Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Психология и философия / Генри Элленбергер Открытие бессознательного. Том 1.pdf
Скачиваний:
31
Добавлен:
12.08.2021
Размер:
13.48 Mб
Скачать

От первобытных времен до психологического анализа

своих страстей. Такую тренировку Гален считал возможным проводить в любом возрасте, даже в пятьдесят лет, но считал, что мудрее начинать ее в ранней юности. Были также и дополнительные методы, такие, как ежедневное перечитывание и цитирование афоризмов пифагорейской школы. По мере того как пройдут годы, учил Гален, человек научится довольствоваться в жизни самым необходимым. Ему, например, будут нужны всего два костюма и пара рабов. На этой стадии, когда он до­ стиг состояния спокойствия и свободы даже от горестей, он будет рас­ сматривать страсти как тяжелые заболевания души и сможет помочь другим. Этот метод руководства, осуществляемого мудрым человеком по отношению к своему молодому ученику, иллюстрируется в трактате «Об ошибках души», в котором Гален различает два источника ошибок: ошибки чисто интеллектуального характера и ошибки, которые явля­ ются результатом страстей.

Религиозное лечение и «лечение душ»

Католическая церковь взяла от прежних установившихся религий такие приемы и обычаи, как молитвы, клятвы, паломничества (которые, несомненно, обладают стимулирующим действием в период, когда люди ведут однообразный образ жизни и привязаны к одному месту); цер­ ковь придает также большое значение практике исповеди, осуществ­ ляемому индивидуально признанию в грехах священнику, связанному обетом тайны. Есть основания предполагать, что повсеместно принятая практика исповеди оказала свое влияние на развитие психологии в виде автобиографий, таких, как «Исповедь» Святого Августина и психоло­ гический роман92. Был накоплен большой запас психологических зна­ ний, которые в известной степени были систематизированы в учебниках по моральной теологии, но сама природа тайны исповеди делала эти си­ стематизированные здания достаточно абстрактными93.

Протестантские реформы устранили принудительные исповеди, но именно среди протестантских общин возникла новая практика и тра­ диция, называемая «излечением души» (Seelsorge). Эта практика имеет много аспектов и разновидностей, один из которых несет в себе особое значение94. Некоторые протестантские священники считались владею­ щими специфическим духовным даром, который позволял им получать признание о тайнах, мучающих несчастные души, и помогать этим лю­ дям в их затруднениях. Эти духовные лица соблюдали традицию стро­ жайшей тайны, хотя обязанность соблюдать тайну исповеди не накла­ дывалась на них с такой строгостью, как на священников католической церкви. Ввиду отсутствия достоверного исторического примера такого вида лечения мы обратимся к роману Генриха Юнга-Штиллинга «Тео-

Глава 1. Предшественники динамической психотерапии

-03-

 

бальд, или Мечтатели», опубликованного в 1785 году. В одном из глав­ ных эпизодов этого романа мы находим подробное описание «излече­ ния души», которое, возможно, основано на реальном событии, став­ шем известным романисту.

Молодая незамужняя женщина, Занхен, становится жертвой какогото особого вида депрессии. Врачи приписывают ее состояние «слабости нервов», называют его истерией и безуспешно лечат больную с помощью лекарств. Услышав о деревенском пасторе Босиусе, который якобы обла­ дает особым даром «излечения души», родственники больной просят его о помощи. Преподобный Босиус описан в романе как набожный, образо­ ванный, скромный и преданный своему делу человек. Приехав, он отправ­ ляется прогуляться с Занхен по саду. Его доброта производит на нее бла­ гоприятное впечатление. Он заводит долгий дружеский разговор о любви Господа, которая воплощается во всей природе, где каждое существо дума­ ет о Боге. Что же является самым прекрасным во всех этих мыслях о Боге? Любовь. А что такое любовь? Это желание любящего соединиться с возлю­ бленной. Этот разговор побуждает Занхен рассказать ему о своей тайной трудной любви к Теобальду и о грехе, который она совершила. Услышав это признание, преподобный Босиус восклицает: «Добрые души! Как мало вы знаете о любви!» После этого он начинает объяснять ей, что она была обманута страстью в обличье любви, а страсть — это не что иное, как «ес­ тественное сексуальное влечение» (natürlicher Geschlechtstrieb), то есть ес­ тественный инстинкт животных, которые стремятся к размножению, какой бы утонченный и возвышенный вид этот инстинкт ни принимал. Вслед за этой беседой преподобный Босиус заставляет Занхен смириться с судьбой и с ее согласия объясняет ситуацию ее родителям, затем он уговаривает Теобальда жениться на ней, так что первая часть романа заканчивается ти­ хим венчанием Теобальда и Занхен95,96.

Отметим, что болезненная тайна, с которой столкнулся преподоб­ ный Босиус, связана с любовью, и создается впечатление, что из своего опыта «излечения души» он, вероятно, знал, что это так. Показательно также, что Босиус не счел свою задачу выполненной после того, как по­ лучил признание и утешил страдающую. Получив на это разрешение па­ циентки, он играет активную роль в решении ее мучительных проблем. Вся эта процедура несколько напоминает современную краткосрочную психотерапию.

Наступило время, когда знание мучительных секретов пациентов и их лечение стали обязанностью светских врачей. Когда это случи­ лось, неизвестно, но, возможно, это произошло среди первых магнетистов (о которых мы будем говорить в следующей главе). Понятие

От первобытных времен до психологического анализа

отягощающей пациента тайны стало известно этим людям вскоре по­ сле открытия Пюисегюром состояния «магнетического сна» (позднее названного гипнозом). Самый первый пациент, которого Пюисегюр в 1786 году погрузил в магнетический сон, Виктор Рас, сообщил ему о своем конфликте с сестрой, о котором он никогда не осмелился бы сказать ему в нормальном состоянии. Придя в себя, пациент последо­ вал совету Пюисегюра к своему полному удовлетворению97. В 1786 году граф Лутцельбург опубликовал рассказ об одном из своих пациентов, преисполненном дружеских чувств к своему приятелю, к которому в состоянии бодрствования он испытывал полное доверие98. Однако во время «магнетического сна» он узнал, что его предполагаемый друг является предателем, нанесшим ему большой вред, и он сам объяснил магнетисту, что тот должен делать для того, чтобы перевести это зна­ ние из «глубины» магнетического сна в его бодрствующее состояние. В ранний период магнетизма о подобных случаях сообщалось повсюду, во второй половине девятнадцатого века они стали менее частыми, но в 80-90-х годах прошлого века еще были гипнотизеры, которые знали, как снять с пациента тяжесть тайны, о которой тот рассказал в гипно­ тическом состоянии.

Понятие патогенной тайны постепенно стало известно более ши­ рокой публике. Свидетельством этого может служить серия литера­ турных произведений, созданных на протяжении всего девятнадцатого века. Роман Кремиаса Геттхельфа (псевдоним швейцарского пастора Альберта Битциуса), опубликованный в 1843 году, рассказывает исто­ рию молодого человека из богатой крестьянской семьи, который уми­ рает от отчаяния, потому что он тайно влюблен в юную служанку, на которой родители никогда не разрешат ему жениться, так как она бед­ ная сирота99. Семья устраивает его брак с богатой и высокомерной не­ вестой. Опытная старая гадалка разгадывает тайну юноши и вынуждает родственников разорвать помолвку и женить сына на его возлюблен­ ной. С этого момента он начинает поправляться. В 1850 году Натаниэль Готорн в своем шедевре «Алая буква» описал историю о том, как пато­ генная тайна может оказаться разгаданной злым человеком и исполь­ зоваться им для того, чтобы довести свою жертву до гибели100.

Замечательная история о страшной тайне и излечении от нее была рассказана Ибсеном в 1888 году в его пьесе «Женщина с моря».

Эллида, героиня пьесы, страдает мистическим неврозом, который каким-то непостижимым образом, по-видимому, связан с морем: она тратит невероятно большое количество времени, купаясь и плавая в фи­ орде, хотя при этом она утверждает, что ненавидит его «болезненную отвратительную воду» в противоположность живой воде открытого моря. Каждый раз, когда кто-либо заговаривает о море, Эллида вздра-

Глава 1. Предшественники динамической психотерапии

гивает и прислушивается с глубоким интересом. Она предлагает худож­ нику идею нарисовать сирену, умирающую на берегу после того, как море отступило. Разговаривая со скульптором, она немедленно начина­ ет думать об изготовлении скульптур, изображающих тритонов, сирен

ивикингов. Говоря о своем ребенке, который умер в раннем младенче­ стве, Эллида утверждает, что цвет и блеск его глаз изменялись в зави­ симости от различного состояния и цвета моря. Она придерживается теории, что, если бы человечество предпочло жить в море, а не выйти на сушу, люди были бы намного лучше и счастливее, но они сделали непра­ вильный выбор, и сейчас слишком поздно возвращаться в море, хотя, как она считает, мучительное ощущение этой ошибки лежит в основе печали человечества. Постепенно тайна приоткрывается: когда-то Эл­ лида была увлечена (а возможно, соблазнена) мистическим морепла­ вателем, они соединили свои кольца в одну цепь, которую он швырнул

вморе и исчез, сказав, что однажды вернется к ней. Мистический море­ плаватель возвращается и требует от Эллиды исполнения своего обеща­ ния, но она уже замужем. Муж оставляет ей выбор между собой и не­ знакомцем, напоминая, однако, о чувстве долга. Она выбирает мужа,

иписатель дает нам понять, что это свободное осмысленное решение принесет ей излечение101.

В пьесе Ибсена подчеркиваются два аспекта патогенной тайны: (1) мно­ гие символические способы, которыми эта тайна выражает себя и (2) ре­ зультат лечения может зависеть не только от вмешательства психотерапев­ та, но и от свободного, ответственного решения, которое пациенту позво­ ляется принять самому.

По-видимому, первым медиком, который систематизировал знания о патогенной тайне и ее психотерапии, был венский врач Морис Бене­ дикт102. В серии публикаций, которые появились в 1864-1865 годах, Бене­ дикт показал, что во многих случаях истерии и других невротических забо­ леваний причина болезни кроется в наличии мучительной тайны, чаще всего связанной с сексуальной жизнью больного, и что многих пациентов можно излечить, заставив их признаться в своей тайне и попытавшись помочь им решить связанные с ней проблемы.

Можно только удивляться тому, в какой степени современная динами­ ческая психотерапия испытала на себе влияние старого понятия патогенной тайны и лечения больного при ее наличии. Как мы увидим в последующих главах, некоторые из описанных Жане и Фрейдом случаев имеют отноше­ ние к патогенным тайнам, так же как это было с магнетистами и гипнотизе­ рами. В своем «Предварительном сообщении», опубликованном совместно с Брейером в 1893 году, Фрейд упоминает в одной из сносок: «Мы нашли самое близкое сходство с нашими теоретическими и терапевтическими ут-