группо­ вым методом у себя в поместье56.

Глава 2. Возникновение динамической психиатрии

Одним из первых его пациентов был Виктор Рас, молодой крестья­ нин двадцати трех лет, чья семья была в услужении у Пюисегюров на протяжении нескольких поколений. Виктора, у которого было легкое респираторное заболевание, удалось легко загипнотизировать, и в этом состоянии с ним произошел очень странный кризис. У пациента не было конвульсий или беспорядочных движений, как позднее и у других па­ циентов, он скорее впал в доселе неизвестную разновидность сна, при котором казался даже в большей степени бодрствующим и осознающим происходящее, чем в нормальном состоянии. Он мог разговаривать, от­ вечать на вопросы и демонстрировал большую ясность мысли, нежели во время бодрствования. Когда маркиз начал чуть слышно напевать пес­ ню, то заметил при этом, что и юноша тоже ее напевает. Когда кризис миновал, Виктор ничего не помнил. Заинтригованный Пюисегюр еще раз вызывал у него такой же кризис, а также несколько раз успешно проделал это с другими пациентами. Пребывая в подобном состоянии, они могли сами диагностировать свою болезнь, предсказывать ее раз­ витие (Пюисегюр называл это pressensation), а также назначать себе ле­ чение.

Вскоре у Пюисегюра стало так много пациентов, что он организо­ вал сеансы коллективного лечения. Недалеко от великолепного замка Пюисегюров располагалась окруженная деревьями и крытыми соломой хижинами базарная площадь небольшой деревни Бюзанси. Посреди площади стоял большой красивый вяз, у основания которого бил родни­ ковый ключ. Крестьяне располагались вокруг дерева на каменных ска­ мьях. На ствол и крупные ветви дерева навязывали веревки, свободные концы которых пациенты пристраивали к тем частям тела, которые их беспокоили. Сеанс начинался с того, что крестьяне становились вокруг дерева, держа при этом друг друга за большие пальцы рук. Они начина­ ли чувствовать, как флюиды с переменной силой начинают циркулиро­ вать по цепочке. Через некоторое время маркиз приказывал крестьянам разбить цепочку и потереть ладони. Затем он выбирал некоторых из них и, дотрагиваясь до них железным прутом, погружал их в состояние «аб­ солютного кризиса». Эти пациенты, которых он называл врачами, диаг­ ностировали заболевания и назначали лечение. Чтобы «расколдовать» их (т. е. вернуть их из магнетического сна), Пюисегюр приказывал им поцеловать дерево, вследствие чего они пробуждались, забывая все, что с ними в этом состоянии происходило. Эти сеансы проходили при сте­ чении большого количества любопытных и зевак. Сообщалось, что за время немногим более месяца Пюисегюру удалось вылечить от разных заболеваний 62 пациента из трехсот.

Новая техника, открытая Пюисегюром, имела две отличительные черты: первой был собственно «совершенный (perfect) кризис», харак-

шшз

От первобытных времен до психологического анализа

 

теризуемый состоянием, схожим с состоянием сна, возможным, но нео­ бязательным общением с магнетизером, все команды которого пациент исполнял, и следовавшей за всем этим амнезией. Вскоре была отмечена схожесть такого магнетического сна с естественно вызванным сомнам­ булизмом, и первый получил название «искусственного сомнамбулиз­ ма». (Пройдет еще много времени, прежде чем Брейд назовет это со­ стояние нынешним именем — «гипнозом».) Второй особенностью была та «ясность сознания, которую проявляли некоторые пациенты, т. е. их способность диагностировать заболевания, предсказывать их развитие и определять лечение как для себя, так и для других пациентов, с кото­ рыми у них устанавливалась терапевтическая связь — раппорт.

С помощью Виктора Пюисегюр вскоре узнал о том, что состояние совершенного кризиса57 можно использовать в психотерапевтических целях. В то время Виктор был очень расстроен ссорой, произошедшей между ним и его сестрой. Он бы никогда в жизни не рассказал об этом ни единому человеку, но в состоянии магнетического сна он почувство­ вал себя достаточно свободно, чтобы исповедаться маркизу, который посоветовал Виктору отстаивать свои собственные интересы и найти подходящее решение. Виктор вскоре действительно последовал советам маркиза и нашел выход из положения.

Роль Виктора Раса в истории магнетизма заслуживает отдельного разговора. Он был не только одним из первых пациентов Пюисегюра, но и самым первым, кто впал в состояние совершенного кризиса, прото­ типом которого он, собственно, и стал, — ведь именно изучая Виктора, маркиз постиг основные принципы своего открытия. В начале 1785 года Пюисегюр взял Раса в Париж, где использовал его при публичных пока­ зах. Он дважды показывал Виктора Месмеру, но какова была реакция, последнего, нам неизвестно. После этого самочувствие Виктора стало ухудшаться: в состоянии магнетического сна он объяснил, что причина в том, что во время демонстрационных сеансов его часто показывали любопытным и скептически настроенным людям. Таким образом, Пюи­ сегюр осознал, что магнетизм можно использовать исключительно в целях лечения, а не для показов или экспериментов. Кроме того, экс­ периментируя с Расом, маркиз осознал также всю безосновательность учения Месмера о флюидах физического происхождения и пришел к выводу, что действительной движущей силой исцеления является воля самого магнетизера58.

Открытие Пюисегюра возымело значительный эффект. По всей Франции пошла волна подражания чудесным излечениям в Бюзанси. Из отдаленных деревень доходили слухи о том, как филантропи­ чески настроенные графы и маркизы исцеляют своих крестьян и слуг у подножия дерева59. Но как бы там ни было, эта новая тенденция маг-

Глава 2. Возникновение динамической психиатрии

Г Т Т п Т П

нетического лечения распространялась очень быстро, к великому не­ удовольствию Месмера, который считал магнетический сон всего лишь одной из разновидностей кризиса и настаивал на своей теории о флю­ идах физического происхождения, хотя и потерял на этом много своих последователей. С этого момента между ортодоксальными месмеритами, придерживавшимися теории флюидов, и последователями Пюисегюра, концентрировавшими свое внимание на искусственном сомнамбулизме, принимавшими психологическую теорию и, в результате, упростившими технику месмеризации, произошел медленно прогрессирующий раскол.

В августе 1785 года Пюисегюр получил приказ принять командова­ ние своим артиллерийским полком, стоявшим в Страсбурге60. Местное масонское общество обратилось к нему с просьбой ознакомить своих членов с принципами животного магнетизма. Пюисегюр прочел им курс лекций, который закончил словами:

Я верю в существование внутри меня особой силы.

Из этой моей веры проистекает воля, посредством которой я вызываю эту силу.

Всю доктрину животного магнетизма можно уложить в два слова: ве­ рить и желать.

Яверю в то, что я обладаю силой, которая сможет осуществить на деле жизненно важный принцип моих соотечественников.

Яжелаю, чтобы моя сила принесла пользу обществу.

Вот вся моя наука и вся моя техника.

Верьте и желайте, господа, и вы достигнете того же, чего и я.

В Страсбурге Пюисегюр организовал Société l'Harmonique des Amis Réunis, в задачи которого входила подготовка магнетизеров и открытие центров лечения магнетическим методом. К 1789 году общество насчи­ тывало более двухсот человек. В их число входила элита эльзасской аристократии, представители которой давали торжественное обеща­ ние лечить безвозмездно, писать подробные отчеты о своей практике и предоставлять их обществу. По инициативе общества центры лечения были открыты по всему Эльзасу. Деятельность страсбургского общест­ ва представляет особый интерес, так как оно — в отличие от центров в остальной Франции — публиковало ежегодный отчет о своей деятель­ ности, где фиксировались случаи исцеления в форме краткой истории болезни, с указанием имени врача и пациента, а также характера забо­ левания61. Коллективные сеансы ни в форме baquet, ни в форме магне­ тизированного дерева в отчетах не упоминаются. Похоже, что теорети­ ческие соображения играли незначительную роль в жизни этого обще­ ства.

От первобытных времен до психологического анализа

Невозможно предсказать, как развивалось бы общество в дальней­ шем, если бы его деятельность не была внезапно прервана революцией 1789 года. Société PHarmonie и все его филиалы перестали существо­ вать. Крестьяне предпочли исцелению у подножия магнетизированных деревьев подножия «деревьев свободы», где они слушали речи револю­ ционеров. Многие из последователей Месмера дворянского происхож­ дения эмигрировали, другие окончили свой путь на эшафоте, как это произошло с некоторыми из членов королевских комиссий: Байном, Лавуазье и его оппонентом Туре. Бертассе чудом избежал гильотины, позднее он стал философом мистического направления и близким дру­ гом русского царя Александра I. Когда Мальту оккупировали войска Наполеона, а затем англичане, месмерианские рыцари были высланы с острова. В Санто-Доминго магнетизм скатился до уровня массового психоза среди чернокожих рабов, который (психоз) французы потопи­ ли в море крови. Позднее Месмер как-то хвастался, что вновь образо­ ванная республика — ныне называемая Гаити — обязана своей незави­ симостью ему.

Маркиз де Пюисегюр провел два года в тюрьме, после чего он полу­ чил возможность отреставрировать свой замок и стал мэром Суассона. Он взялся за написание литературных сочинений, а также возобновил работу над исследованием магнетизма. Он работал над гипотезой, со­ гласно которой сильные умственные расстройства, возможно, явля­ ются разновидностью сомнамбулического нарушения, и был убежден, что когда-нибудь магнетизм можно будет использовать для лечения безумия. Пюисегюр принялся за лечение двенадцатилетнего мальчика Александра Эбера, у которого время от времени возникали приступы безумной ярости. Маркиз лечил мальчика полгода, не оставляя ни на минуту, тем самым предвосхитив последующие попытки лечения тяже­ лых психозов психотерапевтическим методом62.

После свержения Наполеона новое поколение магнетизеров, кото­ рые не застали Месмера, стали считать Пюисегюра своим патриархом, при этом мало кто обращал внимание на то, что термин «месмеризация» в действительности означает метод лечения, который ввел Пюисегюр. Возвратившись в Бюзанси в апреле 1818 года, шестидесятисемилетний маркиз узнал, что Виктор Рас, которому тогда было пятьдесят восемь лет, тяжело болен и все время говорит о нем. Пюисегюр отправился к нему и магнетизировал его в той же крытой соломой хижине, как и тридцать четыре года назад. Он был поражен, что в состоянии магне­ тического сна Виктор прекрасно помнил все детали своей предыдущей сомнамбулической жизни. Виктору стало значительно лучше, и маркиз вернулся в Париж. Виктор Рас, старейшина французских сомнамбул, умер вскоре после описанных событий и был похоронен на кладбище