Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
4 2nd edition РгЭиУпр.doc
Скачиваний:
23
Добавлен:
12.11.2019
Размер:
2.42 Mб
Скачать

Территория и население. Региональный социально-экономический комплекс

В первом разделе мы рассматривали положение, что региональный социально-экономический комплекс определяется структурой региональной экономики, адекватным ей техническим уровнем производства и культурно-техническим уровнем развития занятой на нем рабочей силы и - соответственно - всего населения данного региона. Здесь же важно рассмотреть взаимосвязь таких понятий, как население и регион.

На протяжении достаточно долгого периода времени на европейском историко-культурном пространстве территория рассматривалась в основном как пространство расселения населения, обеспечивающего своего сеньора продовольственными товарами и в последующем - деньгами в качестве денежной формы оброка и барщины, постепенно переросшего в налоги. Одновременно и централизация государства через объединение отдельных княжеств и графств все более нивелировало какие-либо различия между регионами, если они исправно платили налоги.

В восточных деспотиях, как называли в социальной философии и политической экономии азиатский способ производства, где население также рассматривалось прежде всего как податное население, его связь с регионом была настолько тесная, что даже в известной степени оба эти понятия отождествлялись и получали звучание территория-население63. Такое смешение разнородных понятий было вызвано исключительно фискальным значением проживающего на территории страны населения. Причем это обстоятельство было преобладающим, потому что даже не существовало четкой демаркации границ между восточными странами, если они не проходили через населенные пункты.

Лишь углубление разделения труда способствовало тому, что население по территориям начало различаться в зависимости от того, какой товар оно выставляло на национальный, а затем и на международный рынок. При этом надо иметь в виду, что процесс этот пошел задолго до региональной интеграции Евросоюза. По Фернану Броделю (1902–1985), известному французскому историку, автору капитального труда «Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV-XVIII вв.», персонификация регионов на пространстве европейского рынка началась еще в начале Средних веков. Иными словами регионы начали выделяться из сплошного европейского пространства только своими выдающимися продуктами.

В то же время связь между территорией и населяющим ее населением существует, хотя и не такая формальная. Расселение населения происходило в соответствии с условиями региона, наиболее пригодными для того, чтобы обеспечивать людям себе пропитание на базе существующего для такого периода технологически достигнутого уровня производить достаточный объем потребительских продуктов. Лишь со временем в процессе достижения преобладания социокультурных форм социальной организации пространства над естественно-природными формами детерминации жизнедеятельности общества территория как «кормящий ландшафт», по Л.Н. Гумилеву (1912—1992), известному историку, этнологу, автору теории этногенеза, перестает быть единственным фактором, задающим пространство расселения. Недостающие продукты питания и ремесленного производства приобретаются в процессе товарного обмена, формируя соответствующее рыночной пространство. Поэтому чисто территориальные детерминанты, связанные с наиболее приспособленными для проживания формами пашни или скотоводства, сохраняя определенные специфические социокультурные детерминанты для населения, перестают быть однозначно преобладающими.

Вот почему в процессе достижения заметного преобладания социокультурных форм социальной организации пространства над естественно-природными складывается относительно автономный от «кормящего ландшафта» региональный социально-экономический комплекс. Его встроенность в систему межрегиональных обменов на базе реализации своих региональных конкурентных преимуществ в производстве тех или иных региональных продуктов труда становится базовой характеристикой способности региона со своим населением формировать новые закономерности функционирования данного регионального комплекса. Неспособность организовать межрегиональные связи, чтобы минимизировать недостатки собственного производства, по мере накопления продовольственных проблем становится приговором для правящей элиты, не сумевшей сделать правильные выводы из сложившейся геодемографической обстановки.

Территория и население, интегрируясь в региональном социально-экономическом комплексе, задает для каждой конкретно-исторической эпохи свой общественно-политический императив (обязательное для лиц, принимающих решение, условие долженствования). Необходимо выстроить систему отношений таким образом, чтобы региональные конкурентные преимущества формировали новые «кормящие ниши», которые превышают возможности сырьевой базы своего региона, становится качественно новой формой социокультурного развития населения региона. Единственным условием для этого становится создание модели инновационного пути развития как постоянно генерирующего конкурентные преимущества в интенсивном освоении своего социального пространства и новых ниш на мировом рынке, поскольку глобализация вовлекает все территории в свое влияние.