Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Психология и философия / Генри Элленбергер Открытие бессознательного. Том 1.pdf
Скачиваний:
32
Добавлен:
12.08.2021
Размер:
13.48 Mб
Скачать

От первобытных времен до психологического анализа

освобождение колоний. Он писал о том, что понятие частной собствен­ ности должно быть усовершенствовано, что смертная казнь является пережитком варварства и что было бы хорошо, если бы люди смогли создать международный искусственный язык общения64. Хотя он всег­ да старался не смешивать философские понятия с психологическими теориями, в работах Жане есть некая метафизическая идея, которая, подобно лейтмотиву, повторяется во всех его произведениях, — это идея о том, что прошлое человечества в целом каким-то образом сохра­ няется в настоящем65. Он даже утверждал, что наступит время, когда люди смогут совершать путешествия в прошлое, подобно тому, как они путешествуют по воздуху. «Все, что когда-то существовало, — говорил он, — все еще продолжает существовать в каком-то неведомом для нас месте, которое для нас недоступно». Жане говорил, что если когда-ли­ бо будет изобретен «палеоскоп», люди узнают много удивительных ве­ щей, о которых они сегодня не имеют ни малейшего понятия. В основе философских взглядов Жане лежала не только «спиритуалистическая философия» его дяди, Поля Жане, но и подавляемые религиозные чув­ ства, которые он пережил в детстве. Хотя его часто изображают ате­ истом, Жане в действительности был скорее агностиком, никогда до конца не порывавшим своих связей с религией. Напротив, его жена, ко­ торая в детстве воспитывалась в монастыре и, возможно, дальше Жане отошла от религии, открыто выражала свое неприятие католической церкви. Дочь Жане, Элен Пишон-Жане, рассказывала автору этой кни­ ги, что ее отец настоял на том, чтобы все его дети получили соответству­ ющее религиозное воспитание в одной из протестантских церквей Па­ рижа. Очевидно, он считал, что позднее они могут пожелать обратиться к религии, и не хотел лишить их возможности получить элементарное религиозное образование. После смерти мадам Жане он распорядился, чтобы ее похоронили в соответствии с обычаями католической веры. То же самое было сделано и по отношению к Жане несколько лет спустя.

Чем больше изучаешь работы Жане, тем больше чувствуешь, что за его сократовской усмешкой скрывается мудрость, которую он унес с собой в могилу.

Современники Жане

Ни один созидательный ум не творит в изоляции. Помимо учите­ лей и учеников, великие пионеры науки имеют и спутников, людей сво­ его поколения, которые могут быть по отношению к ним дружелюбны, враждебны, равнодушны, но которые существуют рядом и проходят свой курс эволюции параллельно с ними, и их идеи не могут избежать взаимовлияния.

Г/гава 6. Пьер Жане и психологический анализ

GEE

 

ЕСЛИ МЫ бросим взгляд на поколение Жане как бы с высоты птичье­ го полета, то есть посмотрим на людей, которые родились в том же году или с разницей в один-два года, мы увидим среди них целое созвездие выдающихся мыслителей. Помимо других к поколению Жане принад­ лежат Анри Бергсон (1859-1941), Эмиль Мейерсон (1859-1933), Эдмон Гобло (1858-1935) и Морис Блондель (1861-1949), социологи Эмиль Дюркгейм (1858-1917) и Люсьен Леви-Брюль (1858-1939), лидер фран­ цузских социалистов Жан Жорес (1859-1914), математик и философ Гастон Мило (1858-1918) и психолог Альфред Бине (1857-1911). Крат­ кого взгляда на биографию Бергсона достаточно для того, чтобы уви­ деть определенное сходство между его жизнью и жизнью Жане66. Оба родились в Париже в 1859 году. Оба учились в одном из парижских ли­ цеев (Бергсон — в Лицее Кондорсе, Жане — в Коллеж Сент-Барб). Оба поступили в Эколь Нормаль, Бергсон в 1878 году, а Жане — в 1879-м. Оба начали свою карьеру с преподавания философии в провинциаль­ ных лицеях (Бергсон провел один год в Анжере и пять — в КлермонФерране, Жане — полгода в Шатору и шесть с половиной лет в Гавре). Для обоих эти проведенные в провинции годы были временем станов­ ления личности и интенсивной работы. Оба увлекались эксперимента­ ми с гипнозом. Первая статья Бергсона была посвящена бессознатель­ ной симуляции в гипнозе, а первая работа Жане в том же году — его экспериментам с Леони67. В обеих статьях чувствовался скептицизм авторов по отношению к парапсихологическим интерпретациям. Оба выступили в качестве редакторов философских работ и оба предста­ вили свои диссертации в Сорбонну в 1889 году68. Оба ученых пытались найти отправную точку для психологии в наиболее элементарных пси­ хологических явлениях, Бергсон в своем «Очерке о непосредственных данных сознания», а Жане — в работе «Психический автоматизм» предприняли попытку решить одну и ту же проблему, хотя и разными способами. Оба были назначены преподавателями философии в па­ рижских лицеях, Бергсон несколько раньше начал работать в Кол­ леж Ролен, где Жане вскоре занял его должность. Оба преподавали в Сорбонне и позднее в Коллеж де Франс, куда Бергсон был назначен раньше, чем Жане, и где он выступил на защите диссертации Жане на академическом совете. В течение многих лет после этого они вместе работали в Коллеж де Франс, а затем в Академии моральных и по­ литических наук и часто общались друг с другом. И, наконец, весьма примечательно, что оба они в конце жизни проявили столь глубоко скрывавшийся в их душах интерес к религии.

Влияние Бергсона на Жане было чрезвычайно важным, как это признавал сам Жане. Используемое Бергсоном понятие «внимания к жизни» (attention a la vie) весьма напоминает то, что Жане называ-

От первобытных времен до психологического анализа

ет fonction du reel, a то, что Бергсон говорил об острие жизни как об авангарде эволюции, также очень близко к понятию «психологическо­ го напряжения» у Жане. Жане признавал также, что когда он начал представлять психологические факты как модели поведения, это, воз­ можно, объяснялось влиянием первых книг Бергсона69. Но и влияние Жане на Бергсона было не менее значительным. В своей работе «Ма­ терия и память» Бергсон ссылается на проделанное Жане исследова­ ние диссоциаций личности, он также заимствовал у Жане термин «фа­ бульная функция» (fonction fabulatrice), понятие, которое, возмож­ но, близко к тому, что Фредерик Майерс называл мифопоэтической функцией бессознательного.

Не менее сложным было и взаимовлияние Жане и Бине. Альфред Бине был на два года старше Жане — он родился в 1857 году в Ницце70. Бине учился в лицее в Ницце, затем в Париже в Лицее Луи-ле-Гран, где его школьным товарищем был Бабинский. Сначала Бине интере­ совался правом, потом биологией и лишь затем начал проявлять инте­ рес к психологии, тогда он и познакомился с Рибо и Шарко, который позволил ему осматривать пациентов в своих палатах. Одно из пер­ вых исследований Бине было посвящено «психической жизни микро­ организмов»71. Подобно Жане и Бергсону, Бине также интересовался проблемой наиболее элементарных форм жизни и попытался решить ее, изучая живые существа, которые, как он считал, находятся в самой нижней части шкалы жизни, то есть инфузории, и, как ему казалось, сумел обнаружить у них проявления сенсорной деятельности, раз­ ума и даже элементы проявления взаимопомощи. Первая книга Бине «Психология разума» была опубликована в 1886 году. Он выбрал в ней гипноз как метод решения проблемы и сделал заключение, что в ос­ нове каждого проявления психической деятельности человека лежит постоянный и автоматический процесс подсознательного мышления72. Он посвятил несколько лет исследованию гипноза, истерии и раздво­ ению личности. Научная деятельность Бине протекала в одно время с исследованиями Жане, так что в определенные моменты впереди оказывался один из них, а в другие — второй. Когда Жане опубли­ ковал свою работу «Психический автоматизм», Бине написал на нее развернутую рецензию для журнала «Revue Philosophique», в которой признал, что Жане удалось достичь некоторых результатов, которые он сам надеялся получить в своих исследованиях, и что это делает не­ нужным продолжение его собственной работы73. Подобно Жане, Бине также интересовался историей животного магнетизма и в соавторст­ ве с Фере он написал книгу, посвященную магнетизму74. Однако он не располагал столь глубокими знаниями этого предмета, какими обла­ дал Жане. В последующие годы Жане и Бине, по-видимому, встреча-

Глава 6. Пьер Жане и психологический анализ

лись довольно часто. Они обменивались мнениями по поводу своих исследований и в течение некоторого времени оба работали в лабора­ тории экспериментальной психологии в Сорбонне. Однако вскоре в их отношениях наступило какое-то охлаждение. В 1893 году Бине осно­ вал издание «L'Année Psychologique» — хорошо известный ежегодник, посвященный психологии, в котором он печатал свои многочисленные статьи, но где не появилось ни одной работы, написанной Жане. Бине испытывал серьезные трудности в карьере. Когда он пытался полу­ чить место профессора в Коллеж де Франс, на это место был назначен Жане, а когда он принял участие в конкурсе на получение профессор­ ской должности в Сорбонне, предпочтение отдали Жоржу Дюма. Это привело к тому, что Бине постепенно отдалился от своих коллег. Его лаборатория в Сорбонне была расположена в отдаленной мансарде, которую знали лишь немногие, а из-за своей чрезвычайной застенчи­ вости Бине никогда не принимал участия в научных конгрессах. Но он обладал большим трудолюбием и внес свой вклад во многие области психологии. В своей работе «Экспериментальное исследование мен­ тальной деятельности» он дал подробное описание мыслительных функций двух своих дочерей, Арманды и Маргариты, которых он тща­ тельно обследовал с помощью тестов. Ему удалось показать, что они представляют собой два различных психологических типа, несколько лет спустя определенные Юнгом как интроверты и экстраверты.

Именно Бине создал в 1905 году шкалу для определения умствен­ ных способностей учащихся (тест Бине и Симона), он был пионером

в исследовании детской психологии и экспериментальной педагогики,

атакже в области сексуальной психологии. Бине первым описал фе­ тишизм и ввел сам термин «фетишизм». Он сочинял пьесы с мрачными сюжетами (иногда в соавторстве) и публиковал их под псевдонимом. Бине был талантливым человеком, к сожалению, растратившим свои способности, пытаясь заниматься многими проблемами в разных об­ ластях науки и не создав значительного труда, обобщившего бы ре­ зультаты его многолетних исследований. В 1911 году его постигла ран­ няя смерть, к этому времени он, очевидно, уже давно не имел никаких контактов с Жане, с которым у него когда-то были столь тесные твор­ ческие связи.

Можно было бы провести некоторые параллели между жизнью Жане и жизнью Дюркгейма, Леви-Брюля и другими его современни­ ками. Невозможно учесть взаимное влияние, которое эти люди ока­ зали друг на друга. Если смотреть на них издалека, они похожи на статуи, возвышающиеся в величественной изоляции, но когда при­ ближаешься к ним, они кажутся погруженными в бесконечные беседы друг с другом.