Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ответы по пед и псих полные.doc
Скачиваний:
25
Добавлен:
10.11.2018
Размер:
1.29 Mб
Скачать

II. Вопрос № 8. Восприятие и ощущение(общая характеристика). Восприятие и обучение(Запорожец, Венгер)

Ощущение — это отражение отдельных простых признаков (или предметов объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувствительности.

Поясним это классическое определение. В образе ощущения отражается некое единичное, обязательно элементарное (не со­ставное, не комплексное) явление: звук, свет, цвет, боль. Ощущается нечто красное, светлое, но не сам предмет с данными характерис­тиками Скажем, человек ощущает боль в печени, но не саму пе­чень. Бытовое выражение «ощущение радости» считается понятий­но некорректным, ибо речь идет в таком случае об эмоции, пережи­вании, но не об ощущении. Ощущению свойственна некоторая незавершенность, искусственность, потому что в реальной жизни не бывает «чистой» работы только ощущений. На них всегда «наложе­ны» другие психические процессы.

Как сказано в определении, ощущение существует именно в момент соответствующего внешнего воздействия. Иначе Ψчески его не отличить, к примеру, от образа памяти, воображения,галлюцинации.

Существует множество теорий ощущений, значимых своей отне­сенностью не столько к самим ощущениям, сколько к пониманию всей психики. Например, рецепторная теория утверждает, что для возникновения ощущения достаточно наличия внешнего воздей­ствия на соответствующий рецептор. Последним называется осо­бый прибор, орган, расположенный на периферии тела (в глазу, ухе, коже, на языке), в котором физическое воздействие среды преобра­зуется в нервный импульс. В рецепторе материальное воздействие просто «отпечатывается» в соответствии с его анатомической и физиологической спецификой. Рефлекторная теория убедительно доказывает, что для возникновения ощущения необходимо наличие “встречной активности» особых отражающих движений в рецепто­ре. Такие специальные движения имеют место в каждом рецепторе и реализуются на чисто физиологическом уровне. Это особые «перцептивные действия», целая их система, подтверждающая активный характер психики.

О многообразии ощущений свидетельствует большое количество классификаций по самым различным основаниям. Основной является классическая градация ощущений по физической модальности раздражителя, т.е. по аспекту отражаемого внешнего воз­действия. Здесь выделяют следующие виды чувствительности:

зрение как важнейший источник информации, работающий в огромном диапазоне угловых величин отражаемых объектов (от 0,5 угловых секунды), их яркости {от 10~7 до 105 пит), в широком спектре длин электромагнитных волн (от красного до фиолетового

цвета);

слух, который тонко различает три основные физические ха­рактеристика звука: интенсивность, высоту и тембр. Кроме того, отражается длительность звука и его пространственность, а в числе комплексных параметров звукового ощущения выделяют такие, как объемность, плотность, яркость и другие, являющиеся следствием взаимодействия ощущений разных модальностей; кожная чувствительность (осязание) включает в себя три разных вида ощущений: тактильные (прикосновение и давление), температурные и болевые; вкусовые ощущения, имеющие четыре основных качества: сладкое, кислое, горькое и соленое, хотя их реальное сочетание несопо­ставимо шире;

обоняние выделяет по качеству шесть основных запахов: фрук­товый, цветочный, смолистый, пряный, гнилостный, горелый. Практи­ческое многообразие обонятельных ощущений человека значительно шире.

Поскольку индивид живет в мире реально целостных предметов и взаимодействующих свойств, в его сенсорике образуются «сквоз­ные», или интермодальные, ощущения, синестезии. Мы говорим: «теплый цвет, тяжелый взгляд, острая пища», обозначая этим ре­зультат совместной работы различных анализаторов, свой сенсор­ный и жизненный опыт.

Вторым распространенным основанием классификации ощуще­ний служит их участие в построении субъективного образа мира:

- экстероцепция отражает свойства внешнего, окружающего

мира;

- интероцепция отражает сигналы из внутренней среды орга­низма, которые великий русский физиолог И.М. Сеченов (1829— 1905) называл «томными чувствами»;

- проприоцепция (или кинестезии) — это отражение сигналов от мышц и сухожилий, необходимое для регуляции любых дви­жений.

Как видим, необходимость участия многообразных ощущений в создании и функционировании психики не подлежит особому дока­зательству.

С измерения ощущений и чувствительности во многом начина­лась современная экспериментальная Ψ. Поэтому приве­дем азы психофизики.

Чувствительностью называется способность человека иметь ощущения. Выделяют два вида чувствительности: абсолютная и разностная (дифференциальная, относительная), каждая из которых измеряется порогами. Измерение порогов чувствительности — это достаточно сложная, методически многовариантная, тщательно от­работанная, статистическая процедура.

Нижний абсолютный порог — это минимальная физическая интенсивность раздражителя, при которой он может вызвать (бо­лее чем в 50% случаев предъявления) едва заметное ощущение. Верхний абсолютный порог — это максимальная интенсивность раздражителя, при которой он еще может восприниматься в своей модальности (не переходя в боль) либо вообще восприниматься.

Разность между величинами порогов именуется динамическим диапазоном и описывает крайние пределы всех видов человеческой чувствительности.

Дифференциальная чувствительность имеет, как правило, боль­шее нначение в жизни и практической деятельности человека, в профессиях, предъявляющих повышенные требования к чувстви­тельности (художник, музыкант, дегустатор). Разностный порог — это минимальное изменение в интенсивности раздражителя (или в силе двух смежно действующих), которое может быть воспринято в данных условиях перцепции.

Как и все в психике, чувствительность подвержена динамике, т.е. изменениям в соответствии с переменчивым миром. Для обо­значения такой динамики принято два основных термина.

Адаптация (приспособление) чувствительности — это измене­ние величин порогов вследствие перемены объективных условий перцепции. Адаптация может привести к обострению чувствитель­ности (темновая адаптация глаза), понижению чувствительности (уменьшение остроты слуха в зашумленном помещении), полному исчезновению ощущения (нерезкий запах). Адаптивные возможно­сти сенсорики очень широки и могут выходить даже на уровень индивидуально-Ψческих различий.

Сенсибилизация — это повышение чувствительности вследствие изменения внутренних условий организма. Такие условия могут быть физиологическими (болезнь, фармакологические воздействия; уровень утомления) и сугубо Ψческими. Их влияние на чувствительность как на самое «простое» в психике — впечатля­юще велико. Изменение мотивации, смена цели, субъективная зна­чимость сигнала, вооруженность человека приемом перцепции, наличие опыта и многое другое может иметь выраженный сенсиби­лизирующий эффект. Примером тому служат многочисленные-экс­периментальные исследования в области детской и в особенности инженерной Ψи. Острота зрения дошкольника в игровой ситуации увеличивается в полтора раза. Оператор опознает цифру раньше, чем бесформенное пятно. Ребенок, вооруженный словом-знаком, значительно тоньше различает предъявляемые цвета.

В «работу» ощущений обязательно включаются другие, более сложные психические процессы и состояния, задействуется лич­ность в целом. Поэтому понятие порога чувствительности стано­вится «плавающим», переменным для условий конкретной деятель­ности, субъекта и жизненной задачи. И чем сложнее то или иное Ψческое образование, тем убедительнее проявляется его комплексный, межфункциональный, личностный характер.

Восприятие, по сути, представляет собой личностно организованную, комплексную, многоуровненую и разнообразную перцептивную деятельность, развер­нутую во времени и пространстве. Согласно хрестоматийному определению восприятие — это отражение в психике человека предметов и явлений мира в целом (в комплексе свойств) при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чув­ствительности. Прокомментируем это несложное, но и не однознач­ное Ψческое определение.

Во-первых, «местом» отражения образа восприятия названа пси­хика, а не мозг и не сознание. Во многих учебниках и словарях в этом случае пишут об отражении «в мозге». Приведем образное выражение одного из основоположников советской Ψи А.Р. Лурии (1902—1977). Он говорил, что в мозгу отражается кир­пич, когда он падает на голову. Восприятие же кирпича — это его отражение в сознании. Но образ восприятия не обязательно явля­ется осознанным, т.е. разделяющим отраженный мир на объектив­ное и субъективное. Сознание, конечно, может участвовать в чело­веческом восприятии, и такое происходит в случае подключения к восприятию внимания. Осмысленность как качество восприятия не одно и то же, что его осознанность.

Во-вторых, особенность восприятия заключается в отражении предмета в целом, как такового, а не механического набора отдель­ных свойств Причина подобной предметной целостности восприя­тия состоит не только н «суммировании» образов различных ощу­щений, не только в наличии соответствующей физиологической «картинки». В предметном восприятии необходимо участие памяти, мышления, опыту человека.

Наконец, третий момент, выделенный в определении восприятия. отличает его, например, от воображения, памяти, при которых субъек­тивный образ существует в момент объективного отсутствия отра­жаемого предмета.

Специфика восприятия убедительно раскрывается посредством трактовки его основных свойств, количество и название которых у разных авторов варьируется. Но суть сводится к следующему.

1. Основное свойство восприятия — это его предметность, ко­торая сочетается со свойством целостности, а зачастую— осмыс­ленности. Отразить предмет— значит увидеть (или услышать) Нечто целостное, функционально завершенное, для чего-то нужное. Имеющее определенное значение. Объективный мир предметен, но не все из него вычленяется, отражается предметно в форме дис­кретного образа восприятия. Что-то остается субъективно не вос­принятым, не понятым, не нашедшим «применений», хотя оно, быть Может, отражено объективно физиологически. Человек мысленно «замыкает» даже незавершенные контуры и превращает их в из­вестные ему предметы. Люди видят предметы там, где их в реально­сти нет (тест Роршаха, например), причем в одинаковом материале {бесформенном наборе пятен) испытуемые находят и узнают раз­ное. Идет «проекция» опыта, особенностей личности на результаты восприятия. Это следствие не только физиологического образа, который может быть избыточно полным или, напротив, недостаточ­ным. Предметность есть следствие работы мышления, воображения, памяти.

Некий индивид не может, например, любоваться картиной или наслаждаться музыкой не потому, что он слеп или глух. С физиоло­гией может быть все в порядке, но для полноценности восприятия не хватает, положим, желания, времени, фантазии. Многие агнозии имеют своей причиной не нарушения в работе соответствующих анализаторов, а отсутствие необходимых связей восприятия с мыш­лением, воображением, мотивацией.

Свойство предметности убедительно проявляется в иллюзиях восприятия. Например, у дошкольника еще нет зрительно-весовой иллюзии, заключающейся в признании неравенства веса двух пред­метов, значительно отличающихся по объему, но в действительнос­ти одинаковых по тяжести. У ребенка не сформировано взаимодей­ствие восприятия разной модальности (зрительного и проприоцептивного, тактильного), недостаточно развито свойство предметности. Такое восприятие можно назвать неосмысленным, т.е. как бы «не отработанным» мыслью, аналитико-синтетической деятельностью мышления. Развитые формы восприятия фактически сливаются с визуальным мышлением. То или иное понимание предмета дано вместе с его восприятием.

2. Образ восприятия обладает свойством обобщенности (категориальности), что непосредственно вытекает из качества предмет­ности и является следствием участия в нем речи. Воспринятый предмет называется, а значит, классифицируется, относится к опре­деленному разряду. Предмет обобщается с другими одноименны­ми. В этом общечеловеческом свойстве восприятия возможны су­щественные индивидуальные различия.

Один человек увидел, например, здание и пошел дальше. Другой индивид воспринял это же здание как некое архитектурное соору­жение. Возникают совершенно различные образы, в восприятии ра­ботают разные словесные и другие знаковые средства. Свойство обобщенности по-разному представлено в различных видах восприя­тия. Так, для обонятельных образов в языке значительно меньше слов, чем для зрительных. Потому образы обоняния менее дифференцированы, более «категоричны». Обобщенность развивается и меняется вместе с развитием и изменением речи, мышления, опыта, Для восприятия пейзажиста, наверное, не существует одинаковых, обобщенных полян, равно как для учителя в реальности нет «обоб­щенного» школьника. Обобщенность восприятия упорядочивает от­раженный мир, но в известном смысле упрощает, усредняет его.

3. Третьим свойством восприятия является его относительная константность, что относится к восприятию формы, цвета, величи­ны (удаленности) предмета независимо от резко изменяющихся объективных условий перцепции.

Человек, например, чаще видит тарелку эллипсоидной, но воспри­нимает ее всегда круглой. Физиологические следы (в сетчатке гла­за) людей, рассматриваемых на расстоянии двух или двадцати мет­ров, существенно различаются размерами. Но эти люди не вос­принимаются соответственно великанами или карликами. Лицо знакомого человека воспринимается относительно постоянным не­зависимо от ракурса рассмотрения, освещения, наличия косметики.

Причина свойства константности заключается в предметности и осмысленности, в связях восприятия с другими психическими про­цессами, а также в способности человека воспринимать не только предмет, но и сами условия перцепции. Свойство константности восприятия величины — удаленности легко «снимается», например, в эксперименте, если испытуемый лишен возможности восприятия пространственной перспективы. Как и все высшие психические свойства, константность восприятия формируема. Ребенок, живу­щий в высотном доме, например, раньше «принимает» константность величины человека внизу на улице, чем его сверстник, впервые ока­завшийся на балконе одиннадцатого этажа. Благодаря константно­сти и всем другим перечисленным свойствам человек живет в мире относительно постоянных предметов, в мире сущностей, а не беско­нечно переменчивых физических явлений.

Восприятие динамично, т.е. находится в развитии, изменении. Обозначим основные направления этой динамики в онтогенезе пси­хики.

1 Становление, смена, редукция системы перцептивных дей­ствий, т.е. движений, осуществляемых в рецепторах, без которых психическое отражение невозможно. Это движения по «ощупыва­нию» мира, по уподоблению ему, выделению в нем «информативных точек», У новорожденного таких перцептивных действий нет, он еще не может сосредоточить взгляд на предмете, схватить его и ощупать. Перцептивные действия происходят из практических, пред­метных действий и далее видоизменяются, совершенствуются в ходе психического развития. Вначале они существуют развернуто (сукцессивно), подобно ощупывающим движениям пальцев руки. Затем становятся одномоментными, свернутыми (симультанными) по типу микроскачка глаза. Складывается динамичная, многоуровневая си­стема перцептивных действий, которая задействуется во взаимоза­висимости от других направлений динамики восприятия: его зада­чи и алфавита.

2. Развитие восприятия идет по пути становления, укрупнения. преобразования его алфавита, сенсорных эталонов, оперативных единиц. Восприятие внутренне вооружено особым алфавитом. Че­ловек воспринимает мир не непосредственно, а сквозь сито этало­нов, единиц перцепции. Такой алфавит меняется в ходе развития и практической деятельности.

Рассмотрим для наглядности смену алфавита восприятия при овладении ребенком чтением. Вначале «единицей» восприятия и различения является буква, положим, есть М и есть А. Затем алфа­вит укрупняется до слогов, из двух букв получается нечто новое — МА. Когда объединятся два слога, то получится не просто звуча­щее как МА-МА, а качественно новая единица в виде слова: МАМА. Далее идет укрупнение алфавита чтения. Человек воспринимает не буквы, не слоги, не слова, а предложения, мысли. Изменилось не только чтение, не только восприятие. Вся психика стала качествен­но другой. Соответственно будут меняться перцептивные движе­ния глаз при чтении: от обведения буквы по контуру до «диаго­нального» движения по странице текста. При этом принципиально меняется и предмет внимания, и содержание поля сознания чита­ющего человека.

Нечто подобное происходит во всех видах восприятия. При вос­приятии речи человек выделяет фонематические признаки, т.е. та­кие физические характеристики звука, от которых меняется значе­ние слова. Скажем, в русском языке к таким признакам относятся звонкость — глухость, ударность — безударность. В каждом языке существуют свои специфические фонемы. Например, во вьетнам­ском языке фонематическим признаком выступает тональность (вы­сота) звука, в которой для русского языка отражается лишь эмоция говорящего. Слуховой и речевой аппараты устроены одинаково у людей всех языковых и национальных принадлежностей. Но фоне­матические различия речи на разных языках (и даже диалектах) могут быть очень существенными.

За исключением отдельных профессий алфавит восприятия скла­дывается у человека стихийно, путем приспособления и передачи традиций, хотя в отечественной детской Ψи решалась задача сенсорного воспитания дошкольника. Конечно, человека следует учить адекватному восприятию всего разнообразия и богатства мира, в том. числе внутреннего, психического. Художник видит, а музы­кант слышит мир по-другому, чем люди необученные. Опытный механик может по нюансу звука обнаружить неисправность слож­ного и шумного двигателя. Все это иллюстрирует и подтверждает большие возможности человеческой психики.

3- Третьим направлением развития и динамики восприятия, свя­зывающим два предшествующих, является становление и смена перцептивных задач. Для ребенка таких задач вначале вообще не существует. Затем формируются восприятие, любознательность, по­требность в знании. Возникают многообразные задачи восприятия; от простейшего обнаружения, различения, опознания до разверну­той и систематической деятельности наблюдения; от восприятия листа бумаги до восприятия мироздания. Восприятие задействова­но, т.о., в любой человеческой деятельности и может внешне проявиться как в нескольких движениях глаз (узнавание), так и в длительной умственной работе с учебником.

4. Подчеркнем, наконец, что еще одним, ранее описанным направ­лением развития восприятия является его пересечение, взаимодей­ствие с другими психическими функциями, с личностью в целом. Чем богаче межфункциональные связи, тем сложнее и совершен­нее процесс восприятия мира. В том, что, как и зачем воспринимает человек, в значительной мере проявляется и он сам: его потребно­сти и способности, интеллект и сознание, внимание, характер да и все остальное.