Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Культурология. Комплекс для заочников.doc
Скачиваний:
93
Добавлен:
17.03.2015
Размер:
2.57 Mб
Скачать

3.2. Основной культурный код и его частные производные

Культурный код -- система трансформационных механизмов, свойственных определенным областям культуры или ти­повым ситуациям социального взаимодействия, благодаря которым выделяются, организуются, приобретают надле­жащую форму, транслируются ключевые знаки и символы.

Коды -- это искусственные образования, базирующиеся на природных предпосылках, свойственных человеку. Ем­кость кодов характеризует их выразительный потенциал, т. е. - возможность полно, точно и достоверно передавать информацию о реальности.

Структуралисты выдвинули идею существования Ос­новного культурного кода, который обладает следующими характери­стиками: он универсален (т.е. работает в любом культур­ном типе и любом историческом времени); он самодоста­точен для формирования и сохранения культуры; он от­крыт к изменению, самопорождению новых кодов культурно-исторических типов..

Основной культурный код состоит из трёх взаимообусловленных параметров -- предмет­ности, знаковости, идеальности, на основе которых происходит развивающаяся самоорганизация человеческой культуры.

Предметность как составляющая культурного кода обозначает существова­ние в природном мире класса неприродных искусственных объектов «вторичной природы» («искусственной среды»), в отличие от естествен­ной.

С освоением способа существования в неприродной сфере формировался новый негенетический механизм социокультурной па­мяти: в орудиях труда и быта; в мозге в форме памяти разума человека и в устном народном творчестве – в сказах и мифах. Предмет, жест, слово стали зна­ками целенаправленных действий, формируя язык общения.

Язык, как система знаков, наде­ленных определенным значением, выступает в качестве средства и материала для объективации идеального со­держания (смысла, значения, информации). Знак в языке -- это «материальная оболочка» человеческой мысли, чувств, желаний и т. д.

В языковом поле культуры стирают­ся различия между предметностью и природным явлени­ем: всем предметам давались имена-знаки в форме слов. Имена (тоте­мы) стали получать роды, вожди, люди. Знаковость орудия становится предпосылкой новых форм уже собственно знаковой деятельности (ритуал, культ, магия, миф).

В ходе культурного развития были выработаны три ос­новных типа знаков: знаки-обозначения (основание естественного языка, обеспечивающие коммуникацию); зна­ки-модели (обозначения предметных действий, которые они моделируют); знаки-символы (идеи или представ­ления, переданные в наглядно-образной форме).

Кроме основного культурного кода, лежащего в основа­нии человеческой культуры, существуют вторичные культурные коды, выражающие особенности разных типов культур: коды дописьменных культур («дикость» и «варварство» по Л. Моргану и Э. Тэйлору), коды письменных культур, рукописных и книгопечатных (археологической культуры Триполья -- Кукутени, культур Древнего Египета и Месопотамии); коды экранных культур; коды формирующейся информационно-виртуальной культуры.

В дописьменных культурах доминантным культурным кодом был мифологический, в котором все три типа знаковых систем активно взаимодействовали друг с другом. Мифологический культурный код опи­рается на ряд базовых символов: тотемно-анимический (тотем обозначает родство человека с объектами живой и неживой природы), символы стихий (воды, огня, Зем­ли, Неба) - обозначающие начало мироздания и т. д.

Мифологический культурный код с его тождеством предметности, знаковости и идеальности, в кодах письменных культур под воздействием соци­альных преобразований разрушается, и каждый из этих параметров обретает са­мостоятельное функционирование и осуществляется раз­личными социальными группами.

Предметность стала уделом зем­ледельцев и ремесленников. В городе управляющие были заня­ты учетом и распределением урожая, собирали налоги в казну. Сакральное знание фиксировалось в священных текстах, над которы­ми трудились писцы в храмах.

Новый культурный код -- письменный, в отличие от мифологического кода, который воспроизво­дился только в ритуальных действиях, имеет форму сво­его выражения в Священных книгах: в «Книге мертвых» у египтян, в «Ветхом Завете» у иудеев, в «Авесте» у иранцев-зороастрийцев, в «Ведах» у индийцев-брахманистов и «Ведах славян» у болгар-помаков. В Священных книгах были собраны законы и правила, сообщались и осмыс­ливались события прошлого народа, которому они этнокультурно принадлежали.

Таким образом, в письменный куль­турный код включается история, прошлое становится ря­дом с настоящим и связывается в единое целое.

Изменение этого культурного кода начинается в хри­стианской Европе во второй половине XV в. Оно связано с изобрете­нием книгопечатания, вследствие чего произошла десакрализация Свя­щенного текста Библии в результате перевода ее с са­крального латинского на немецкий и другие языки и пре­вращение в доступный всем грамотным людям текст.

Свой вклад в формирование нового культурного кода внесла наука. Ее результат -- достоверное, проверяемое экспери­ментально знание (эксперимент -- новый вид знаковой деятельности), внедрялся в механизм культурной па­мяти, перестраивал ее. В XVII—XIX вв. научная теория ложится в основание письменно-книгопечатного культурного кода Западной Европы.

В XX в. начинают формироваться коды экранной культуры, по-новому организуя взаимодействие основных компонентов культурного кода.

Предметность замыкается на «вторичную предметность» -- компьютеры, информа­ционные системы связи, информационные банки и т. д. Знаковость тоже расширяет область своего действия: сло­во, модель, символ на экране реализуются по-новому.

Идеальность, формируемая экранной культурой, обновля­ется. Для нового мышления характерно «сращение» логи­ческого и образного, синтез понятийного и наглядного, гуманитарного и технического мышлений.

Формирование информационно-виртуального типа культуры началось с

создания микро- и биочипов и уже начавшемся процессом их вживления в тело человека.

Предметность, знаковость, идеальность одноимённого культурного кода вновь соединились в слове, но не в горловом произношении, а в слове-мысли.

Человека получил возможность напрямую, минуя зависимость от мышц, реализовывать свои слова-мысли как команды во внешней технократизированной и радиофицированной среде.

Слово-мысль, как команда мозга, попадая через нейродинамические структуры нервной системы на микрочип в теле человека, преобразуется в радиочастотный сигнал и управляет специально оснащённым для его приёма оборудованием - техникой, орудиями и средствами труда, VIP квартирой, медицинским или иным оборудованием.

Наступает опасная эра информационно-виртуального кода и типа культуры: появляется соблазн сканировать частоту индивидуального сигнала личности и сделать прибор для считывания мыслей данного человека или управления его мыслями, поведением, поступками, вплоть до превращения его в своего безвольного и безропотного раба.

В этих условиях особую важность приобретает усиление гуманитарной составляющей (прогнозирования и своевременного устранения возможной опасности от экспериментов «преображенских») в формировании гуманитарного мышления, нравственности, гуманизма у граждан, работников и специалистов с целью повышения у них качества прогнозируемости многовариантных последствий за результат своих экспериментов, рационализаций и изобретений, а также -- ответственности за использование информационно-виртуальных технологий в антигуманных целях.