Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Культурология. Комплекс для заочников.doc
Скачиваний:
93
Добавлен:
17.03.2015
Размер:
2.57 Mб
Скачать

2.3. Философия культуры о. Шпенглера, её влияние на культурологию

Одним из мыслителей, который наиболее глубоко осознал проблематику и симптомы кризиса Европы был Освальд Шпенглер, книга которого «Закат Европы» стала сенсационной в год ее издания – 1923-й.

Уделяя в ней основное внимание пе­реходу культуры в цивилизацию, Шпенглер утверждал, что этот переход отмечен не развитием культуры, а ее упадком и гибелью. Он отвергал рационали­стические, панлогические построения истории культу­ры, основанные на ничем не подкрепляемом оптимиз­ме, и считал, что всемирная история, содержащая традиционное членение на древний мир, средние века, новое время и опирающаяся на понятия «человечество», «про­гресс», «цель» -- существует лишь в головах филосо­фов, что у истории нет ни единой цели, ни всеобщей логи­Ки, ибо она характеризуется рождением и умиранием культурных организмов.

Шпенглер подвергал сомнению мысль об историче­ском единстве античности и Европы, о непрерывном единстве исторического развития мировой культуры.

Историю мировой культуры он рассматривал как историю замкнутых культурно-исторических образований, развивавшихся на основе этапов биологических циклов. При этом каждый культурный орга­низм рождается, проходит естественный путь, достига­ет своего расцвета и, истощаясь (в форме цивилиза­ции), приходит к своему естественному концу.

Зре­лых культур, по Шпенглеру, восемь: египетская, индийская, вавилонская, китайская, античная (греко-римская «аполлоническая»), «магическая» (византийско-арабская), западноевропейская («фаустовская», которая в отличие от цельной и гармоничной «аполлонической» культуры, проникнута скепсисом и рефлекси­ей), южноамериканская культура майя.

С его точки зрения, цивили­зация, которая достигла расцвета в современной Европе, свидетельствует об истощении её жизненного порыва, т.е. -- о закате Европы.

Сравнение и сопоставление античной культуры (Эл­лады) с культурой европейской (Западом) -- наиболее яркий и впечатляющий момент в шпенглеровской мор­фологии мировой культуры. Поэтому у Шпенглера речь идет только о двух типах культур: аполлонической (античной) и фаустовской (европейской).

Шпенглер оста­навливался и на развитии других культур, но основной интерес автора -- выявить принципиальную несхожесть античного (аполлонического) челове­ка и западного (фаустовского). Различиями между ними – различия между греческим богом Аполлоном -- воплощением меры, гармонии, порядка и согласия, сообщаемых им внешнему миру и доктором Фаустом, как воплощением неудовлетворенности и неза­вершенности, раздвоенности и сомнения, обусловлен­ных его безмерной гордыней в научных исканиях. Фаустовский человек потерял самое ценное - един­ство с жизнью. В погоне за бесконечностью и могуще­ством он пришел к собственному духовному оскуде­нию

Шпенглер был убежден в не­схожести культурно-исторических типов культур, и в том, что невозможно гово­рить не только об исторической связи, но и о всякой преемственности и духовном родстве: античная куль­тура, как и многие другие культуры, о которых мы знаем, бес­конечно далеки от нас и не имеют для нас никакого значения, т. к. современный западный человек замкнут в своем одиночестве и находится в скорлупе собственно­го цивилизационного пространства и окаменелости ду­ха. В этом - основа кризиса европейского человека. Но при таком взгляде Европа теряет свои духовные ос­новы, из которых исходили целые эпохи и духовные движения - Ренессанс, Реформация, Просвещение, научная революция. Здесь, по Шпенглеру, нет преемст­венности: евклидова математика - это одно, а совре­менная - совсем другое.

Итак, Шпенглер провозглашал духовное одиноче­ство Европы, полную оторванность ее от корней и ис­токов, которыми считался античный мир.

Этим он нанёс удар по западной научной мысли, в основе развития которой лежит процедура рефлексивной со­отнесенности с античной культурой, позволяющая вы­яснять смысл и назначение европейского человека, обосновывать вечные человеческие ценности: свободу, разум и права человека. Разрушена возможность культурной идентификации современного европейского человека с совершенным миром порядка и меры. Фаустовский человек Европы, лишенный античного зеркала культуры, начинает замечать на своем лице страшные гримасы и звериный оскал.

Начало XXI века характеризуется массовой востребованностью идеи развития человеческой культуры как многополярного мира, что автоматически отвергает претензию на мировое господство «универсальных американско-европейских ценностей» и объясняет современную частичную востребованность культуроло­гических идей О. Шпенглера.